Алмазный цигун

Специаль­ная система активной медитации «Алмазный Цигун»

Авторство этой оздоровительной системы приписывается легендарному патриарху чань буддизма Бодхидхарме.

В основе системы лежала теория об энерге­тическом балансе человека, о равновесии активного (Ян) и пассивного (Инь) начал в природе человека. Но Бодхидхарма, возможно, одним из первых создате­лей специальных систем физического и духовного совершенствования обосновал необходимость напряже­ния и расслабления определенных групп мышц при выполнении комплексов упражнений без отягощений. Он подвел под это теоретическую основу, доказав, что и без специальных отягощений можно достаточно разпосторонне развить свое тело, укрепить жизненную энергию, «уравновесить дыхание и отпустить свою мысль». Говоря современным языком, система Да Мо включала упражнения изометрического и пластичес­кого характера, в высшей фазе освоения переходя­щие в скоростно-динамические. Но стержнем системы стала «психологическая наполненность» упражнений, то есть полное духовное и психическое участие чело­века в выполняемых им упражнениях.

В этой связи можно привести выдержки двух из­вестных мастеров у-шу, живших в XIX веке. Мастер Ван Сячжая сформулировал свою мысль о единстве физической и духовной основ в человеке так: «Если стремишься с помощью физических упражнений по­стичь духовное, то существуют формы духовного. Ду­ховное само по себе является формой жизни, а внеш­няя форма меняется за духовным. Только физичес­кие упражнения в сочетании с психическими могут принести нужный эффект, в этом случае говорят «Си­ла рождается, Ци (Чи) действует».

Бодхидхарма в «Алмазном Цигуне» рекомендовал своим ученикам и последователям выполнять подобные упражнения ут­ром и вечером, повторяя свой собственный комплекс троекратно. Это помогало предотвратить многие забо­левания, связанные с малоподвижным образом жиз­ни, характерным для буддийских монахов того вре­мени, и сохраняет значение для большинства наших современников. До сих пор подобные упражнения со­ставляются, в комплексе активной медитации, приме­няемой в профессиональном спорте и медицине. Те из читателей, которые не испытывают недугов, могут пре­дупредить их возникновение, регулярно занимаяськомплексами Бодхидхармы. А приверженцы профес­сиональной спортивной деятельности и постоянно занимающиеся любители могут найти в этих упраж­нениях рациональные зерна для развития психоло­гической устойчивости и систем восстановления пос­ле значительных физических и эмоциональных нагрузок.

Система упражнений Бодхидхармы основана на четкой синхронизации дыхания и движения, и, конечно, пра­вильному дыханию уделяется огромное внимание. Во всех упражнениях используется нижнее дыхание с концентрацией внимания на точке Дань-тянь, распо­ложенной на переднесрединном меридиане, примерно на 2 см ниже пупка.

Тандэн (Даньтянь
Тандэн (Даньтянь

Упражнение 1.
И. П.— стоя, ноги на обычной ширине, руки опущены вдоль тела, спина выпрямлена. Вертикальная ось про­ходит через точку Байхуэй («Стократный сборщик», или «Точка императоров»). Это положе­ние соответствует наиболее физиологическому поло­жению тела. Язык прижат к сомкнутым зубам.

Точка Бай-хуэй Du-20
Точка Бай-хуэй Du-20

Вдох через нос, руки несколько сгибаются в локтях до тех пор, пока ладони не будут параллельны полу. Выдох через нос, свободный. Во время выдоха на­прягаете все мышцы рук и плечевого пояса, как бы опираясь о воображаемый стол, постепенно, после того, как напряглись мышцы верхних конечностей, последовательно напрягаете мышцы ног, как бы гото­вясь подпрыгнуть. Окончание выдоха совпадает с пре­кращением напряжения мышц.

Упражнение 2.

И. П.— то же, что и в предыдущем упражнении, толь­ко ноги расположены несколько ближе друг к другу.

Кисти рук сжаты в кулак, оставляя вытянутым боль­шой палец. Кулаки расположены на передней поверх­ности бедер так, чтобы большие пальцы были парал­лельны вертикальной линии.

Вдох через нос, дыха­ние нижнее с задержкой, во время вдоха большие пальцы поднимаются с напряжением, как бы преодо­левая внешнее напряжение (сопротивление). Далее следует пауза, во время которой сохраняется мышеч­ное напряжение.

Выдох через нос, большие пальцы медленно опускаются вниз и вместе с этим ослабе­вает мышечный тонус.

Упражнение 3.

И. П.- см. упр. 1. Вдох — через нос, дыхание ниж­нее, во время вдоха с усилием сжать кулаки так, что­бы четыре пальца сомкнулись вокруг большого пальца, и при этом попытайтесь расслабить мышцы плечевого пояса. Выдох — свободный через нос, кулаки медлен­но разжимаются и расслабляются, а мышцы плечевого пояса напрягаются.

Упражнение 4,

И. П.- стоя, ноги вместе, ступни параллельны друг другу, спина выпрямлена, язык прижат к сомкнутым зубам, кулаки сомкнуты так, что четыре пальца смы­каются вокруг большого. Вдох свободный через нос, дыхание нижнее, на вдохе медленно с напряжением поднимаем руки, пока они не будут параллельны полу. Выдох свободный через нос, на выдохе увеличиваем усилие во фронтальном направлении, как бы упираясь кулаками в стену. Окончание выдоха совпадает с окончанием мышечного напряжения и опусканием расслаб­ленных рук вниз.

Упражнение 5,

И. П. стоя, ноги вместе, ступни параллельны друг другу, спина выпрямлена, язык прижат к сомкнутым зубам, руки свободно свисают вдоль тела, кисти рас­слаблены, вдох-свободный через нос, дыхание ниж­нее с задержкой, медленно поднимаем руки через сто­роны вверх, оставляя локти чуть согнутыми, одно­временно с этим медленно поднимаемся на носки. В конце вдоха ладони параллельны вертикали. Пауза — медленно с напряжением сжимаем кулаки. Выдох- медленно опускаемся на всю ступню, одновременно медленно опуская через стороны расслабленные руки.

Упражнение 6.

И. П.— см. упр. 1. Вдох свободный через нос, дыхание нижнее с задержкой, медленно поднимаем руки до горизонтального уровня, сжимая обычно кулаки. Пауза постепенно увеличиваем мышечное напря­жение в стороны, как бы раздвигая кулаками две стены. Выдох — свободный через нос, кулаки разжимаются, руки расслабляются и опускаются вниз.

Упражнение 7.

И. П.— см. упр. 1, только ступни расположены вместе. Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, руки через стороны медленно поднимаются вверх, по­ка не будут параллельны полу, кулаки сжаты обыч­ным образом, одновременно поднимаемся на носки. Выдох свободный через нос, попеременно опуска­емся то на одну, то на другую пятку, разжимая при этом кулаки.

Это упражнение выполняется в ритме дыхания, попеременно опускаясь то на левую, то на правую пятку, с силой сжимая кулаки в конце вдоха и разжимая их на выдохе.

Упражнение 8,

И. П.— см. упр. 7, Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, сжимаем кулаки так, чтобы четыре пальца обхватывали большой палец, руки поднимаются прямо перед собой на уровень плеч, так чтобы ладони «смот­рели» друг на друга. Одновременно с подъемом рук поднимайтесь на носки. Выдох — свободный через нос, во время выдоха крепко сжимаем кулаки и нап­рягаем мышцы рук, как бы сжимая воображаемый предмет между руками. По мере выдоха медленно опускаемся на всю ступню. В конце выдоха мышцы полностью расслабляются и руки свободно опускаются вдоль тела.

Упражнение 9.

И. П.— см. упр. 7. Вдох — свободный, через нос, ды­хание нижнее с задержкой, кулаки сжимаются так, что четыре пальца обхватывают большой палец. Мед­ленно сгибая локти, поднимаем руки перед собой до уровня живота (до уровня точки Дань-тянь, Задержка — руки с напряжением поднимаются до уровня лица, при этом кулаки разворачиваются ладонными сторонами к лицу. Выдох — свободный через нос, руки медленно опускаются вниз, мышцы посте­пенно расслабляются.

Упражнение 10.

И. П.— см. упр. 7. Кулаки сжимаются так же, как в предыдущем упражнении, но без напряжения, Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, руки поднима­ются перед собой на высоту плеч, затем кула­ки приводятся к околоушным областям так, чтобы предплечья были расположены вертикально; кулаки расположены ладонными поверхностями вперед. Вы­дох — свободный через нос, напрягаем руки, разводим с усилием локти, сводим лопатки, представляя, что кулаками удерживаем достаточный вес. Постепенно, по мере выдоха, мышцы расслабляются и руки опускают­ся вниз.

Упражнение 11.

И. П.— см. упр. 10, кулаки сжаты обычным образом. Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, руки поднимаются к пупку, сгибая локти, ладони обращены вниз. Выдох — свободный медленный через нос, кула­ки крепко сжимаются, выпрямляя большие пальцы и «сжимая» воображаемый предмет между кулаками. Постепенно, по мере выдоха, мышцы расслабляются и руки свободно опускаются вниз, кулаки разжимают­ся.

Упражнение 12.

И. П. и сосредоточение — то же. Руки свободно свиса­ют вдоль тела, ладони кистей обращены наружу, а тыльная сторона ладоней прижата к боковой поверх­ности бедер. Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее с задержкой, руки медленно поднимаются вверх до уровня плеч, большие пальцы рук направле­ны наружу, ладони обращены вверх. Одновременно поднимаемся на носки. Пауза — зафиксировать ко­нечное положение, мышцы всего тела напряжены, язык прижат к верхнему небу. Выдох — медленно опускать руки вниз и опускаться на всю ступню. Количество повторений упражнений может коле­баться в зависимости от общего состояния занимаю­щегося, его возраста, целей, которые стоят перед зани­мающимся, наконец, просто от свободного времени. В среднем может быть от 10 до 50 повторений каждого упражнения. Частота дыхания при этом колеблется в пределах от 4 до 12 дыхательных движений в одну минуту и зависит, прежде всего, от анатомо-физиологических особенностей занимающихся.

В требовании полного участия («присутствия») че­ловека в том, что он делает, в следовании принципу единства физического и психического может быть найден ключ к пониманию природы активной медита­ции не только в дальневосточных боевых искусствах, но также в спорте и любых повседневных занятиях, связанных с движением. А это, в свою очередь, позво­ляет более широко осмыслить те механизмы психоре­гуляции, которые столь осознанно и эффективно ис­пользовались мастерами, достигшими совершенства, в традиционной дальневосточной культуре

 

Из книги:  Диалог о боевых искусствах Востока. Виктор Фомин. Иосиф Линдер.     1990

Виктор Фомин. Иосиф Линдер Диалог о боевых искусствах Востока
Виктор Фомин. Иосиф Линдер Диалог о боевых искусствах Востока

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.