РАЗДУМЬЕ О ЧАСТУШКЕ Виктора Бокова

РАЗДУМЬЕ О ЧАСТУШКЕ Виктора Бокова

Ой, мороз, не приморозь
(припевки) Музыка М. Чумакова. Слова В. Бурыгина

Вьюга пляшет, завывает.
Сорок градусов мороз,
А гармонь во всю играет.
Заливается до слез.

Гармонист у нас курносый.
Глазом хитро подмигнет,—
Даже хриплый, безголосый
На морозе запоет.

Припев: Ой, мороз, не приморозь
Гармонисту пальчики.
Ох! Поскорее приходите
На свиданье, мальчики.

Мы зимой с гармошкой ходим,
Холода нам нипочем,
На морозе приморозим,
Кого надо завлечем.

Парни вьюги испугались.
Пусть на печке посидят.
Мы напелись, нагулялись
По морозу без ребят.

Припев: Ой, мороз, не приморозь
Гармонисту пальчики.
Ох! Поскорее приходите
На свиданье, мальчики.

Частушка—лирическая миниатюра.
Русский человек выработал для частушки общую, до предела мудрую, простую и осмысленную музыкальную и словесную форму. Ее слышат и певцы и гармонисты. Частушечные наигрыши последних причудливы, как русские кружева и вышивки, ярки и броски, как дымковские глиняные игрушки, как работы Мстеры и Палеха, рельефны, как богородская резьба.
В частушке наличествуют все краски — от самых грубых, плакатных, где смех не удерживается никакими оглядками на то, «что можно и что нельзя», до самых тончайших акварелей, в которых уловлена вся сложность душевных волнений и переживаний, все самые разнообразные трагедии и комедии быта. Печаль, гнев, раздумье, светлую грусть, волевую, энергичную радость — все найдешь в этом огромном океане народного творчества, как и в самой жизни.
И во всем богатстве чувств, характерных душевных жестов и движений выпукло вырублен в частушке русский человек, слышится удивительная русская речь, которую так жадно умели слушать и Пушкин, и Лев Толстой, и Островский.
Частушка — новая область художественного творчества русского человека. Отойдя от исконных форм и черт русской традиционной песенности, частушка уберегла дух народа, его характерные, исторически сложившиеся черты: удаль, смелость, общительность, любовь к острому слову, к шутке, к обличению зла.
Частушка активно творится миллионами исполнителей.
На поверхности массового, устоявшегося в своих формах стиха то и дело вспыхивают протуберанцы, которые говорят о том, что этот жанр живет, что солнце его не остыло, и это рядом с эпическими музейными обломками былого величия былины!

Происходит естественный отбор и закрепление в памяти лучших образцов: посредственное уходит, самое талантливое остается.
В больших собраниях частушек легко просматривается это неравенство и налицо провалы и удачи. Рядом с роскошью и торжеством стиха:

Во чужих людях житье —
Как вставай, так за вытье,
За вытье, за плаканье,
За ведро, за бряканье, —

встречаются и обыденные поделки:

Ой вы зимние работы,
Настрадался я на вас,
Понабил везде мозоли,
Всю силенку порастряс.

Останавливает на себе внимание обостренная, цепная реакция слова, присущая творцам частушки:

Ох, чайки, бочайки,
Бочоночки,
Попросил носовик
У девчоночки.

Ничего не стоит мастеру, умельцу частушки, создать новое слово — бочайки, чтобы наполнить четверостишие звуковым богатством и вместе с тем связать воедино три слова — чайки, бочайки, бочоночки.
Языковая свобода, увлеченность словотворчеством, смелое хозяйничание словарем — составляют одну из сильных сторон поэтики частушки, творимой миллионами:

Уж ты, батюшка родимый,
Красно солнышко мое,
Не сдавай меня в солдаты,
Я дитенышко твое!

Дитенышко — прелестно! В одном этом слове вся сила произведения. За ним так и видишь этакого наивного, парного деревенского парня, которому не ружьецо впору носить, а грудь сосать мамкину!

Удивляет энергичность ритмики частушки:

Я не мамкин сын,
Я не тятькин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес.

Или:

Сеял репу — не взошла,
Сватал милку — не пошла,
Пересею — так взойдет,
Пересватаю — пойдет!

Удивляет качество рифм и порядок рифмовки:

Маменька, навоешься,
Сама полов намоешься,
Платьев настираешься,
Меня навспоминаешься!

Или:

На чужой сторонке жить —
Надо каждому служить,
Старому и малому,
Среднему, последнему.

Или:

Оха, оха,
Без милого плохо,
Куда ни становися,
Кричат: — Посторонися!

Рифма в частушке сильна своей естественностью, своим матерински бережным отношением к слову — нигде нет насилия над словом ради рифмы, наоборот, рифма выявляет всю выразительность и красоту слова.
Со стороны своего человеческого содержания частушка касается всех сторон жизни. Сколько трагедий попало в ее поле зрения!
Частушка активно живет в народе каких-нибудь сто лет. Это молодое дерево весело и шумит своей ярко-зеленой листвой в саду народной жизни. Никто не пройдет мимо него равнодушно, а каждый захочет полить его живой водой своей фантазии.
Виктор Боков ( Ви́ктор Фёдорович Бо́ков (6 (19) сентября 1914 — 15 октября 2009) — русский и советский поэт, прозаик, собиратель фольклора.)

Тексты частушек
литературная обработка В.Бокова

ПОИГРАЙ ПОВЕСЕЛЕЕ
(Подмосковные частушки)

Поиграй повеселее,
Горе не забуду ли
Он сказал: Гулять не буду!»
Ещё я-то буду ли!

Он сказал:Гулять не буду»
Я сказала на ответ:
Мой милёночек, в любови
Принудительного нет

Лента синяя — по ветру,
А зелёная — по дну
Сколько раз я замечала,
Милый любит не одну

Говорят, что мне измена,
Я и не теряюся.
Мне всего семнадцать лет-то,
Ещё загуляюся

Платье бело полоскала,
Лента раздувалася
Дорогой, ваша измена
На воде осталася.

НА ЗАРЕ
(Курские страдания)

1. На заре заря зарила,
На заре платки дарила.
2. На заре платок белелся,
Рассвело — куда-то делся.
3. На заре далёко слышно.
Ты страдал, а я не вышла
4. Мил уехал в гор о дочек
На весь кругленький годочек.
5. При последнем расставанье
Посидели с ним на камне.
6. На страданья голос тонок
По тебе, мой голубёнок.
7 Что-то людям было нужно,
Как мы о милым жили дружно.
8. Что-то люди получили,
Что нас с милым разлучили.

ВДОЛЬ ПО ЛИНИИ
(Курские припевки)

Вдоль по линия, по линии,
По линии мороз.
Милый запер моё сердце,
А ключи с собой увёз.

Вдоль по линии, по линии,
По линии песок.
Скоро, скоро отпоётся
Мой весёлый голосок.

Вдоль по линии, по линии,
По линии вода.
Незаметно пролетают
Наши юные года.

Не успела я на линию
Железа накидать,
Увезла машина милого
Далёко, не видать.

Вдоль по линии, по линии,
По линии сирень.
Приезжай скорее, милый,
Чтобы стало веселей.

ГОВОРЯТ, ЧТО Я ГОРДА
(Белозерские частушки)

Говорят, что я горда.
Правда, гордость во мне есть, да.
Ну, а девушка без гордости
Не может себя весть, да.

Говорят, что я горда.
Ну, пускай утешутся, да.
Лучше с гордостью любить,
Чем на шею вешаться, да.

По своей высокой горнице
Девятый раз иду, да.
По своей высокой гордости
Залётки не найду, да

Говорят, что я горда.
Слышу я не первый раз, да.
Что я с гордостью поделаю,
Такая родилась, да

ХОРОША ИГРИНОЧКА
(Печорские припевки)

Поиграй-ка, Ваня-розочка,
А я повеселюсь.
Был бы ты мне по характеру,
А я переменюсь.

Дорогая ягодиночка,
Скажи словеч(и)ко,
Не напрасно ли у девушки
Болит сердеч(и)ко ?

Чернобровый ягодиночка,
Завлёк, так и люби.
Осмеять меня не думай
И к другой не подходи.

Я люблю такое время,
Когда ландыши цветут
Я люблю такое имя,
Когда Ванею зовут.

Хороша игриночка,
Играет ягодиночка.
Мой-то дроля лебедь белый,
А я лебединочка.

За весёлое играньице,
Чего сказать хочу:
Не одно тебе спасибо,
А спасибо тысячу

ВОЗЛЕ МАЛЕНЬКОЙ-ТО ГОРКИ
(Вологодские припевки)

Эх, возле маленькой-то горки
Стоят тёмные леса.
Милашке вытешу гребёночку
В русые волоса

Эх, все ходили-любо было,
Всё веселая была
Ходить не стали-исхудала
Чернобровая моя.

Эх, сероглазенькая девушка,
Глазами не води.
Эх, ты сама неладно сделала,
Сказала:„Не ходи

Эх, не придёт сегодня милка,
Я не дожидаюся.
Эх, вечерочек-не годочек,
Как-нибудь промаюся.

Эх, я пошёл, она осталась
На пригорочке стоять.
Эх, небольшого роста девочка
Заставила страдать.

Эх, милка беленька, как снег,
Да полюбилась мне навек.
Эх, полюбился бы я ей,
Да я женился бы на ней.

РАНЬШЕ РЕЧЕНЬКА БЕЖАЛА
(Вологодские частушки)

Ой, дроля, серые глазки,
Да вспомни старые разки.
Ох, старые разочики-
Гуляли вечерочики.

Ой, ты гармонь- гармошенька,
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшко-тоску
Да по дорожке, по песку.

Ой, что-то на сердце темно,
Да не видал тебя давно.
Ох, очень часто занавеской
Занавешено окно.

Ой, раньше реченька бежала,
Теперь высохла она.
Ох, раньше девушка любила,
Теперь бросила меня.

Ой, это тоже не растопка,
Бели мокрые дрова.
Ох, это милка мне не милка
За неверные слова.

ЯГОДИНОЧКА ДАЛЕКО
(Кубинозёрские припевки)

Ягодиночка далёко,
За леоамн тёмными,
Завлекает меня, девушку,
Глазами чёрными.

Задушевная подруга,
Посиди возле меня,
Пополам тоску разделим,
Не тоскуй ни ты, ни я.

Ветерочки сильно дунули
Со всех сторон в одну.
Принесите на гуляночку
Хоть думу дролину.

Перед зеркалом стояла,
Собой любовалася,
Вспоминала, как в саду я
С милым целовалася.

Перед зеркалом стояла
То ли я, то ли не я,
Посмотрела и заплакала,
Кто высушил меня.

Я ПО БЕРЕГУ ХОДИЛА
(Нюксенские частушки)

Я по берегу ходила,
Берег есыпалистый.
Задушевная, в любови
Надо быть смекалистой.

Ой, залётка, не леоти,
Тебе меня не провести,
Я, хотя и молодая,
Знаю как себя вести.

Ой, подружка дорогая,
Не надейся на ребят,
Не от совести гуляют,
Не от правды говорят.

Задушевная подруга,
Об измене не горюй,
Не изменит дроля верный,
А изменит ветродуй.

С повторительной любовью
Милый набивается.
А я ему говорю:
Любовь не повторяется.

Ай, подруга, тебе вьюга,
Мне -холодная зима.
Изменил тебе залётка,
А я бросила сама.

НА МЕНЯ НАГОВОРИЛИ
(Рослятинские частушки)

На меня наговорили
И еще набавили;
Понапрасные слова,
Как белый снег, растаяли.

Ой, соперница моя
Идет и не поклонится;
Не сердись, а поклонись,
Головушка не сломится.

Ой, соперница моя
Мала и недоросточек,
В свои маленькие туфельки
Наклала косточек.

Ой, залётка дорогой,
Скажи окончательно:
Если любишь- хорошо.
Не любишь-замечательно.

Меня славили без славушки,
Топили без воды;
Не могли прославить девушку,
Не сделали беды.

Что хотите, говорите
Про меня, про молоду-
Все весёлые гуляночки
В порядочке веду.

ИЗМЕНИЛ, ОПЯТЬ ПОДХОДИТ
(Зааникеевские припевки)

Изменил, опять подходит:
„Разрешите подойти.
Ой да, разрешаю, ягодиночка,
Сторонкой обойти.

Было время, я страдала
По курчавым волосам.
Ой да, а теперь ему сказала:
Пострадай, курчавый, сам.

Дродечка, не стукайся,
Дролечка, не брякайся,
Ой да, под переднее окошко
Кошкой не царапайся!

Мне мой милый изменил,
Я сказала: наплевать.
Ой да, я такого лягушонка
Решетом могу поймать.

Я хотела позабыть, да
Не позабывается.
Ой, рубашка бела, чуб налево
Часто вспоминается.

Я хотела посадить
Розу рядом с лилией.
Ой да, сколько мне еще ходить
Под своей фамилией?

У МОЕЙ У КЛАВЫ МИЛОЙ
(Воронежские страдания)

У моей у Клавы милой
Тонкий голос соловьиный.

Голосок хорош у Кати,
Когда солнце на закате.

Я вчерашний вечер помню,
Проводил милой с гармонью

Полюбила-росточком мал,
Ветер дунул-он с ног упал

Я, бывало, к нему льнула,
А теперь платком махнула.

ЧАСТУШКИ ДОПРИЗЫВНИКОВ

И ты, братанчик, ты, братанчик,
Ты, братанчик дорогой
И не одна лн нам дороженька
Предвидится с тобой?

И допризывнички гуляют,
Допризывникам почёт.
И допризывники поедут,
Куда Сухона течёт.

И из колодца вода льётся,
Образуется ледок.
И очень весело гуляет
Допризывный наш годок.

И, дроля, роэову подушку
На окошко не клади.
И скоро в Армию уеду,
Вез меня не выходи.

И вспомни, вспомни, дорогая,
Как к тебе я привыкал.
И ночки тёмные, осённые
До дома провожал.

И со парадного крылеч(и)ка
Садился на коня.
Махнул голубенькой перчаточкой,-
Поехал, дроля, я.

Тесты песен

Возле маленькой-то горки
Слова и напев народные

Эх, возле маленькой-то горки
Стоят темные леса.
Милашке вытешу гребеночку
В русые волоса.

Эх, все ходили—любо было,
Все веселая была.
Ходить не стали—исхудала
Чернобровая моя.

Эх, сероглазенькая девушка,
Глазами не води.
Эх, ты сама неладно сделала,
Сказала: «Не ходи».

Эх, не придет сегодня милка,
Я не дожидаюся.
Эх, вечерочек—не годочек,
Как-нибудь промаюся.

Эх, я пошел, она осталась
На пригорочке стоять.
Эх, небольшого роста девочка
Заставила страдать.

Эх, милка беленька, как снег,
Да полюбилась мне навек.
Эх, полюбился бы я ей.
Да я женился бы на ней.

Новгородские частушки
Слова и напев народные

Девушки, попойте-ка.
Меня повеселите-ка.
Про моего милого
Разочек вспомяните-ка.

В саду листья опадали,
В поле загоралися,
Тяжела была минута,
Когда расставалися.

Я бывало ревновала.
Теперь успокоилась.
Кого до крайности любила
С тем и познакомилась.

Изменил залётка раз,
А больше не достанется—
Я измену буду помнить,
А он будет каяться.

На гуляньице идти, да
Нету платья синего.
Не за платьем дело стало-
Нет дролёнка милого.

Девушки, во поле ветер.
Девушки, во поле дождь,
Девушки, не наша воля—
Не полюбишь кого хошь.

Алтайские страдания
Слова и напев народные

Возле речки, возле мосту
Две фиалочки растут.
Ой, без любви прожить бы можно,
Да чего-то не живут.

Получила письмецо,
Не знаю от которого.
Ой, то, наверно, от того,
Который любит здорово.

Любовь не что-нибудь такое,
Не платочек голубой:
Платочек носишь и порвешь—
Любовь не скоро разорвешь.

Гармонист какой хороший,—
Только миленький не мой.
Ой, всю бы ночку простояла,
Не подумала б домой.

Боевая я девчоночка,
Боевой остануся,
Ой, горе, горе же тому,
Которому достануся.

Солигаличские частушки
Слова и напев народные

Как во этой во деревне
У меня была любовь,
А теперя откатилась,
Как вода от берегов.

Как во нашей во деревне
Открывается ларек.
Разрешите прикрепиться
На добавочный паек.

Подкошона в поле травка
Да под самый корешок.
Подрастай, моя Наташка,
Хоть на маленький вершок.

Ты зачем меня ласкала,
Если я тебе не мил,
Ты бы с осени сказала,—
Я бы зиму не ходил.

Это что же за растопка—
Как осиновы дрова.
Эта милка—мне не милка
За неверные слова.

Под горой растут цветочки
(Воронежские страдания) Слова и напев народные

Под горой растут цветочки,
На горе растет полынь.
Мой миленочек на фронте,
Он воюет не один.

Проводила я миленка,
Он уехал, дорогой,
Помахал он мне платочком,
Я одна пошла домой.

Где мы с миленьким сидели.
На нас дунул ветерок.
Он вздохнул, а я—сильнее,—
Знать, последний вечерок.

Проводила я миленка.
Он пошел фашистов бить.
На прощанье обещала
Одного его любить.

Говорят, что я горда
(Белозерские частушки) Запись и обработка А. Абрамского

Говорят, что я горда.
Правда, гордость во мне есть, да.
Ну а девушка без гордости
Не может себя весть, да.

Говорят, что я горда.
Ну пускай утешатся, да.
Лучше с гордостью любить,
Чем на шею вешаться, да.

По своей высокой горнице
Девятый раз иду, да.
По своей высокой гордости
Залётки не найду, да.

Говорят, что я горда.
Слышу я не первый раз, да.
Что я с гордостью поделаю,
Такая родилась, да.

На меня наговорили
(Рослятинские частушки) Запись и обработка А. Абрамского

На меня наговорили
И еще набавили.
Понапрасные слова.
Как белый снег, растаяли.

Ой, соперница моя
Идет и не поклонится;
Не сердись, а поклонись,
Головушка не сломится.

Ой, соперница моя
Мала и недоросточек,
В свои маленькие туфельки
Наклала косточек.

Ой, залётка дорогой,
Скажи окончательно:
Если любишь—хорошо,
Не любишь—замечательно.

Меня славили без славушки
Топили без воды;
Не могли прославить девушку
Не сделала беды.

Что хотите, говорите
Про меня, про молоду—
Все веселые гуляночкй
В порядочке веду.

Я по берегу ходила
(Нюксенские частушки) Запись и обработка А. Абрамского

Я по берегу ходила,
Берег осыпалистый.
Задушевная, в любови
Надо быть смекалистой.

Ой, подружка дорогая,
Не надейся на ребят,
Не от совести гуляют,
Не от правды говорят.

Задушевная подруга,
Об измене не горюй,
Не изменит дроля верный,
А изменит ветродуй.

С повторительной любовью
Милый набивается.
А я ему говорю:
Любовь не повторяется.

Ай, подруга тебе вьюга,
Мне—холодная зима.
Изменил тебе залётка,
А я бросила сама.

Не страдайте
(Рязанские страдания) Запись и обработка А. Аверкина

Пролетели наши годья,
Как весною половодье.

Мы с миленочком сидели,
Соловьи разлуку пели.

Что мне делать остается—
Со мной милый расстается.

Ты расстанься, лед с водою,
Да не я, милый, с тобою.

Мил уехал, меня бросил
На всю темную на осень.

Пойду в сад, пойду в зеленый,
Разорву платок дареный.

Потеряла моток шелку,
Не нашла в страданье толку.

Не страдайте, девки, дюже,
От страданья будет хуже.

Платье белое надела
(Калининские частушки) Запись и обработка А. Аверкина. Слова Д. Мартынова

Платье белое надела,
Лопушистые цветы.
Повернуться не успела—
Все ребята заняты.

Ты расти, расти, садочек,
У завода моего.
Подрастет мой слесаречек,
Выйду замуж за него.

Ты дорога, ты дорога,
Ты мелькаешь на бегу.
Я девчонка—недотрога,
А дотронься—обожгу.

Все ребята как ребята—
У девчонок на виду.
Мой миленок затерялся,
Как цыпленок во саду.

Ох ты, тополь, тополь, тополь,
Под окошечком завял.
Милый топал, топал, топал,
Только времечко занял.

Ой, подруженьки, подружки,
Дорогие вы мои,
Если нравятся частушки,
Распевайте как свои.

Мой миленочек хороший
(Пензенские частушки) Обработка А. Аверкина, слова И. Дремова

На гармошечку повешу
Ленту алую свою,
А под эту под гармошку
Про любовь сейчас спою.
Верно, верно, девочки,
Про любовь сейчас спою.

Есть поселок недалеко,
За пригорочком-горой,
В пятистеночке сосновой
Там живет залетка мой.
Верно, верно, девочки,
Там живет залетка мой.

Я хочу, чтоб тот пригорок
Ты скорей сровнял с землей,
Чтоб в окошко из окошка
Любовалась я тобой.
Верно, верно—из окошка
Любовалась я тобой.

Огонек горит и манит
Ясной капелькой во тьме.
Не могу с собою сладить—
Только милый на уме.
Откровенно признаюсь:
Только милый на уме.

Не ругай меня, мамаша,
Мы до счастья дожили—
С той поры, как я влюбилась,
Трудодни умножились.
Правда, правда, девочки,
Трудодни умножились.

Мой миленочек хороший
Изменил походочку—
Пьет запоем молоко,
Позабыл про водочку.
Правда, правда, девочки,
Позабыл про водочку.

От своей любви, подружки,
Я не стану прятаться,
Что же, миленький, ты медлишь—
Вышло время свататься.
Правда, правда, девочки,
Парню время свататься!

Разлилась Волга широко
Напев О.Ковалевой. Обработка Н. Кутузова
(текст в сборнике)

Не сама машина ходит
(Алтайские припевки) Обработка Н. Кутузова

Эх, не сама машина ходит,
Эх, тракторист машину водит.

Эх, зашумел комбайн мотором,
Эх, по колхозным да по просторам.

Эх, нынче осень да мы встречаем,
Эх, небывалым да урожаем.

Эх, с электричеством да мы живем,
Эх, светло нам ночью да словно днем.

Устюжанские частушки
(Архангельская область) Запись и обработка А. Абрамского. Слова В. Семернина

Вот влюбилась да влюбилась,
Да влюбилась горячо.
Любила мальчика с баянчиком,
Ремень через плечо.

За рекою, за рекою,
За рекою соловей.
Сколько песен вместе спето,
А теперь—хоть слезы лей.

Хорошо гармонь играет,
Не играет, а поет.
Все подружку зазывает,
А меня не позовет.

Солнце утречком восходит,
А заходит к вечеру.
Милый к вечеру приходит,
А уходит поутру.

Я хожу и удивляюсь,
Отчего же, отчего
Твой миленок симпатичный,
Симпатичней моего?

Я к милому выбегала,
Припадала на плечо.
Я милого целовала,
Сердцу было горячо.

Не зови рукою правой,
Я не выйду на крыльцо:
На твоей руке на правой
Обручальное кольцо.

Псковские лирические припевки
Обработка А. Михайлова.

Ах. запевай, подружка, песню.
Запевай котору хошь,
А про любовь только не надо,
Мое сердце не тревожь.

Ах, балалаечка играет,
Слышу-дроля мой идет,
А мое сердце замирает—
Про меня песни поет.

Ах, только в доме украшенье.
Когда солнышко взойдет.
А только сердцу утешенье,
Когда дролечка придет.

Ах, два знакомые крылечка
В памяти осталися:
А на одном крыльце влюблялись.
На другом рассталися.

Ах, дорогой, какая сила
Одолела вдруг меня:
А сколько было-всех забыла,
Не могу забыть тебя.

Белым снегом
Музыка В. Захарова. Слова П. Казьмина

Белым снегом нашу сторону
Замело, ох, кругом.
Ох, далеко мой любимый
Бьется с лютым врагом.

На прощанье ясный сокол
Мне сказал: «Не грусти!»
Гляну, гляну на дорогу,
И заноет в груди.

Закачались сосны шумные,
В окна бьет, ох, пурга.
Ох» не здесь бы, ветры буйные,
Рассыпать вам снега.

Занеси ты, вьюга снежная,
Вражьи тропы-пути,
Чтоб от мести от народной
Враг не смог бы уйти.

Что ж, подружки, приутихли?
Аль взгрустну лося вам?
Спойте, спойте, как героем
Смелый сокол мой стал.

Чудо-диво
Музыка А. Абрамского. Слова И. Дремова

Говорят, что чуда нету,
Что же это над рекой?
На груди с гербом Советов
Выплыл месяц молодой.
Вот так чудо, вот так диво—
Выплыл месяц не простой!

Раньше трактор в поле нашем
Мы вели своей рукой,
А теперь он сам и пашет,
Сам и сеет день-деньской.
Вот так чудо, вот так диво—
Ходит трактор сам собой!

Что за времечко настало,
Как нам это все понять?
Наши реки быстрым валом
Поворачивают вспять.
Вот так чудо, вот так диво—
Поворачивают вспять!

Звездный свет тысячелетья
Удивлял весь род людской.
А теперь мы звезды эти
Создаем своей рукой.
Вот так чудо, вот так диво—
Создаем своей рукой!

Ягрышские частушки
(Напев Архангельской области) Запись и обработка А. Абрамского. Слова А. Аверкина

Не расскажу своей я маме,
Как провожал до дому Ваня.
Только звездочки считал.
Ох, провожал до дому Ваня,
Хоть бы раз поцеловал.

Ах ты река, речушка, речка,
Ох, нет любви на свете вечной.
Кто же в этом виноват?
Ох, нет любви на свете вечной,
Милый ростом маловат.

Да ты гуляй со мною, милый,
Ох, заиграй-ка с переливом.
Со мной рядышком садись.
Да, ты гуляй со мною, милый,
Но ребятам не хвались!

Ой, ничего мой милый вроде,
Все у него по новой моде.
Кудри вьются до бровей.
Все у него по новой моде,
Только сам, как воробей!

Ох говорит Ванюша-Ваня:
«Я от тебя уйду к Татьяне».
А Я только посмеюсь.
Не уйдет Ванюша к Тане,
Ничего я не боюсь.

Девушки-волжаночки
Музыка А. Абрамского. Слова В. Семернина

Эх, гармонист у нас волгарь,
Мы девушки-волжаночки.
Ох. заиграйте, запевайте,
Золотые планочки!
С утра до вечера
И с ночи до утра
Стрекочут, будто бы кузнечики,
На поле трактора.
Тики-тики, таки-таки, та!

Ах, тракторист боками пашет:
Все работают—он спит.
Зато о премии в правлении,
Как трактор, тарахтит:
«Ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду-ду-ду!»
У птицефермы
На поляну летчик сел,
Ах, раскудахтались мамаши,

Словно коршун налетел:
«Ко-ко. ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!»

Ах, сбросит химию наш летчик
И заглушит он мотор.
Ах, застучат, словно моторчик.
Каблучки под перебор:
(Дробят каблуками)
«Волна играет,
Наша лодочка плывет.
Ах, если милый обнимает,
Сердце голос подает:
«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»

Ах, вышло время расставаться,
Скажем: «До свидания!»
Тебе спасибо за игру.
Спасибо за внимание!

Яренские частушки
(Архангельской области) Запись и обработка А. Абрамского. Слова А. Аверкина

Расцветают два цветочка
И на солнце греются, да,
На твою любовь, Ванюша,
Не могу надеяться.

Ой, ой, ой, гора крутая,
Ой, ой, ой, гориночка, да,
Мое сердце утешает
Дроля-ягодиночка.

Ветер дует и бушует,
Ветер раму шевелит, да,
Мама знает, с кем гуляю,
Ничего не говорит.

Солнце к лесу наклонилось,
Стало чуточку темней, да,
Я-то знаю с кем гуляю,
Не указывайте мне.

Все ребята кудреваты,
Носят кудри на пробор, да,
Я милому намекаю,
На серьезный разговор.

Ты поди, не задавайся,
Дроля в полушубочке, да,
Я другого завела, да,
В кожаной тужурочке.

Пойду-выйду
(Лирические припевки) Музыка Н. Поликарпова. Слова О. Ковалевой

Пойду-выйду к быстрой речке,
Сяду я на бережок.
Просижу до темной ночки,
Не придет ли мой дружок!

Темна ноченька проходит,
Ко мне милый не идет.
Он и любит, и не любит,
И ответа не дает.

Стоит белая береза,
Над рекой склоненная.
Не бывает мое сердце
Никогда спокойное

Мне казалось, что в любви
Слез не будет никогда,-
Полилися мои слезы,
Как хрустальная вода.

Речка в берег не плескалась,
Берег сам прильнул к реке.
Теперь милого не жду я,
Милый сам пришел ко мне.

В волны реченьки глубокой
Брошу грусть-тоску свою.
Выйду на берег высокий,
Звонко песню запою!

Я ли, я ли не работал
Музыка Е. Конькова. Слова Т. Надеинской

Ох, от крутого бережка
Да лодочка отчалила.
Мне заносчивая милка
Сердце опечалила.

Ох, я ли, я ли не работал,
Я ли, я ли не потел,
От косилочки до милочки
Без памяти летел.

Ох, под ногою луговая
Травка-шелковиночка.
Из-за вас не сплю ночами,
Милая картиночка.

Ох, расходилось мое сердце,
Застучало, как мотор.
Про меня она сказала:
«Ты не модный ухажор».

Ох, кружевную паутину,
Паучок, в саду не вей;
На неделе восемь пятниц
У матанечки моей.

Ох, гуси-лебеди на север
Пролетели надо мной.
На девчат теперь надежда,
Как на льдиночку весной.

Ох, я один хожу вздыхаю
У зеленого лужка.
Пропадает только зря
Моя мужская силушка.

Ох, как девчоночку засватать,
Чтобы шла без ропота,—
Подскажите нам, ребята,
Поделитесь опытом.

Ой, девчата
Музыка Н. Поликарпова. Слова М. Маркова

Ой, девчата, солнце село,
На селе гармонь запела. Ой-да!
Вся черемуха в цвету!

Синеглазки-чернобровки,
Покажите нам обновки.
Ой-да! Наведите красоту.

Ой, девчата, я признаюсь,
Что частушки петь стесняюсь. Ой-да!
Я же скромный паренек.

Возле нового крылечка
Потерял свое сердечко.
Ой-да! А найти его не смог.

Ой, девчата, пойте, пойте,
Нас, ребят, не беспокойте. Ой-да!
От заката до зари.

Сядь, подружка, с гармонистом,
С комбайнером, с трактористом. Ой-да!
Взгляд с улыбкой подари.

Прячет милая сердечко,
Не идет страдать над речкой. Ой-да!
Мама сделала запрет.

Ой, девчата, лучше к речке,
Чем одной сидеть на печке. Ой-да!
Скоро будет тридцать лет.

Ой, страданье, ты страданье,
Пятый вечер нет свиданья. Ой-да!
Воскресенья не дождусь!

Днем и вечером собранье,
Не любовь, а наказанье. Ой-да!
Вот возьму да поженюсь!

Эх, Волга-речка
(Жигулевские припевки) Музыка Г. Пономаренко. Слова В. Бурыгина

Разлилася Волга-речка,
Затопила берега.
Я недавно в Жигулевске
Полюбила паренька.

Припев: Эх. Волга-речка,
Не боли, сердечко,
Не боли, сердечко,
Хоть скажи словечко.

На трехрядке он играет,
Для меня старается.
Что-то песней намекает,
А сказать стесняется.

Серебрятся волны в море,
Тихо шепчут Жигули.
Я парнишке намекаю:
Не стесняйся—говори.
Припев.

Только он не понимает,
Молча мне играет вновь
Восемнадцатую песню
Про хорошую любовь.
Припев.

Так сидим мы с милым другом
Каждый вечер до зари,
И никто мне не поможет
Объясниться с ним в любви.
Припев.

Припев: Эх, Волга-речка,
Не боли, сердечко,
Не боли, сердечко,
Хоть скажи словечко.

Ой, мороз, не приморозь
(припевки) Музыка М. Чумакова. Слова В. Бурыгина

Вьюга пляшет, завывает.
Сорок градусов мороз,
А гармонь во всю играет.
Заливается до слез.

Гармонист у нас курносый.
Глазом хитро подмигнет,—
Даже хриплый, безголосый
На морозе запоет.

Припев: Ой, мороз, не приморозь
Гармонисту пальчики.
Ох! Поскорее приходите
На свиданье, мальчики.

Мы зимой с гармошкой ходим,
Холода нам нипочем,
На морозе приморозим,
Кого надо завлечем.

Парни вьюги испугались.
Пусть на печке посидят.
Мы напелись, нагулялись
По морозу без ребят.

Припев: Ой, мороз, не приморозь
Гармонисту пальчики.
Ох! Поскорее приходите
На свиданье, мальчики.

Припевки

Семейный разговор
(Припевки) Музыка М. Чумакова. Слова Т. Надеинской

Двое: Кто сказал—лишь холостым поется весело вдвоем?
Ну, а мы и после свадьбы припеваючи живем.

Он: Раньше я плясал вприсядку, когда не было жены,
А теперь кастрюли мою, на плите пеку блины.

Она: Кто же милый виноват, что вышло заковыристо:
У тебя сто трудодней, а у меня четыреста!

Он: Моя жинка деловая, у нее авторитет,
Сто заданий выполняет, даже выбрали в Совет!

Она: Ну, а муж мой у лесочка на три кочки в два ряда
Позасеял кукурузу—уродилась лебеда.

Он: Уродился я такой, в работе дело не идет,
Но живу не унываю, мне зато в любви везет!

Она: Обленился ты, мой милый, без руля тебя несет,
В речке рыба по теченью только дохлая плывет.

Он: За живое задеваешь, словно ржавая пила,—
Ты меня не уважаешь, знать плохи мои дела.

Она: Говорят жена-пила, это, граждане, обман:
Пила-то пилит лишь тогда, когда под пилкою чурбан.

Он: Мы с тобою, милка, в браке состоим четвертый год.
У тебя крутой характер, у меня—наоборот.

Она: Ну, а что такое брак, как его расшифровать?
С разной нервною системой надо сосуществовать.

Двое: Эх, ты, море голубое, Жигулевский водоем.
Жили мы с тобой неплохо, еще лучше заживем!

Два Тимохи
Музыка А. Аверкина. Слова В. Семернина

Назвали нас Тимохами,
Тимошки мы с тобой.
Живем одними вздохами,
Не знаем про любовь.

Все парочки да парочки—
Куда ни поглядим.
Один я без товарочки,
И ты. дружок, один.

Ой. некому, ой, некому
Березу заломать.
Без нас, боимся, некому
Девчонок целовать!

На танцы, на гуляния
Гармошечка зовет.
К матане на свидание
Тимошечка пойдет.

Идем, подковки звякают,
На музыку идем.
Пришли—а это квакают
Лягушки за прудом!

Получишь премиальные—
Беги, дружок, в сельмаг:
Гармони идеальные,
Малиновый размах!.

Зовемся мы Тимошками,
Тимохи мы с тобой.
Пройдем селом с гармошками
Девчата вслед гурьбой!

Варвара
(Частушка) Музыка А. Аверкина. Слова В. Семернина

У девчат имена, как цветочки,
Только я на цветы не гляжу,
Потому что все дни и все ночки,
Как во сне, одно твержу:
Ой, Вар-вар-вар-вар-вар-Варвара!

Рыжий месяц над крышею дома,
Как котенок, сидит на трубе.
Я хожу под окошком знакомым,
Все мечтаю о тебе.
Ой, Вар-вар-вар-вар-вар-Варвара!

Наше чувство не спало на лавке,
И от этой от нашей любви
Кумовья да сваты, да все бабки
Разговор такой вели:
Ой, Вар-вар-вар-вар-вар- Варвара!

Мне удача серьезная вышла—
Несравненное с милкой житье.
А поссоримся—только и слышно
Имя звонкое твое:
Ой, Вар -вар-вар-вар-вар- Варвара!

Имя звонкое, имя-подковка,
Так по сердцу оно и стучит.
Похваляться любовью неловко,
Да сама душа кричит:
Ой, Вар-вар-вар-вар-вар-Варвара!

В чистом небе
Музыка Е. Кузнецова. Слова В. Бокова

В чистом небе ясный месяц
Легкой лодочкой плывет.
Это что такое с сердцем:
То забьется, то замрет.

Что опаздываешь, милый,
Иль дорога далека,
Иль работа задержала
Иль другая завлекла?

Ой, как месяц в небе светел,
Звезды на небе чисты.
Никому я не поверю,
Что другую любишь ты.

Я навстречу дорогому
Не стерплю, сама пойду.
Где бы он ни затерялся,
Все равно его найду!

На деревне нашей
Музыка Е. Кузнецова. Слова В. Корнева

На деревне нашей, возле сельсовета,
Собрались девчата пострадать.
Где ты, милый, где ты?
Где ты, милый, где ты?
Ведь кругом такая благодать.

Припев: Гармошка голосистая
Ведет свои страдания,
Девчоночки счастливые
Выходят на свидания.

На степном просторе колосятся нивы,
Шепчет поле нежные слова.
Приходи хороший,
Приходи красивый,
Приходи попеть, потанцевать.
Припев.

Запоет девчонка—колокольчик звонкий,
Перебором вспыхнет гармонист.
Как гармонь играет,— Сердце замирает,
Где ты, мой кудрявый тракторист.
Припев.

На деревне нашей песня звонко льется,
Заполняет улицу рекой.
Там, где песня льется,
Хорошо живется,
И работать, и любить легко.

Припев: Гармошка голосистая
Ведет свои страдания,
Девчоночки счастливые
Выходят на свидания.

Кудрявый вяз
(Припевки) Музыка В. Темнова. Слова Д. Мартынова

Широкий вяз, кудрявый вяз,
Укрой с залеточкою нас.
Укрой нас с милым до зари
И никому не говори.
Укрой нас с милым
И никому не говори.

У ног твоих река шумит,
А сердце девичье болит.
В ветвях зеленых соловей
Нам о любви поет своей.
В ветвях зеленых
Нам о любви поет своей.

Под звонкой трелью соловья
Ты расцветай, любовь моя.
Тенистый вяз, ночной покой,
Девичье сердце успокой.
Ночной покой,
Девичье сердце успокой.

Кудрявый вяз, зеленый вяз,
Укрой с залеточкою нас,
Укрой до самой до зари
И никому не говори.
Укрой до зорьки
И никому не говори.

Калина-малина
Музыка В. Темнова. Слова П. Черняева

Вьется вдаль тропинка узкая.
Отчего девчонка грустная?
Может легче даже выстрадать,
Да милому все не высказать.

Припев: Калина-малина,
Красная смородина.

За рекой, в рубашке синенькой,
Ходит друг любимый, миленький.
Под гармонь на расстоянии
Для нее поет страдания.

Даже нет ей восемнадцати,
В босоножках, в белом платьице.
Сердцем девичьем доверчиво
Ожидает счастья—вечера.

Все равно под ясным месяцем,
Суждено им нынче встретиться.
Станет ночка тихой сказкою,
И споет ей парень ласково:

Припев: Калина-малина,
Красная смородина.

Припевки «нескладехи»
Слова и музыка Н. Поликарпова

Мы с товарищем вдвоем
Да «Нескладехи» пропоем.
Ой, не пора ли, знамо дело,
Нам жениться? Ой-да!
Две оглобли под дугой.

Две оглобли под дугой,
Ох, милку сватает другой.
Ой, зря носил я, знамо дело,
Ей конфеты. Ой-да!
По реке плывет бревно.

По реке плывет бревно.
Ох, нам с товарищем смешно,
Ой, на бревне-то, знамо дело,
Кум с кумою. Ой-да!
У малины сладкий дух.

У малины сладкий дух.
Да моя милка любит двух.
Ой, а я третий, знамо дело,
Подбиваюсь. Ой-да!
Ехал Ванька на коне.

Ехал Ванька на коне,
Да не по правой стороне.
Ох, девять мух он, знамо дело,
Искалечил. Ой-да!
У Матрены юбка клеш.

У Матрены юбка клеш.
Ох, ее в поле не пошлешь,
Ой, ее муж-то, знамо дело.
Бригадиром. Ой-да!
На аптеке воробей.

На аптеке воробей.
Ох, ждал лекарства сорок дней.
Ой, сдох, бедняга, знамо дело,
От заботы. Ой-да!
Мы по улице пройдем!

Мы по улице пройдем,
Да себе парочки найдем.
Ой, коль девчата, знамо дело,
Не полюбят, ой-да!—
Мы старушкам морганем!

Ой, девчата, пожалейте
Музыка Н. Поликарпова. Слова С. Красикова

Нас веселых не женатых
Неразлучными зовут.
Эх, нас красивые девчата
Да по частушкам узнают.

Нынче охнем, завтра охнем,
Выручайте поскорей,
Ох, а не то совсем иссохнем
И превратимся в сухарей.

Заалеет в небе зорька,
И гармошки зазвучат.
Ох, без ребят девчатам горько,
Да нам не слаще без девчат.

Признаемся вам открыто—
Очень трудно без подруг.
Ох, мы лишились аппетита
Ох, дело валится из рук.

От любви сердечко рвется,
Разорвется, как же быть?
Знать у девчонок нам придется,
Ох, скорой помощи просить.

Смолкнут звонкие жалейки,
И никто не будет петь.
Ой, вы, девчата- пожалейте,
А то ведь можем помереть.

Ой ты, чем ты завлек меня?
(Волжские страдания) Музыка Р. Бойко. Слова В. Бурыгина

Переборчик с переливом.
Я страдаю с перерывом.

Припев: Ой ты. чем ты завлек меня?
Ох. завлеку ли я-то тебя?

Гармошечка. играй звончей!
Миленочек, люби сильней!
Припев.

Мой залетка сидит, молчит,—
Мое сердце сильней болит.
Припев.

Зеленей скорее, травка!
Ох, завлеку я космонавта!

Припев: Ой ты, чем ты завлек меня?
Ох, завлеку ли я-то тебя?

Ярославские ребята
Музыка А. Аверкина. Слова А. Вихрева

Откровенные ребята,
Первым делом известим:
Мы все трое не женаты,
Ой, и нам скучно холостым!

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят,
Да к тому же ярославцы,
Ой, выбирайте нарасхват.

Есть у нас один знакомый,
Любознательный вполне,
Он замучил астрономов:
Ой, есть ли тещи на Луне?

Ты пляши, пляши, товарищ,
Говори, что не устал.
Если милка изменила,
Ой, говори, что сам отстал.

Ярославские девчата,
Ой чего, чего, чего,
Боевые, озорные,
Ой, развитые до чего!

Начинает нам казаться,
Что пора уже кончать.
Никого не осмеяли,
Ой, но и нас не осмеять.

2. Поэтический строй частсушки
ЧАСТУ́ШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это — народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр., отсюда Ч. политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т. д. Подобные миниатюры существуют у всех народов мира. Долгое время Ч. не привлекала внимания собирателей русского фольклора. В сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» напечатано несколько старинных Ч. (17—18 вв.). Систематически записывать Ч. стали лишь в начале 20 в., а подлинный интерес к ней появился в советскую эпоху, когда Ч. приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.

Ч. — самая устойчивая и вместе с тем подвижная форма русской народной поэзии. Тематическое разнообразие Ч. и необыкновенно емкая метрическая форма ее, выработанная на протяжении многих десятилетий, позволяют поэту экспромтом, на лету схватить любую мысль, характерную деталь, острый штрих. Монострофичность Ч. придает ей предельную сжатость, ее фрагментарность не требует продолжения. В этом — сила Ч. В лучших русских Ч., как ни в какой другой форме народной поэзии, проявилось поразительное ритмическое чувство народа, его жизнерадостность, языковая артистичность

и фонетическая прозрачность речи. Мастерство стиха в Ч., достигающее порой ювелирной виртуозности, стало возможным лишь в результате колоссальной практики и глубокой народной традиции, не застывшей в заранее выработанных формах, а беспрерывно развивающейся и совершенствующейся в живом общении друг с другом безвестных народных поэтов. Злободневность Ч. позволила выработать чрезвычайно подвижные формы стиха, в которых комбинации ритмических модификаций четырехдольника используются с необыкновенной смелостью.

Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются как стихи с соблюдением того точного ритмического рисунка, который присутствует в структуре каждой народной Ч. Поразительно, что на таком маленьком «пятачке», в пределах двустиший, неистощимая народная изобретательность показывает пути дальнейшего развития национальных форм русского стиха, построенного не на условной стопе силлаботонической теории, а на принципе тактовой метрики с многофигурными модификациями четырехдольника. Горький в статье «О бойкости» писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на „частушки“ — непрерывное и подлинно „народное“ творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках провинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов… Частушки строятся из чистого языка».

По своей конструкции Ч. является метрической двустишной монострофой с рифмами, народным дистихом, построенным на двух тактометрическпх периодах. Каждый период — это четырехкратный четырехдольник, содержащий в себе 16 долей (4×4=16); следовательно, каждая Ч. заключает в себе 32 доли и может вместить речевой максимум в 32 слога, по 16 слогов в периоде. Но не всегда период в Ч. заполняют 16 слогов. При неизменном метрическом объеме количество слогов в Ч. переменчиво и при 16-дольной норме периода в нем иногда бывает 8 и даже 7 слогов; но есть редкие случаи, когда максимум повышается до 17 слогов в периоде. Объясняется это остроумным совмещением в периоде различных полносложных и паузных ритмических модификаций четырехдольника: константных , ^, ^^, ^^, ^^^, ^^, , ^, , , , инверсированных , ^^, , нейтральных, безударных , ^, ^^, ^^^, , и т. п. Не равносложие, а принцип равнодольности (16 долей в периоде) определяет структуру метрического стиха Ч. Четырехкратный четырехдольник содержит в себе четыре вида и соответственно четыре контрольных ряда:

I вид

| | | | |

II вид

| | | |

III вид

| | | |

IV вид

| | | |

Видовые тактометрические периоды четырехдольника определяются положением анакрузы и эпикрузы. Четырехдольник первого вида — закрытого контура, в нем нет анакрузы (нулевая анакруза), остальные три имеют открытые контуры и в каждом из видов свои анакруза и эпикруза. Обычно норма фразостроения в Ч. совпадает с тактометрическим периодом. Как бы ни менялись количество и характер

слогов Ч. (долгие, краткие и кратчайшие), какой бы структуры ни были паузные модификации, долевой объем любой частушки остается неизменным: 16 долей в периоде, а вся Ч. — 32 доли. Ч. следует читать четким метрическим речитативом. Многие частушки паузного строя представляют собой образцы народного тактовика.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.