Гандхара

Скульптура Гандхары

Буддийское искусство Гандхары процветало с I по V века на северо-западе древней Индии (в настоящее время в Пешаваре в Пакистане). Искусство Гандхары вышло далеко за пределы исторических и географических границ северо-запада Пакистана и соседнего восточного Афганистана.

Гандхара — одно из шестнадцати царств древней Индии попало под власть Персидской империи во второй половине VI века до нашей эры. Затем была захвачена Александром Македонским, правителем Македонии в 326 году до нашей эры и было под управлением царя Селевка. В 305 г. до н.э. воины государства, управлявшегося династией Маурьев, двинулись на запад и захватили Гандхару. Гандхара стала частью империи Маурьев. Это время расцвета буддизма. Царь Ашока уделял большое внимание Гандхаре. Здесь проходили важные торговые пути.

В начале I века один вождей племен юэчжи установил Кушанскую империю в долине реки Кабул (I-III века). В 60 г. н.э. кушанский царь завоевал Гандхару и Матхуру на севере Индии. Царь Канишки Канишка в Афганистане переместил центр власти из центральной Азии в Гандхару, и Пурушапуру (в настоящее время в Пешаваре) стал столицей.

Канишки был поклонником зороастризма и покровителем буддийской веры, и построил большое количество ступ, монастырей, установил много статуй Будды и Бодхисаттв греко-римского стиля в Гандхаре.

Буддийское искусство процветало в его правление. Примерно 241 г. н.э. войска Сасанидов вторглись и захватили Гандхару. Пешавар и Кушанская империя рухнула. В конце IV века остатки Кушанского царства на время были возрождены его вассалом.
И на долгое время Гандхара была забыта.
В 1849 году британцы нашли скульптуры Гандхары в Пенджабе. С XX века, археологи всего мира проводили раскопки в Гандхаре и соседних областях.

Искусство Гандхары было постепенно открыто. Оно возникло в результате слияния восточной и западной культур. В частности, это касается происхождения статуй Будды. Более ста лет этот вопрос был в центре внимания исследователей.
В начальный период буддийского искусства в Индии в скульптурах, найденных в Бхархуте и Санчи используется дерево бодхи для изготовления постамента для Колеса Дхармы и другие символы, чтобы указать на существование Будды, который не изображался в виде человека.

Буддизм Хинаяны выступал против антропоморфного изображения Будды, рассматривая поклонение таким изображениям как идолопоклонство. В Хинаяне считается, что Будда освобожден от реинкарнации и не появляется в человеческой форме.

Сложение антропоморфного пантеона буддизма в изобразительном искусстве Индии
В изо­бра­зительном искусстве Ин­дии (шко­лы Ганд­ха­ры и Мат­ху­ры) сфор­ми­ро­ва­лась ико­но­гра­фия Буд­ды Шакь­я­му­ни и бод­хи­саттв (ори­ен­ти­ро­ва­нная на изо­бра­же­ния ку­шан­ско­го ца­ре­ви­ча), окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние ко­то­рой про­изош­ло в искусстве эпо­хи Гуп­тов (4–6 вв. н. э.).1.
В соответствии с нормами кушанского буддизма Махаяны Будда изображался как сверхчеловек или персонализированное божество. Это согласуется с греческой традицией антропоморфизма, которая преобладала в Гандхаре сотни лет. Канишки вел примирительную политику в сфере религии. Благодаря этому художники Гандхары начали нарушать первоначальное табу буддийского искусства на изображение Будды. Они следовали греко-римской традиции, подражая статуям греко-римских богов, создавая человекоподобные статуи Будды.
Так возникает эллинистический стиль Гандхарской скульптуры. Гандхарская скульптура — симбиоз эллинистического стиля в изображении человека и индийского искусства. Как правило, в искусстве Гандхары Будда выглядит как Аполлон с глубокими глазницами, греческим носом, тонкими губами, длинными ушами, волнистыми волосами, в одежде, напоминающей тогу.
Это статуи в стиле Аполлона или «статуи в тоге». Их мудры и асаны следует индийской традиции. В скульптурах как правило используются абхайа мудра и дхьяна мудра или дхармачакра мудра. Падмасана является основной формой асан.

Гандхара. Сидящий Будда. II-IIIв.
Гандхара. Сидящий Будда. II-IIIв.

Скульптуры Бодхисаттв изображают принца Сидхарту, Майтрейю и Авалокитешвару. В Гандхаре также нашли статуи греческих, римских и не буддийских индийских божеств, таких как Афина, Атлас, Хариты, которые имеют эллинистические черты.
Статуя Будды из Гандхары, яркий пример Греко-буддийского искусства, I век н. э.

Будда. Гандхара. 1в.
Будда. Гандхара. 1в.

«Одной из отличительных черт гандхарской школы искусства, появившейся на северо-западе Индии, стало то, что она явно взяла многое из искусства классической Греции. Таким образом, с одной стороны эти изображения всецело передают ощущение внутреннего мира, который достигается следованием пути Будды, с другой стороны они оставляют ощущение людей, которые ходили, говорили, спали также как и мы. На мой взгляд, это очень важно. Эти фигуры вдохновляют не только потому, что описывают общую цель, но и потому что передают чувство, что простые люди как и мы могут достигнуть её, если постараются».-пишет Далай Лама IV.

Майтрея, сидящий на троне в западном стиле, с Кушанским преданным. 2-й век Гандхара
Майтрея, сидящий на троне в западном стиле, с Кушанским преданным. 2-й век Гандхара

Токийский Музей

Искусство Гандхары можно разделить на ранней и поздней период. Ранний период длился с начала I века до середины III века и поздний период середины III века до конца V века (VII или VIII веков по утверждению некоторых ученых).

Ранний период представлен рельефами из жизни Будды и статуями Будды и Бодхисатв, выполненных из камня в I-III веках в Пешаваре, Таксиле, Свате и Беграме, в то время как поздний период представлен, в основном, лепными скульптурами IV-V веков в Таксиле и Хадде. Стиль ганхарского искусства, особенно в изображении скульптур Будды распространялся вдоль Шелкового пути в Синьцзян и и внутренний Китай, а затем на восток в Корею и Японию.

О Канишке
Древний Восток
Немировский Александр Аркадьевич
Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре

Из всех кушанских царей наиболее известен в Индии был Канишка. В его правление владычество кушан достигло особенного размаха. Владения Канишки в Индии, помимо ее северо-западных областей, захватывали и часть долины Ганга — предположительно до Варанаси.

«Время правления Канишки — один из самых спорных вопросов в истории Индии и Центральной Азии, его определяли с разницей до 200 лет: от середины I до середины III в. н. э. Но скорее всего, он царствовал в первой половине II в. н. э.

Имя Канишки так же часто упоминается в буддийских преданиях, как и имя Ашоки; его чтили как царственного покровителя буддизма — чакравартина — и строителя ступ. Однако в действительности, вероятнее всего, Канишка оказывал покровительство разным религиям, о чем свидетельствуют изображения на его монетах.»

Столицей государства Канишки был город Пурушапура (совр. Пешавар), расположенный в Северо-Западной Индии (на территории современного Пакистана). Интересные результаты дали его археологические исследования.

В начале XX в. здесь была раскопана так называемая «ступа Канишки», описанная еще древними путешественниками-китайцами (см. Сюань-цзан) как величественное сооружение и значительный культовый центр буддизма. В основании ступы археологи нашли и ларец с реликвиями, украшенный рельефными изображениями.

Шко­ла Ганд­ха­ры ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие буд­дий­ско­го иск-ва в др. стра­нах Азии.2.
1.https://bigenc.ru/religious_studies/text/5462653БУДДИЗМ

Авторы: В. Г. Лысенко (Махаяна), В. В. Малявин, Е. А. Торчинов (Буддизм в Китае), Л. Б. Карелова (Буддизм в Японии), В. П. Андросов (Буддизм в Тибете), М. В. Есипова (Музыкальная культура)Большая российская энциклопедия.

2..https://bigenc.ru/religious_studies/text/5462653БУДДИЗМ

Авторы: В. Г. Лысенко (Махаяна), В. В. Малявин, Е. А. Торчинов (Буддизм в Китае), Л. Б. Карелова (Буддизм в Японии), В. П. Андросов (Буддизм в Тибете), М. В. Есипова (Музыкальная культура)Большая российская энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.