Бамбук в японской живописи

Бамбук в японской живописи

В Японии, как и в большинстве других стран Восточной Азии, бамбук обычно изображали на бумаге. Как символ он несет в себе все те же значения, что и в Китае. Японское искусство в большой мере было под сильным влиянием традиционного китайского искусства на протяжении веков, и в результате, многие японские свитки с бамбуком очень похожи на Китайские.

Бамбук был популярным темой в дзен искусстве и укиё-э в Японии, а также в различных стилях японской живописи до начала периода Эдо (1603-1868). Некоторые из самых известных японских художников, таких как Хасагава Тохаку, Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ создали драматические и красочные картины бамбука.

До прихода начала появления живописи укиё-э в эпоху Эдо, когда искусство стало легко доступными для обычного человека, картины в китайском стиле писали почти исключительно для японской придворной и военной элиты. Изображения бамбука были одной из наиболее распространенных тем, над которой работали художники удовлетворяя, запросы элиты. Для школы Кано характерны очень яркие картины бамбука на золотом фоне.

Кано Танъю (1602—1674), Тигры в бамбуковой роще
Кано Танъю (1602—1674), Тигры в бамбуковой роще
Кано Танъю. Шестой патриарх дзен в момент просветления.
Кано Танъю. Шестой патриарх дзен в момент просветления.

Это маленькое изображение  Кано Танъю, выполненное  несколькими мазками  светлой туши, являются реминисценцией легендарного свитка начала тринадцатого века известного китайского художника Лян Кая (ныне в Национальном музее Токио). Оно иллюстрирует притчу дзен о Хуэй-нэне (638-713), шестом патриархе дзэн (чань по-китайски), который вдруг получил просветление, когда начал рубить бамбук на дрова.

 

Школа Хасэгава представляла иной поход к изображению вообще и бамбука в частности. Школа основана Хасэгава Тохаку  (1539-1610). Хасэгава разрабатывает свой стиль, который имел первооснову в школе Кано. Его стилю присущи большая декоративность и плоскостность по сравнению со стилем школы Кано.

Панель двери художника Хасегава Тохаку  с журавлем в роще бамбука. Тохаку был известен своими росписями дверных панелей в китайском стиле, на которых часто изображались животные (особенно обезьян) в зарослях бамбука.

Хасэгава Тохаку . Журавль среди бамбука
Хасэгава Тохаку . Журавль среди бамбука

 

 

Хасэгава Танаку. Сосна и бамбук
Хасэгава Танаку. Сосна и бамбук
Сигэнобу. (активный с. 1620-1630) Пшеница, маки и бамбук
Сигэнобу. (активный с. 1620-1630) Пшеница, маки и бамбук
Хасэгава Танаку. Птицы и цветы
Хасэгава Танаку. Птицы и цветы

Выразительна работа художника периода Эдо Гиона Нанкая (1677-1751) "Бамбук в окне в дождливый день" 「竹 窗 雨 日」 図.

Гион Нанкай ."Бамбук в окне в дождливый день"
Гион Нанкай ."Бамбук в окне в дождливый день"

Верхние две трети этого свитка занимает изображение бамбука, его листья поникли под сильным дождем. Ниже, молодые побеги бамбука против валуна своеобразной формы, точки черного мха, которые как кажется нам парят вокруг его контуров. В возрасте двадцати четырех лет, Гион Нанкай был уволен с занимаемой должности конфуцианского ученого за "расточительность". Он был восстановлен лишь десять лет спустя. Но годы, проведенные в ссылке способствовали его известности как пионера японского движения литераторов. Ясность мазка Нанкая в этой работе, свидетельствует о его тщательном изучении китайских учебников живописи.

 

"Воробей и бамбук" Андо Хиросигэ (1797-1858). Эта гравюра изображает воробья, символ счастья - еще один общий мотив в японском искусстве.

 

Андо Хирсигэ. Воробей среди бамбука
Андо Хирсигэ. Воробей среди бамбука

Силуэты из бамбука также популярные изображения бамбука. Например на складных экранах Сукоши седзи . Эти экраны можно найти во многих японских домах.
"Бамбук" японского художника восемнадцатого века Кикуя Кихея.

Кикуйя Кихей. Силуэт бамбука
Кикуйя Кихей. Силуэт бамбука
Бамбук в четыре времени года. Тоса Мицунобу (1434-1525)
Бамбук в четыре времени года. Тоса Мицунобу (1434-1525)

Писали о бамбуке японские поэты, вкладывая символический смысл в образ растения.
Быстротечность времени, краткость его сроков, отпущенных на любовь, например, символизировало короткое коленце бамбука.

Санги Хитоси

В поле асадзи

В поле асадзи -
Мелкий в поле бамбук.
Как я не таился,
Переполнилось сердце. Зачем
Я так сильно её люблю?!
Современная живопись.

Широ Касаматсу ( Shiro Kasamatsu). Бамбуковая роща весной. 1954
Широ Касаматсу ( Shiro Kasamatsu). Бамбуковая роща весной. 1954

В стиле Нихонга работал мастер Коношима Ококу (Konoshima Okoku). Он изобразил зимнюю луну на фоне бамбуковой рощи.

Коношима Ококу. Зимняя луна
Коношима Ококу. Зимняя луна
  1. Туш и краски на шелке, правый экран, 167x372 см. Киотский городской художественный музей.
Коношима Ококу. Зимняя луна. Левый экран
Коношима Ококу. Зимняя луна. Левый экран

 

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий