Пейзаж Северной Сун (960–1127)

Пейзаж Сун

Десятый и одиннадцатый века стали свидетелями расцвета одного из величайших художественных проявлений китайской цивилизации: монументальной пейзажной живописи. В период социального и политического хаоса, сопровождавшего падение династии Тан в 907 году, ученые ушли в горы, живя в отшельниках или в буддийских храмах. В природе они обнаружили моральный порядок, которого им не хватало в человеческом мире. Для художников Северной Сун (960–1127) великая гора, возвышающаяся над меньшими горами, деревьями и людьми, была как «правитель среди своих подданных, господин среди слуг». Продолжая отстаивать затворничество как чистый образ жизни, пейзажисты Сун изобразили «сердце лесов и ручьев» как избавление от мирских забот.
https://www.metmuseum.org/toah/hd/wang/hd_wang.htm
Важнейший сдвиг во время ранней Сун — от общества, управляемого наследственным аристократическим порядком, к обществу, управляемому центральной бюрократией ученых-чиновников — также оказал большое влияние на искусство. Ученые- певцы -чиновники быстро заявили, что каллиграфия и поэзия являются выразительными средствами, уникально подходящими для их класса, и стремились возродить естественные и спонтанные качества прошлых веков. Они также применили свои новые критические стандарты к живописи. Отвергая официальную точку зрения, что искусство должно служить государству, эти ученые-любители занимались живописью и каллиграфией для собственного развлечения как формы личного самовыражения.
На протяжении X-XII веков в живописи Китая произошли перемены. По-новому осмысляется красота природы. Непреложность законов развития природы возводится в ранг нравственного эталона, отождествляется с проявлением духовной жизни человека.

В течение истории китайской пейзажной живописи можно выделить два основных направления: монохромный и цветной пейзаж, и два периода развития пейзажа: пейзаж династии Северная Сун (960 – 1127) и Южная Сун (1127 – 1279). Живописцы выполняли свитки в манере гунби или сеу. Первая предполагала четко очерченный контур изображения, который делал художник. Затем он раскрашивал его яркими минеральными красками. В этой манере писали пейзажи в эпоху Тан.
В сунские времена распространился живописный метод при котором пейзаж писали черной тушью. При этом она могла иметь более или менее насыщенный цвет. Художник не стремился передать вид изображаемого объекта досконально точно. Важно было выразить «дух» или «идею» на свитке, которая волновала художника. И поэтому точная прорисовка контура при таком подходе не была нужна. Отрывистые штрихи, или даже точечные удары кисти помогали «переселить» озарение художника на бумагу, незаполненное, пустое пространство так же имело свою важную художественную функцию. Этот стиль был характерен для художников-дзэн буддистов. Для тех кто искал дао в отшельничестве. Сине-зеленый свиток — более жизнерадостный, характерен для светской живописи. В пейзаже эти стили получили свое практическое выражение в так называемом цветном (или еще иначе, сине-зеленом) пейзаже и монохромном. В эпоху Сун живопись получила высокий статус. Художников было очень много. Поэтому здесь лишь небольшой очерк, который обрисовывает состояние пейзажной живописи в эпоху Сун и выделяет некоторые ее моменты.

Ли Чэн (919—967) занимался пейзажем, был поэтом, теоретиком живописи, один из основоположников жанра монохромной пейзажной живописи. Ли Чэн работал в период Пяти династий (907-960) и в начале правления династии Сун (960 — 1279). Начав с изучения и копирования произведений Цзин Хао и Гуань Туна, художник впоследствии выработал свою манеру и стал основателем стиля «затуманенных деревьев в ровной дали», который обрёл известность среди мастеров пейзажа.

Ли Чен Одинокий храм среди вершин
Ли Чен Одинокий храм среди вершин

На пейзажных свитках средневековых художников Китая облака, камни, потоки излучали Ци, то есть дыхание жизни, а человеческие существа здесь — представители земли. Пейзажный свиток был таинственным явлением, выражавший суть всемирной природы. На свитке Ли Чена передний план тщательно прорисован. Мы видим группу хижин и два павильона, придворных в трактире, ученых, пьющих вино. Храм с шестиугольной башней в центре параллелен горным пикам в верхней части свитка. Мы начинаем смотреть с левого угла внизу, входим в свиток, немного стоим, проходим по мосту, смотрим на крыши домов, вверх на храм, на павильоны, затем на возвышающиеся пики вверху.
Увидеть все это сразу из одной позиции не получается. Помогает рассеянная перспектива, характерная для китайского пейзажного свитка.

Ли Чэн. Роскошный лес среди отдаленных пиков, музей провинции Ляонин
Ли Чэн. Роскошный лес среди отдаленных пиков, музей провинции Ляонин

Чжао Ган (趙幹, эт. 10 — я гр.), Пять династий Период (Южная Тан)

Чжао Ган был родом из провинции Цзянсу, провел всю свою жизнь на юго — востоке Китая. Не удивительно, что большинство его пейзажей представляют пышную природу этой области. Свиток показывает жизнь и деятельность рыбаков на речных заливах. Голые деревья и сухие камыши показывают, что это зима.

 Чжао Ган, Ранний снег на реке
Чжао Ган, Ранний снег на реке

Свиток, чернила и краски на шелке, 25,9 х 376,5 см, Национальный дворец — музей, Тайбэй
Эта картина сочетает в себе яркое изображение фигур с пейзажем . Она разворачивается справа налево. В самом начале справа надпись императора Южного Тан Ли Ю (李煜, т. 961-975), которая гласит: «Ранний снег на реке изобразил Чжао Ган Южного Тан» .

Цзин Хао — пейзажист, начавший работать еще при танском дворе, и поселившийся в горах Тайхан после крушения империи Тан, создал ряд горных монохромных пейзажей. Считается, что он внес значительный вклад в развитие монохромного китайского пейзажа. Подлинных картин художника осталось очень мало.
осмыслил фон шелкового свитка как пространственный прорыв, как уходящую в бесконечность даль. Он известен как мастер монохромного пейзажа, но писал и цветные. Многие его свитки написаны в Цзяннане, где находится дельта реки Янцзы. Воздух там теплый и влажный.

Гуань Тун, ученик Цинь Хао, родился в Чанъани, провинции Шэньси.
Он продолжатель Цин Хао.

Гуань Тун. Горы поздней осенью.
Гуань Тун. Горы поздней осенью.

О Цзюй Жане известно крайне мало. Он писал пейзажи. Прекрасно передавал впечатление тумана и воздуха, виды высоких гор и широких рек.Ни даты рождения, ни даты смерти Цзюй Жаня история не сохранила.

Известно, что он был буддийским монахом, но считается, что в его творчестве смешались две религиозные доктрины— буддийская и даосская, которые содействовали расцвету пейзажной живописи. Оставаясь монахом, стал членом императорской Академии. Цзюй Жань стал создателем южной школы пейзажа иначе «цзяннаньская школа». Этой школе присуща особая техника нанесения туши.
Если художники «северной школы» четко наносили линии и обрисовывали контуры на свитках, то у южан очертания объектов изображаемого как бы растворялось в воздухе и уходило вдаль и в бесконечность. Подобный творческий метод Цзюй Жаня отражал и его личные художественные поиски и основывался на буддийских и даосских взглядах на мир.

Художник поселился в буддийском храме Кай-бао в сунской столице.

Знатоки высоко ценили его работы.

Фань Куань( (работал в 990-1026) – китайский художник- пейзажист, продолжатель Цзин Хао, один из основателей жанра монохромного пейзажа. Самый известный пейзаж Фань Куаня «Путники среди гор и потоков». Он считается одним из шедевров мировой живописи. Пейзаж завораживает своей мощью. Произведение исполнено очень тщательно; художник изобразил несколько видов разных деревьев, а текстура гор передана присущими только Фань Куаню мазками и размывами туши. В правом нижнем углу есть его подпись.

Свиток «Холодный лес в заснеженной равнине» Фань Хуана схож по построению с предыдущим: на переднем плане немного открытого пространства, а за ним высится мощная горная гряда, закрывающая даль. Выпавший снег, и промерзшие голые зимние деревья придают ещё больше суровости этой дикой красоте.

Фань Хуан Холодный лес в заснеженной равнине
Фань Хуан Холодный лес в заснеженной равнине

Фань Куань создал свой особый стиль пейзажа. Произведения Фань Куаня обрели статус памятников китайского национального пейзажа, которые изучали и копировали художники многих поколений.

Го Си — выдающийся мастер >монохромного пейзажа. Один из крупнейших художников-пейзажистов и теоретиков живописи эпохи Сун.

Го Си Осенняя река фрагмент
Го Си Осенняя река
фрагмент

Го Си являлся членом Академии художеств в Кайфыне. В своем трактате «Записки о высокой сути лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание диких источников и скал — обычное наслаждение для совершенного человека. «Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. В своем трактате Го Си так же раскрывает тайну пространственного построения свитка (именно Го Си разработал теорию так называемых «трех далей» — саньюань, — в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя).
Автор картины-свитка «Каменистая равнина и далекий горизонт» Го Си в величественных монохромных пейзажных композициях и теоретических высказываниях первым сумел ярко и образно выразить сложные идейные устремления своего времени. Созданные им грандиозные картины гор и вод проникнуты высокой одухотворенностью, близкой к религиозному чувству.

Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт. 11 в. Гугун, Пекин.
Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт. 11 в. Гугун, Пекин.

Ми Фэй. Горы и сосны весной (фрагмент)
Ми Фэй. Горы и сосны весной (фрагмент)

Ми Фэй(1051—1107)прославился своими туманными, поэтически-вольными пейзажами, в которых пятна туши, нанесенные с помощью плоской щётки, могли иметь большую выразительность, чем линии и контуры. В поэзии он был последователем стиля Ли Бо, а в каллиграфии Вана Сичжи. Как каллиграф он стал наиболее известен и считался одним из четырёх лучших каллиграфов империи Сун.

Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761). Их сочинения представляют собой нечто вроде комментариев к тексту созданного Ван Вэем прототипа.

Янь Вэньгуй как и другие мастера жанра «шан-шуй» передают идею, появившуюся в сунское время в осознании творческого процесса, понимаемого как некое слияние человека с миром, постижение мастером за внешней видимостью форм глубокой внутренней сущности явлений.
Янь Вэньгуй принадлежал к крупнейшим мастерам пейзажа. Вначале его творчество находилось под сильным влиянием одного из основателей сунской пейзажной школы – Ли Чэна. Об этом свидетельствует свиток «Строения среди гор и рек» (Тушь, бумага. Осака, Муниципальный музей), который считают одним из самых ранних произведений художника. На нём можно видеть величественные горы, контрастирующие с водной гладью, разнообразие рельефа почвы, как будто нарочно сконструированное художником, и среди этого великолепия следы человеческого присутствия в виде домов и кораблей. Картина написана тремя разновидностями мазка кисти, которые использовал в своё время Ли Чэн. Этот свиток считают если не подлинником, то, по крайней мере, копией передающей суть творчества Янь Вэньгуя.

С Янь Вэньгуем был дружен Гао Кэмин. Гао Кэмин (кит. упр. 高克明;работал в 1008 — 1053гг). Гао Кэмин был придворным живописцем и служил в Академии Ханьлинь. Сохранились только копии его работ. Из всех жанров живописи он больше всего любил пейзаж. Считается, что в его пейзажах больше утонченности, чем в работах Го Си и Ли Чена.
Гао Кэмин был весьма крупной фигурой в художественной жизни ранне-сунского периода. Он был уроженцем Цзянчжоу (Шанси), однако точная дата его рождения неизвестна. Неизвестно, у кого он обучался живописному мастерству, также не известны ранние этапы его карьеры. Исторические источники сразу описывают его как живописца, служившего при Жэнь-цзуне (1022—1063), 4-м императоре династии Сун, в ранге дайчжао. В этом чине он руководил департаментом живописи при Академии Ханьлинь, то есть не просто исполнял императорские заказы, но и вёл административную деятельность, занимаясь формированием и текущими делами департамента. Он был принят в Академию в правление под девизом «Дачжун сянфу» (1008-16гг), и за особые заслуги ему был пожалован фиолетовый халат — особый знак почёта, которым император награждал далеко не каждого выдающегося мастера.

Сохранились исторические сообщения о деятельности Гао Кэмина в качестве придворного художника. Одним из ранних поручений императора была роспись интерьеров дворца Хуйцин. В 1032 году он с группой живописцев Академии получил заказ на исполнение 30 свитков. В 1034 году император Жэнь-цзун поручил мастеру выполнение пейзажей, посвящённых четырём временам года, с которыми не справился Бо Гоцзы. В 1048 году Гао Кэмин принял участие в большом проекте, над которым работали и другие художники: созданием цикла произведений к трудам Ян И и Ми Шу по истории и жизнедеятельности предков императора; в итоге к началу 1049 года были написаны десять свитков с портретами под названием «Изображения чиновников императорского правительства», в которых были отражены все сто пунктов истории Ян И и Ми Шу, рассказывающие о жизни императоров от Тай-цзу до Чжэнь-цзуна.

Снега вокруг горных потоков. Альбомный лист. Гугун, Тайбэй
Снега вокруг горных потоков. Альбомный лист. Гугун, Тайбэй

Сюй Дао-нин — один из ведущих мастеров пейзажной живописи шань-шуй эпохи Северная Сун (960-1127).

Творческую манеру Сюй Дао-нина характеризует свиток «Рыбачьи лодки на осенней реке». Сюй Дао-нин изображает несколько горных цепей, расположенных одна за другой по горизонтальной и вертикальной осям свитка. На переднем плане рыбачьи лодки на речной глади и дорога с идущими по ней путниками, затем идут горные кручи (справа) и изгиб реки. Вдали видны скалы. Рисунок скал и древесных стволов на переднем плане создает контрастное сочетание с мягкими живописными пятнами в изображении далеких горизонтов.

Сюй Даонин Рыбачьи лодки на осенней реке фрагмент
Сюй Даонин
Рыбачьи лодки на осенней реке
фрагмент

В живописи Сюй Дао-нина наметились перемены в технике «панорамно-монументального» ландшафта в северо-сунской академической школе, которые непосредственно предшествовали стадии наивысшего расцвета в пейзаже X-XI вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.