Бамбук в японской живописи

Бамбук в японской живописи

Разве не в шорохе бамбука путь к просветлению… Догэн

В Японии, как и в большинстве других стран Восточной Азии, бамбук обычно изображали на бумаге. Как символ он несет в себе все те же значения, что и в Китае. Японское искусство в большой мере было под сильным влиянием традиционного китайского искусства на протяжении веков, и в результате, многие японские свитки с бамбуком очень похожи на китайские.

Японская живопись тушью расцветает в периоды Муромати и Адзути-Момояма. Эпоха Адзути-Момояма положила конец феодальной раздробленности в Японии.

Тессю Токусай. Орхидеи, бамбук, шиповник и камни
Тессю Токусай. Орхидеи, бамбук, шиповник и камни

После своего возвращения в Японию Токусай представил этот жанр другим монахам дзен, таким как , еще одному знаменитому художнику.
Дзен мастера изображали сцены из повседневной жизни, птиц, вишневые ветви сакуры, дикие орхидеи, бамбук.
Начало дзен искусства Японии

Бамбук был популярным темой в дзен искусстве и укиё-э в Японии, а также в различных стилях японской живописи . Некоторые из самых известных японских художников, таких как Хасагава Тохаку, Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ создали драматические и красочные картины бамбука.

До прихода начала появления живописи укиё-э в эпоху Эдо, когда искусство стало легко доступными для обычного человека, картины в китайском стиле писали почти исключительно для японской придворной и военной элиты. Изображения бамбука были одной из наиболее распространенных тем, над которой работали художники удовлетворяя запросы элиты. Для школы Кано характерны очень яркие картины бамбука на золотом фоне.

Кано Танъю (1602—1674), Тигры в бамбуковой роще
Кано Танъю (1602—1674), Тигры в бамбуковой роще
Кано Танъю. Шестой патриарх дзен в момент просветления.
Кано Танъю. Шестой патриарх дзен в момент просветления.

Это маленькое изображение Кано Танъю, выполненное несколькими мазками светлой туши, являются реминисценцией легендарного свитка начала тринадцатого века известного китайского художника Лян Кая (ныне в Национальном музее Токио). Оно иллюстрирует притчу дзен о Хуэй-нэне (638-713), шестом патриархе дзэн (чань по-китайски), который вдруг получил просветление, когда начал рубить бамбук на дрова.

Школа Хасэгава представляла иной поход к изображению вообще и бамбука в частности. Школа основана Хасэгава Тохаку (1539-1610). Хасэгава разрабатывает свой стиль, который имел первооснову в школе Кано. Его стилю присущи большая декоративность и плоскостность по сравнению со стилем школы Кано.

Панель двери художника Хасегава Тохаку с журавлем в роще бамбука. Тохаку был известен своими росписями дверных панелей в китайском стиле, на которых часто изображались животные (особенно обезьян) в зарослях бамбука.

Хасэгава Тохаку . Журавль среди бамбука
Хасэгава Тохаку . Журавль среди бамбука

 

Художники школы Нанга писали свои работы в основном тушью. В своих монохромных работах художники нанги стремились следовать принципам и эстетике китайских художников вэнжэньхуа-художников-литераторов.

Розы и бамбук с соловьем Тейсай Хокуба Японский 19 век
Розы и бамбук с соловьем
Тейсай Хокуба Японский
19 век

Тани Бунтё .Пейзаж и бамбук. 1804
Тани Бунтё .Пейзаж и бамбук. 1804

Тани Бунтё (яп. 谷 文晁 Тани Бунтё:, также Тани Масаясу яп. 谷 正安; 1763 — 1841) — японский художник и поэт,  представитель школы нанга.

«Воробей и бамбук» Андо Хиросигэ (1797-1858). Эта гравюра изображает воробья, символ счастья — еще один общий мотив в японском искусстве.

Воробьи в Японии вообще часто украшают многие предметы быта и искусства, причем, часто их изображают в бамбуке или с рисовыми колосьями.

Андо Хирсигэ. Воробей среди бамбука
Андо Хирсигэ. Воробей среди бамбука

Силуэты из бамбука также популярные изображения бамбука. Например на складных экранах Сукоши седзи . Эти экраны можно найти во многих японских домах.
«Бамбук» японского художника восемнадцатого века Кикуя Кихея.

Кикуйя Кихей. Силуэт бамбука
Кикуйя Кихей. Силуэт бамбука

 

Писали о бамбуке японские поэты, вкладывая символический смысл в образ растения.
Быстротечность времени, краткость его сроков, отпущенных на любовь, например, символизировало короткое коленце бамбука.

Санги Хитоси

В поле асадзи

В поле асадзи —
Мелкий в поле бамбук.
Как я не таился,
Переполнилось сердце. Зачем
Я так сильно её люблю?!

В творчестве Фудзишима Такеджи (Fujishima Takeji, 藤 島 武 二 , 1867- 1943 ) прослеживаются черты романтизма и импрессионизма и следование западному стилю в японской живописи. В последние годы он находился под влиянием стиля модерн.

Бамбук на ветру, Фудзишима Такеджи,
Бамбук на ветру, Фудзишима Такеджи

КАТЁГА Цветы и птицы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.