Колядки песни исполняющиеся в Сочельник

Святочные песни Колядки

Сергей Васильевич Макси́мов 1831 — 1901

Наш вологодский корреспондент (Никольск. у.) разделяет святочные песни на три группы, в зависимости от сопровождающих их игр. В первую группу он включает те песни, при пении которых девицы, присутствующие на беседе, разделяются на два равных ряда, причем оба ряда устанавливаются таким образом, чтобы лица обоих рядов девушек были обращены друг к другу. Когда послышатся первые слова песни, первый ряд девушек начинает идти ко второму, который в это время стоит на месте. Подойдя к нему, первый ряд расступается, девицы поворачиваются в другую сторону, спиной к лицу девиц второго ряда, берутся снова за руки и идут к своему прежнему месту. А в то же время и второй ряд оставляет свое место и идет вслед за первым рядом до другого конца избы, где оба ряда, распустившись, поворачиваются на своих местах и, взявшись за руки, идут туда, где стоял второй ряд; здесь, снова распустившись, опять берутся за руки и вторично идут к месту, занимаемому первым рядом и т. д. Как образчик святовских песен первой группы, можно указать следующую, записанную в селе Юзе Вологодск. г., Никольск:

По горам да девки ходили,

Да по крутым красны гуляли,

Да и мечом горы шибали (бросать, бить,

кидать),

Да напишу ли я грамотку,

Да с по белу бархотку,

Да отошлю ли я грамотку

Да родимому батюшке:

Да что велит ли мне батюшка

Да мне с поигрищами ходити?

Да, ты ходи, дочи, веселись, p>Да с кем ни сойдешься, поклонись, Да ты по-старому-то поклонись, Да ты со младым-то пошути, Да ты от младого прочь пойди

Праздничное шествие с песней “Коляда”» Ефима Честнякова (1874–1961)
«Праздничное шествие с песней “Коляда”» Ефима Честнякова (1874–1961)

Ко второй группе святочных песен относятся такие, которые поются с «отпевами», т. е. вопросно-ответные или диалогические. Для пения их, участвующие разделяются, как и в первой группе, на два равных ряда и точно так же, взявшись за руки, становятся на двух противоположных концах избы. Но так как песни второй группы состоят из вопросов и ответов, то при самом исполнении их, сохраняется диалогическая форма: вопросы поются одной стороной, а другая только «отпевает» (отвечает)

Вот образец такой песни:

Загануть ли,

Загачуть ли,

Да красна девка,

Да краснопевка,

Да семь загадок,

Да семь мудреных,

Да хитрых мудрых,

Да все замужеских (т. е. таких, которые под силу только мужскому уму),

Да королецких (королевских),

Да молодецких?

Это вопрос, который поется одной стороной. Другая же отпевает:

Да загони-ко,

Закогони-ко,

Да красна девка,

Да краснопевка,

Да семь загадок,

Да семь мудреных и т. д.

Когда вторая сторона пропоет свой ответ, первая предлагает вопрос-загадку:

Еще греет,

Еще греет,

Да во всю землю,

Да во всю руську,

Да во всю святоруську?

Вторая отвечает:

Солнце греет,

Солнце греет,

Да во всю землю,

Да во всю руську,

Да святоруську.

Дальнейшие загадки, по своей трудности, ничем не отличаются от первой. Спрашивают, например, что светит во всю ночку и отвечают — месяц светит, что сыплют во все небо — звезды сыплют и т. д.

Третью группу святочных песен составляют песни хороводные. Участвующие в игре девицы образуют круг и стоят, не передвигаясь с места, во время пения. По-закругу же ходит одна какая-нибудь девушка, изображающая собой «царевеня» (царевича), который обращается с вопросом к царевне (царевну изображает весь хор).

Царевень. — Ты пусти во город,

Ты пусти во красен

Царевна. — Ты по ще во город,

Ты по ще во красен?

Царевень.— Мне девиц смотреть,

Красавиц выбирать.

Царевна. — Тебе коя люба,

Коя прихороша,

Коя лучше всех?

Царевень. — Мне-ка эта люба,

Эта прихороша,

Эта лучше всех.

С этими словами «царевень» выводит из круга выбранную им девушку и, взявши своей левой рукой ее правую руку, с пением быстро ведет ее по-за кругу. Когда песня кончится, ее начинают сызнова и поют так до тех пор, пока царевень не выберет из круга всех девиц. Таким образом, в конце игры образуется целая «пленица» (вереница) девушек, предводимая царевичем. При пении же в последний раз «Возьму я царевну» — царевень, увлекая за собой всю цепь, делает несколько спиралеобразных поворотов и на том игра оканчивается/

Щедровки и авсенькиКолядки песни исполняющиеся в Сочельник

Новогодние праздники – это предвкушение чуда, вкусная еда, встречи. А еще веселые развлечения, которые любит и взрослые, и дети.

Чумаков–Орлеанский. Коляда
Чумаков–Орлеанский. Коляда

Наши народные традиции колядования и щедрование имеют еще дохристианские корни. Однако с приходом Христовой веры на наши земли они не только не исчезли, но и приобрели новые образы.

Они являются своеобразным феноменом именно славянской цивилизации. Это генетический код нашей нации, в котором заложено извечное стремление поиска человеком своего Творца. Наши колядки просто пропитаны любовью к природе, к человеку, они несут радость и мир всему миру.

Они рожают в наших сердцах любовь. Бог и есть любовь.

По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — все исполнится-сбудется, как по писаному, — говорит народ.
Народная Русь — Рождество Христово
Апполон Апполонович Коринфский.

«Христославы». Российская дореволюцинная открытка
«Христославы». Российская дореволюцинная открытка

Соче́льник — канун (на́вечерие) праздника Рождества Христова. Приходится на 24 декабря (6 января).

Название происходит от соченя — лепёшки на конопляном масле, которые пеклись на Рождество, а из теста делались маски, через которые смотрели на прохожих и по их наружности судили о будущем

По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — все исполнится-сбудется, как по писаному, — говорит народ.
Народная Русь — Рождество Христово
автор Аполлон Аполлонович Коринфский

После Рождества Христова шли Святки.  СВЯТКИ  Они продолжались до праздника Крещения Господня. Святки разделялись на
«Святые вечера» продолжавшиеся до Васильева дня 1/14 января «Васильев день» Васильев день или его называли «Щедрый вечер» и пелим «Щедровки и авсеньки» Щедровки и Авсеньки и «»Страшных вечеров» длящихся от Васильева дня до Крещения.
Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года. У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам.

Русские колядки
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!


Коляда, коляда,
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки,
Кто не даст пятачок,
Тому шею на бочок.

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи, Еще лучше того!

Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.

Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят, колядуют:
«Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества».


Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики, —
Искали коляду
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.


Этот припев повторяется после каждого стиха:
Виноградье красно, зеленое!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зеленое.
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки.
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке, —
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то Государь как светел месяц взошел,
А сама-то Государыня как утрення заря,
Малы детоньки, часты звездочки.
Сам-то Государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то Государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.


Колядка, адресованная хозяйке дома
Как у кочета головушка краснехонька,
У Степана-то жена хорошохонька.
Она по двору идет, ровно пава плывет.
Она в избушку идет, ровно буря валит,
Впереди-то сидит, ровно свечка горит.
В пологу она лежит, ровно зайка дышит.


Песня-пожелание щедрым на подарки хозяевам
Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков
Столько сыночков.
Сколько осиночек,
Столько свиночек.
Сколько свечек,
Столько овечек.

Таусень…
Таусень, таусень!
Таусень, таусень!
Дай блин, дай кишку,
Свининную ножку –
Всем понемножку!
Неси – не тряси,
Давай – не ломай.
*Овсень, Авсень (овесень) — народный праздник у восточных славян. Вероятно, первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год. Название перенесено на Новый год и на Васильев вечер, канун Нового года. В песнях также встречается тусень, титусень, туасень, таусель. Традиции — щедрованье или обсев хозяина зерном, с пожеланиями. Также есть блюдо, названное в честь праздника, которое состояло из целиком запечёной в тесте свиной головы с гарниром. ( Википедия)

Колядки песни исполняющиеся в Сочельник: 2 комментария

  1. Причём колядовать ходили во многих губерниях в основном парни, а девушки в это время гадали на суженного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.