Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

В городе Дуньхуан расположенном на северо-западе провинции Ганьсу находятся выдающиеся памятники китайской культуры. Это город уездного уровня, управляемый городом Цзюцюань. Это национальный исторический и культурный город, который всегда был важным городом на Шелковом пути. Известный своими дуньхуанскими гротами и дуньхуанскими фресками, он является домом для гротов Могао, внесенны
х в список Всемирного культурного наследия, а также перевалов Юмэнь и Ян на границе Великой стены династии Хань.
Гроты Могао в Дуньхуане имеют одну из лучших коллекций буддийского искусства в мире и были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

Гроты Дуньхуана. Могао
Гроты Дуньхуана. Могао

Гроты Дуньхуана включают гроты Дуньхуана Могао, западные пещеры тысячи Будд и гроты Аньси Юлинь. Всего насчитывается 552 грота с более чем 50 000 квадратных метров фресок прошлых династий. Это группа гротов с наибольшим количеством фресок в Китае и мир. В соответствии с содержанием, изображенным на фресках, его можно разделить на картины со статуями Будды , картины Цзинбянь , сюжетные картины и портреты сторонников .
Еще о пещерных храмах Китая: Пещерные храмы в Китае

Пещеры Могао. Скульптура
Пещеры Могао. Скульптура

(Древние) художники использовали сцены повседневной жизни, в том числе древние спортивные состязания, чтобы выразить свои мысли. Некоторые жесты и движения нарисованных ими фигур были преувеличены, что отражало их желание сломать ограничения человеческого тела, что соответствует олимпийскому девизу: Быстрее, выше, сильнее и вместе.

Элементы Дуньхуана можно заметить и в других дизайнах зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине, таких как «Полет», официальный факел Игр. Он использует струящиеся ленты летающей спаржи и напоминает ленту,

Пещера 320, северная стена
Пещера 320, северная стена

Пещеры Могао находятся на северо-западе Китая в пустыне Гоби. Пещерный храм был в двадцати пяти километрах от Дуньхуанского оазиса. Храм был высечен в горах Саньвэйшань. В то время в пещерные храмы было трудно добраться. Это малонаселенный район почти на границе Китая на Великом Шелковом Пути являлся в свое время воротами Китая на северо-западе. Там, занесенные песками пустыни, хранились сокровища буддийского искусства, бесценные памятники древнекитайской живописи, скульптуры, архитектуры.

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Будда. Скульптуры комплекса в Могао
Будда. Скульптуры комплекса в Могао

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близ Юймэньского прохода.
С 336 года нашей эры в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.1.

Пещера для медитации
Пещера для медитации

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 квадратных метров а высота-от полутора до пяти метров.
Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
Две тысячи четыреста статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. 2.

Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.

Фреска. Дуньхуан.
Фреска. Дуньхуан.

Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 метра
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.1.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру. 3.

Фреска. Выпукло -вогнутый стиль. Дуньхуан
Фреска. Выпукло — вогнутый стиль. Дуньхуан

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.

Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатовэ
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.3.

При правлении суйских императоров продолжалось строительство пещерного монастыря в Дуньхуане и роспись пещер. На фреске в верхней части изображена сцена Джатаки Саттвы. Нижняя ее часть служит иллюстрацией к сутре о Поле Счастья. Сутры или Джатаки – сутры — это сказания о деяниях Будды Шаакьямуни во время жизней, предшествовавших его инкарнации в образе принца (Дуньхуан).

Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

Фрагмент фрески "История о 500 смельчаках". Дуньхуан
Фрагмент фрески «История о 500 смельчаках». Дуньхуан

На этой фреске изображен фрагмент истории о пятистах смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам. 4.

 
В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Эта впечатляющая роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан). Живопись Тан

Бодхисатва. Дуньхуан. Тан
Бодхисатва. Дуньхуан. Тан

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.

Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.

Тханка бодхисатвы Самантабхадры («всецело добрый») перед вами изображает бодхисатву, одного из пяти бодхисатв созерцания, эманацию Будды Вайрочаны. Самантабхадра является воплощением всеобъемлющего сострадания. Руки сложены в витарка-мудре (жесте учения). Согласно разработанной иконографии Самантабхадра изображался верхом на слоне. Художник, который рисовал эту танку, скорее всего не видел слона. Поэтому у животного складчатые уши и лапы вместо ног. На слоне надета упряжь, напоминающая конскую сбрую.

Культурные реликвии Дуньхуана в коллекции музея Цзимэй
Культурные реликвии Дуньхуана в коллекции музея Цзимэй

Тханка. Самантабхадра. IX век. Шелк, минеральные красители.

Кришна Васудева Кришна Васудева[/caption]

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).


Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Одним из ключевых эпизодов в жизни Будды стал момент просветления, которого он достиг в медитации семь дней, по другим источникам – семь недель. В то время злой бог Мара пытался помешать ему, соблазняя красавицами и пугая воинством.

В центре тханки изображён Будда, восседающий в позе лотоса (падмасане). Его левая рука сложена в жесте дхаяна-мудра-жест медитации, правая – в жесте бхумиспарша-мудра, жесте прикосновения к земле. А над головой расположен синетелый шестирукий Мара с двумя скрещенными мечами над головой. По сторонам от Будды – чудовища, представляющие войско Мары, которые несмотря на устрашающий вид, не могут победить решимость Будды достичь просветления. По краям тханки – бодхисатвы, внизу помещены изображения семи драгоценностей Вселенского правителя: колесо, конь, белый слон, волшебная жемчужина, меч, мудрый советник и прекрасная царица.

Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку.
«Дэвы (существа, населяющие небесные царства, но лишённые возможности переродиться в земном облике). Роспись пещеры 272, выполненная во времена государства Северная Лян (397 г.— 439 г).»

Уйгурский король из Турфана и слуги.

1.Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.265.

2.Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.265.

3. Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.266.

4.Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г. стр.266.

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае: 1 комментарий

  1. Большое спасибо) как раз искала, что бы нового посмотреть в китае.. а у вас так подробно т грамотно все описано…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.