Дзэн

 

Сатасута Бозу Хакуин
Сатасута Бозу Хакуин

Способ постижения мира в дзэне  основан, прежде всего, на четкости и точности отображения реальности, в отличие от западного подхода, основанного на формальной логике. Секрет философии дзен в том, что она может быть выражена не только через слова и писания, но и через искусство, живопись, каллиграфию, обычаи и обряды (например, чайную церемонию).

В дзен, круг представляет собой процесс непрерывного совершенствования.  Этот процесс не имеет ни начала, ни конца. Практикующий после долгого пути по  линии  круга, возвращается,  в конечном итоге, обратно к исходной точке, но теперь он или она имеет  опыт путешествия и  становится уже другим человеком,  отличным от того, каким был или была  до прохождения этого пути. На вопрос: "Что такое дзэн?", -Дзен Мастер ответил: "Ваша обычная, повседневная  жизнь". Дзэн, как и жизнь, не поддается точному определению, но суть его в опыте, моменте  за моментом, собственного существования – естественном и  спонтанном. Дзен открывает  вашу истинную природу,   освобождает от иллюзий, от психического само отчуждения.

Дзен  художники стараются увидеть  «сущность кошки»  в кошке, «собаки» в собаке, и « душу дерева» в дереве.

Дзен это школа буддизма Махаяны, которая  возникла  в Китае в 6 - 7- веках  в результате синтеза  Дхьяна буддизма и даосизма. Дзен  представляет собой совокупность учений и практик, направленных на  самореализацию  и полное пробуждение (просветление) личности.  Среди мировых   идей, верований, практик, теории и идеологий, Дзен  выделяется как голос здравого смысла. Он представляет собой другой способ видения мира, основанный  на постижении того, кто мы есть на самом деле и всегда были, открывает нам нашу истинную природу.

Дзен удивлено  свободен от догм, он  может помочь вам   стать   менее тревожным, более сострадательным и, в конечном счете, более эффективным в  жизни. Он учит вас управлять  своими эмоциями,   помогает  ответить на фундаментальные вопросы  вашего  собственного  бытия,  о жизни, смерти и того, что лежит за ее пределами.

Объединяющая роль дзэна, свойственное ему сущностное отождествление разных видов деятельности превращали в норму универсальный характер искусства восточных мастеров.
Они естественно совмещали занятия боевыми искусствами с занятиями поэзией, живописью, каллиграфией, приобщались к высшему смыслу чайного действа и искусства икебаны.

Стиль Хэйка
Стиль Хэйка

Дух дзэнской эстетики наложил неповторимый отпечаток на  облик этих искусств. Благодаря дзэн и его аналогам и другим родственным восточным учениям, все виды искусства (и мирные и боевые) пропитывались  медитативностью.  Принцип медитативности в восприятии различных явлений действительности был положен в основу практически всех видов человеческой деятельности. Любое действие, любой предмет или явление, любой образ или идея могли стать темой для медитации, имеющей целью переход  особое состояние сознания, в котором только и мыслилось обретение человеком «абсолютной истины».

Принцип медитативности постепенно превращался в одно из общих оснований культурной традиции Востока, задавая смысловой контекст движению по любому пути совершенствования человека.
Так как представление о совершенстве связано с красотой, темы и объекты для медитации чаще всего были связаны с прекрасным в природе и искусстве. Причем прекрасное в искусстве на Востоке, как бы воссоздавало ту природную естественность, чистоту и красоту, которые одухотворяли путь самопознания человека, делая прекрасным сам процесс его самосовершенствования. Знакомясь со спецификой эстетического в дальневосточной культуре, мы сталкиваемся с совершенно непривычными (даже парадоксальными) проявлениями

эстетического сознания.

 

Источник храма Реандзи, из которого берут воду для чайной церемонии
Источник храма Реандзи, из которого берут воду для чайной церемонии

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий