Китайская живопись эпохи Сун

Китайская живопись эпохи Сун Лю Суннянь
Цветы-птицы Сун
Пейзажная живопись империи Сун
Чжао Куан-инь основал империю Сун в 960 году. Являясь командующим армией императора Шэнь-цзуна эпохи поздней Чжоу (951-960), после его смерти решил занять его место. Он насильственно захватил престол. Столицей нового государства стал Бяньцзын — город на реке Бяньхэ (ныне Кайфын).

Чжан Цзэдуаню (1085—1145) — китайскому придворному художнику династии Сун приписывается создание пятиметрового свитка «На реке в день поминовения усопших», изображающего повседневную жизнь Кайфына в XII в. (Кайфын того времени был величайшим из городов мира).

С точки зрения исторического значения оригинальная картина Чжана «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» многое раскрывает о жизни Китая в XI-XII веках. Его бесчисленные изображения различных людей, взаимодействующих друг с другом, раскрывают нюансы классовой структуры, а также многие невзгоды городской жизни. Он также отображает точные изображения технологических приемов, обнаруженных в Китае Сун. Например, на нем изображен речной корабль, опускающий мачту сошек перед тем, как пройти под выдающимся мостом картин На нем показаны корабли двух основных типов, но все они имеют подвесные рули.для рулевого управления; На картине изображены грузовые суда с узкими кормами или пассажирские лодки и небольшие суда с широкими кормами, плывущие вверх по реке или стоящие у берегов при погрузке и разгрузке товаров. Большие кормы и носы можно увидеть как минимум на трех речных судах, на каждом из которых работает до восьми человек. Это также показывает, как личные сады начали укореняться в Китае — например, помимо огромного обнесенного стеной сада в дальнем левом углу свитка можно увидеть несколько частных садов с их искусственными горами и скалами (ибо Например, небольшой частный сад рядом с городскими воротами, зажатый между аптекой и большим зданием по продаже мебели, состоящий из небольшого пруда, окруженного деревьями и бамбуком).1.
Для Китая этого периода характерен высокий уровень экономики и культуры. Развиваются ремесла: шелкоткачество, керамическое и фарфоровое производство. Расцветает книгопечатание. Начиная с XI века традиционную ксилографию теснит подвижный шрифт. Город становится центом культуры.

Город таким образом превращается в центр просвещения, где функционировали академии и училища, например: Гоцзыцзянь (Императорское училище) и Тайсюэ (Высшее училище).

Учреждаются школы в провинции для детей чиновников низших рангов и даже простолюдинов.
В сунское время образовывались библиотеки,в которых нередко проходили выступление знаменитых ученых конфуцианцев. В «Записках о хранилище наук на горе Тайшань» и в «Записках о четырех школах- библиотеках династии Сун» Ван Инлиня рассказывается о том, что преподавали как официальную науку (чжэнсюэ) так и «просветленное сердце» — то есть Чань буддизм. Среди лекторов знаменитые философы Чжоу Дуньи (1017-1073).

Чжу Си (1130-1200).
Становление неоконфуцианства, официального мировоззрения Китая, в определенной мере происходило на базе этих библиотек – школ, так как последние собирали большие аудитории.
«Небо рождает людей и водворяет господина быть им пастырем. Управление миром следует вести честно, надлежит ввести систему колодезных полей, ибо богатые во сто крат богатеют, бедность нарастает, словно река в паводок, несчастных и страждущих обилие, платья и еды не хватает, и никто не видит, как управиться с этой напастью», — пишется в одном из докладов императору. В другом докладе императору крупного идеолога Чжэн Хао пишется «Дело учительское ныне в упадке, в толковании дао нет единства», «много талантов гибнет».

На протяжении XI-XII веков в живописи Китая произошли перемены. Пала могущественная танская империя. Противоречия в жизни страны, потрясения, пережитые ею, углубили чувства людей, породили новое понимание жизни. По-новому осмысляется красота природы. Непреложность законов развития природы возводится в ранг нравственного эталона, отождествляется с проявлением духовной жизни человека. Пейзаж шань-шуй (Шань-шуй-«горы-воды») — традиционные пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян.
Для рисунка используются минеральные краски или чёрная тушь, изображения сопровождающиеся каллиграфическими надписями, выражают самые возвышенные эмоции и несут важнейшие идеи средневекового Китая. Картины–свитки — это и средство духовного общения и способ передачи символических благородных пожеланий.
Живописцы сделали много открытий в области пространственного построения пейзажа, их композиционного ритма, тональности. Пространство стало символом безграничности мира. В сунское время неоконфуцианство синтетически связало старые религиозные взгляды с проблемами натурфилософии и конфуцианской этики. Сунские художники выразили в своих произведениях идею единства и целостности всего сущего.

Эта идея в сунское время проявилась в осознании творческого процесса, понимаемого как некое слияние человека с миром, постижение мастером за внешней видимостью форм глубокой внутренней сущности явлений.

В трактате «Бифа Цзи» (Записки о приемах письма кистью) написанном в форме диалога юного художника и мудреца-отшельника, говорится о сути вещей и явлений, образно выражающейся живописью, передача которых важнее чем точное воспроизведение отдельных деталей.
Заметки о правилах работы кистью

В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы». В X веке он приобрел особое значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций.
Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями.

Почти все жанры этого периода были связаны с природой. Все прекрасное в жизни, все самые глубокие эмоции сопоставлялись с ней. Каждая травинка под солнцем изображалась с пристальной любовью и вниманием. Художники создавали обобщенные пейзажи, где каждое дерево, любой камень, скала или человек, являющиеся носителями идеального духовного начала, подчинены единому могучему движению сил вселенной.
Горы и реки, водопады и горные обвалы, головокружительные горные ущелья, тихие цветущие долины, затерянные среди вершин, пронизаны восторгом перед необъятной ширью мира.
Мы наблюдаем на этих свитках сложение особой художественной системы пейзажа.

В эпоху Сун китайские художники продемонстрировали удивительные талант в изображении природы и человеческой фигуры. Панорамные виды долин и гор, рек и густых лесов, маленьких фигур монахов и путешественников, деревень, окутанных нежным туманом долин, белых ветвей цветущей вишни или оранжевых цветов с большими зелеными листьями – это темы многих работ художников. Замечательное изображение пейзажа в сунский период было связано с философскими и религиозными взглядами, рассматривающими Природу как Дух Универсума.

Го Си -выдающийся мастер монохромного пейзажа. Один из крупнейших художников-пейзажистов и теоретиков живописи эпохи Сун.

Го Си являлся членом Академии художеств в Кайфыне. В своем трактате «Записки о высокой сути лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание диких источников и скал — обычное наслаждение для совершенного человека.Свои представления о живописи Го Си и высказывал, и записывал. Из этих отрывочных записей его сын Го Сы составил трактат, озаглавленный «Записки о высокой сути лесов и потоков» (Линьцюань гаочжи цзи), который преподнес императору. Трактат состоит из двух частей – «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». К этим двум главам Го Си добавил собственное небольшое послесловие «О живописи». Согласно трактату, художник считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. То есть, художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу:«Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».

«Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761). Их сочинения представляют собой нечто вроде комментариев к тексту созданного Ван Вэем прототипа. В своем трактате Го Си раскрывает тайну пространственного построения свитка (именно Го Си разработал теорию так называемых «трех далей» — саньюань, — в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя).
Го Си 1020-1090 Скалы, деревья, горизонт

Го Си. Ранняя весна. 1072г. Гугун, Тайбэй.
Го Си. Ранняя весна. 1072г. Гугун, Тайбэй.

Правление династии сун делится на два периода.
Второй период связан с большими испытаниями для страны. В двадцатых годах XII века Китай подвергся нападению чжурчжэней. Вся северная часть страны оказалась под властью завоевателей.
Последним императором Северной сун был Хуэй-цзун (кит. 宋徽宗, 7 июня 1082 — 4 июня 1135) — восьмой император династии Сун. Он был талантливым живописцем, музыкантом, каллиграфом. При его правлении был запрещен буддизм. Император предпочитал даосизм. Пренебрежение делами государственными привело к военным поражениям и краху империи.
Лишь южная часть со столицей в Линьане (Ханьчжоу) оставалась свободной и постепенно сосредотачивала в себе всю интеллигенцию китайского общества.

Природа в это время рисуется как единственное прибежище для человека в мире смут, войн и бедствий.

Лю Суньян (1174-1224) китайский художник пейзажист ранней династии южной Сун (1127-1279).
Лю Суннянь Он был активным около 1190-1230 и включается в группу выдающихся художников династии Южной Сун, к которым относят Ли Тана, Ма Юаня и Ся Гуйя . Он работал в Императорской академии живописи в Ханчжоу, столице династии Южной Сун.
Лю следовал традиции Ли Тана. Стиль Лю повлиял на работу Ма Юаня и Ся Гуия

Музей Метрополитен. Нью Йорк. США.

Китайская живопись чань

О художниках Ся Гуйе, Ма Лине, Лян Кайе более подробно в статье «Китайская живопись Чань»
Выдающимся живописцем династии Южная Сун был Ма Юань (1190-1224). Он был знаменитым пейзажистом, и так же работал в жанре «цветы-птицы». Более подробно о его творчестве Ма Юань

Ся Гуй (1195-1224) художник-монах школы Чань. Вместе с Ма Юанем основал школу ма-ся.

Ма Линь работал в 13 веке. Художник пейзажист так называемой школы «Ма-Ся». Сын известного мастера живописи Ма Юаня.

Ма Линь был представителем группы художников эпохи сун, выражавших в своем творчестве идеи чань буддизма. Чань буддизм лежал в основе отношения к миру, природе, познанию, способу постижения сокровенного.

Ма Линь Слушая ветер в соснах.
На свитке ученый на горной террасе. Он слушает ветер среди сосен. Медитативное занятие. Поэт Тао Юань Мин писал о сосне::
«А облик прекрасный
таит в себе влажную свежесть
Мы в ясности этой
и душу провидим и разум.»

Ма Линь Благоуханное небо после дождя

Лян Кай ( вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах. Он видел в искусстве способ запечатлеть и уловить то, что наиболее неповторимо в своей свободе и открывается мысленному взору в момент просветления. Чань буддизм искал путь к истине через созерцание, способствующее духовному прозрению, когда человек сливается с окружающим миром, усилием духа постигает свое единение с миром. Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам присуща некая неуловимость, но намек и недосказанность чаньских мастеров способствует их обостренной эмоциональности. В максимально концентрированном виде живописцы доносят свое ощущение в дерзновенно обобщенной форме, смело и свободно выраженной.

В творчестве Му Ци(1210–1280), оказавшегося способным выразить всю целостность мира, присутствуют все мотивы, уже существовавшие к этому времени в китайской академической живописи, он работал во всех жанрах – случай, беспрецендентный в истории китайского искусства.
1.https://en.wikipedia.org/wiki/Zhang_Zeduan

Ссылка на эту статью:
УДК 008+769.91(510)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ТЕМАТИКА
КИТАЙСКОГО ПЛАКАТА
Ю.В. Береснев
Пермский государственный национальный
исследовательский университет
В.Д. Береснев
Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
Пермская государственная
художественная галерея

ISSN 2587-9987
ISSN online 2686-9691
Научный журнал
Выходит 1 раз в год
Социальные и гуманитарные науки:
теория и практика
Social Sciences and Humanities:
Theory and Practice
2019
Выпуск 1(3)
Issue 1(3)

Китайская живопись эпохи Сун: 4 комментария

    1. Спасибо большое. Ваш комментарий исчез из за технических причин на сайте. Я скопировала его из веб архива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.