Специальная система активной медитации «Алмазный Цигун»
Авторство этой оздоровительной системы приписывается легендарному патриарху чань буддизма Бодхидхарме.
В основе системы лежала теория об энергетическом балансе человека, о равновесии активного (Ян) и пассивного (Инь) начал в природе человека. Но Бодхидхарма, возможно, одним из первых создателей специальных систем физического и духовного совершенствования обосновал необходимость напряжения и расслабления определенных групп мышц при выполнении комплексов упражнений без отягощений. Он подвел под это теоретическую основу, доказав, что и без специальных отягощений можно достаточно разпосторонне развить свое тело, укрепить жизненную энергию, «уравновесить дыхание и отпустить свою мысль». Говоря современным языком, система Да Мо включала упражнения изометрического и пластического характера, в высшей фазе освоения переходящие в скоростно-динамические. Но стержнем системы стала «психологическая наполненность» упражнений, то есть полное духовное и психическое участие человека в выполняемых им упражнениях.
В этой связи можно привести выдержки двух известных мастеров у-шу, живших в XIX веке. Мастер Ван Сячжая сформулировал свою мысль о единстве физической и духовной основ в человеке так: «Если стремишься с помощью физических упражнений постичь духовное, то существуют формы духовного. Духовное само по себе является формой жизни, а внешняя форма меняется за духовным. Только физические упражнения в сочетании с психическими могут принести нужный эффект, в этом случае говорят «Сила рождается, Ци (Чи) действует».
Бодхидхарма в «Алмазном Цигуне» рекомендовал своим ученикам и последователям выполнять подобные упражнения утром и вечером, повторяя свой собственный комплекс троекратно. Это помогало предотвратить многие заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни, характерным для буддийских монахов того времени, и сохраняет значение для большинства наших современников. До сих пор подобные упражнения составляются, в комплексе активной медитации, применяемой в профессиональном спорте и медицине. Те из читателей, которые не испытывают недугов, могут предупредить их возникновение, регулярно занимаяськомплексами Бодхидхармы. А приверженцы профессиональной спортивной деятельности и постоянно занимающиеся любители могут найти в этих упражнениях рациональные зерна для развития психологической устойчивости и систем восстановления после значительных физических и эмоциональных нагрузок.
Система упражнений Бодхидхармы основана на четкой синхронизации дыхания и движения, и, конечно, правильному дыханию уделяется огромное внимание. Во всех упражнениях используется нижнее дыхание с концентрацией внимания на точке Дань-тянь, расположенной на переднесрединном меридиане, примерно на 2 см ниже пупка.
Упражнение 1.
И. П.— стоя, ноги на обычной ширине, руки опущены вдоль тела, спина выпрямлена. Вертикальная ось проходит через точку Байхуэй («Стократный сборщик», или «Точка императоров»). Это положение соответствует наиболее физиологическому положению тела. Язык прижат к сомкнутым зубам.
Вдох через нос, руки несколько сгибаются в локтях до тех пор, пока ладони не будут параллельны полу. Выдох через нос, свободный. Во время выдоха напрягаете все мышцы рук и плечевого пояса, как бы опираясь о воображаемый стол, постепенно, после того, как напряглись мышцы верхних конечностей, последовательно напрягаете мышцы ног, как бы готовясь подпрыгнуть. Окончание выдоха совпадает с прекращением напряжения мышц.
Упражнение 2.
И. П.— то же, что и в предыдущем упражнении, только ноги расположены несколько ближе друг к другу.
Кисти рук сжаты в кулак, оставляя вытянутым большой палец. Кулаки расположены на передней поверхности бедер так, чтобы большие пальцы были параллельны вертикальной линии.
Вдох через нос, дыхание нижнее с задержкой, во время вдоха большие пальцы поднимаются с напряжением, как бы преодолевая внешнее напряжение (сопротивление). Далее следует пауза, во время которой сохраняется мышечное напряжение.
Выдох через нос, большие пальцы медленно опускаются вниз и вместе с этим ослабевает мышечный тонус.
Упражнение 3.
И. П.- см. упр. 1. Вдох — через нос, дыхание нижнее, во время вдоха с усилием сжать кулаки так, чтобы четыре пальца сомкнулись вокруг большого пальца, и при этом попытайтесь расслабить мышцы плечевого пояса. Выдох — свободный через нос, кулаки медленно разжимаются и расслабляются, а мышцы плечевого пояса напрягаются.
Упражнение 4,
И. П.- стоя, ноги вместе, ступни параллельны друг другу, спина выпрямлена, язык прижат к сомкнутым зубам, кулаки сомкнуты так, что четыре пальца смыкаются вокруг большого. Вдох свободный через нос, дыхание нижнее, на вдохе медленно с напряжением поднимаем руки, пока они не будут параллельны полу. Выдох свободный через нос, на выдохе увеличиваем усилие во фронтальном направлении, как бы упираясь кулаками в стену. Окончание выдоха совпадает с окончанием мышечного напряжения и опусканием расслабленных рук вниз.
Упражнение 5,
И. П. стоя, ноги вместе, ступни параллельны друг другу, спина выпрямлена, язык прижат к сомкнутым зубам, руки свободно свисают вдоль тела, кисти расслаблены, вдох-свободный через нос, дыхание нижнее с задержкой, медленно поднимаем руки через стороны вверх, оставляя локти чуть согнутыми, одновременно с этим медленно поднимаемся на носки. В конце вдоха ладони параллельны вертикали. Пауза — медленно с напряжением сжимаем кулаки. Выдох- медленно опускаемся на всю ступню, одновременно медленно опуская через стороны расслабленные руки.
Упражнение 6.
И. П.— см. упр. 1. Вдох свободный через нос, дыхание нижнее с задержкой, медленно поднимаем руки до горизонтального уровня, сжимая обычно кулаки. Пауза постепенно увеличиваем мышечное напряжение в стороны, как бы раздвигая кулаками две стены. Выдох — свободный через нос, кулаки разжимаются, руки расслабляются и опускаются вниз.
Упражнение 7.
И. П.— см. упр. 1, только ступни расположены вместе. Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, руки через стороны медленно поднимаются вверх, пока не будут параллельны полу, кулаки сжаты обычным образом, одновременно поднимаемся на носки. Выдох свободный через нос, попеременно опускаемся то на одну, то на другую пятку, разжимая при этом кулаки.
Это упражнение выполняется в ритме дыхания, попеременно опускаясь то на левую, то на правую пятку, с силой сжимая кулаки в конце вдоха и разжимая их на выдохе.
Упражнение 8,
И. П.— см. упр. 7, Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, сжимаем кулаки так, чтобы четыре пальца обхватывали большой палец, руки поднимаются прямо перед собой на уровень плеч, так чтобы ладони «смотрели» друг на друга. Одновременно с подъемом рук поднимайтесь на носки. Выдох — свободный через нос, во время выдоха крепко сжимаем кулаки и напрягаем мышцы рук, как бы сжимая воображаемый предмет между руками. По мере выдоха медленно опускаемся на всю ступню. В конце выдоха мышцы полностью расслабляются и руки свободно опускаются вдоль тела.
Упражнение 9.
И. П.— см. упр. 7. Вдох — свободный, через нос, дыхание нижнее с задержкой, кулаки сжимаются так, что четыре пальца обхватывают большой палец. Медленно сгибая локти, поднимаем руки перед собой до уровня живота (до уровня точки Дань-тянь, Задержка — руки с напряжением поднимаются до уровня лица, при этом кулаки разворачиваются ладонными сторонами к лицу. Выдох — свободный через нос, руки медленно опускаются вниз, мышцы постепенно расслабляются.
Упражнение 10.
И. П.— см. упр. 7. Кулаки сжимаются так же, как в предыдущем упражнении, но без напряжения, Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, руки поднимаются перед собой на высоту плеч, затем кулаки приводятся к околоушным областям так, чтобы предплечья были расположены вертикально; кулаки расположены ладонными поверхностями вперед. Выдох — свободный через нос, напрягаем руки, разводим с усилием локти, сводим лопатки, представляя, что кулаками удерживаем достаточный вес. Постепенно, по мере выдоха, мышцы расслабляются и руки опускаются вниз.
Упражнение 11.
И. П.— см. упр. 10, кулаки сжаты обычным образом. Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее, руки поднимаются к пупку, сгибая локти, ладони обращены вниз. Выдох — свободный медленный через нос, кулаки крепко сжимаются, выпрямляя большие пальцы и «сжимая» воображаемый предмет между кулаками. Постепенно, по мере выдоха, мышцы расслабляются и руки свободно опускаются вниз, кулаки разжимаются.
Упражнение 12.
И. П. и сосредоточение — то же. Руки свободно свисают вдоль тела, ладони кистей обращены наружу, а тыльная сторона ладоней прижата к боковой поверхности бедер. Вдох — свободный через нос, дыхание нижнее с задержкой, руки медленно поднимаются вверх до уровня плеч, большие пальцы рук направлены наружу, ладони обращены вверх. Одновременно поднимаемся на носки. Пауза — зафиксировать конечное положение, мышцы всего тела напряжены, язык прижат к верхнему небу. Выдох — медленно опускать руки вниз и опускаться на всю ступню. Количество повторений упражнений может колебаться в зависимости от общего состояния занимающегося, его возраста, целей, которые стоят перед занимающимся, наконец, просто от свободного времени. В среднем может быть от 10 до 50 повторений каждого упражнения. Частота дыхания при этом колеблется в пределах от 4 до 12 дыхательных движений в одну минуту и зависит, прежде всего, от анатомо-физиологических особенностей занимающихся.
В требовании полного участия («присутствия») человека в том, что он делает, в следовании принципу единства физического и психического может быть найден ключ к пониманию природы активной медитации не только в дальневосточных боевых искусствах, но также в спорте и любых повседневных занятиях, связанных с движением. А это, в свою очередь, позволяет более широко осмыслить те механизмы психорегуляции, которые столь осознанно и эффективно использовались мастерами, достигшими совершенства, в традиционной дальневосточной культуре
Из книги: Диалог о боевых искусствах Востока. Виктор Фомин. Иосиф Линдер. 1990