Белый старец Николай Чудотворец Николай Чудотворец
Николай Чудотворец
«Белый Старец (монг. Цагаан өвгөн; калм. Цаһан өвгн; бур. Сагаан үбгэн) — у монгольских народов хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Ойратская сутра Владыки Земли Другие традиционные эпитеты Белого старца — Старый владыка (монг. Хөгшин богд), Белый старец Вселенной (монг. Дэлхийн цагаан өвгөн).
В основе буддийского культа Белого Старца лежат культы природы древних народов Монголии и Китая; в частности, у бурят — культ старца Беки, исторически восходящего к культу огня. Сообразуясь с широчайшей популярностью культа в монгольской среде, буддийская школа гелуг включила Белого Старца в собственный пантеон т. н. божеств местности (монг. газрын эзэн; савдаг). Была составлена сутра, в которой описывается встреча Белого Старца и Будды Шакьямуни. В ней Белый Старец так описывает свои функции:
Я в точности знаю грехи и добродетели людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моём ведении… Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения Трём драгоценностям… таковых греховных существ предаю чертям,… навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь. Обманы, невыгоду, порчу в вещах, убытки, смерть и мучение — всё это даю я.
— Сутра Белого Старца.
В монгольских буддийских монастырях изображение Белого Старца обычно ставят перед входом в храм, а на алтарях он занимает нижайшее место. Среди бурят Белый Старец часто отождествлялся с православным Николаем Угодником:
Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун».
Белый Старец в числе других персонажей церемонии цам (Гусинозёрский дацан, 1880-е годы)
Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох с навершием из головы макара. Существует несколько вариантов позы Белого Старца: либо он изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост. Первый вариант интересен тем, что Белый Старец держит в руках ещё и Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу Сином. У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне.
Белый Старец — традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца.
Белый Старец называется также Хозяином года (монг. Жилийн эзэн); так, день зимнего солнцестояния — 22 декабря — считался днём его перекочёвки.
Одно из поверий называет Старца покровителем сайгаков; запрещалось стрелять в сайгаков, если они стоят в куче: тогда их доит Белый Старец.
Гора Большое Богдо в районе озера Баскунчак была местом жертвоприношений калмыков Белому Старцу, чей образ был установлен на её вершине.
В Монголии обителью Старца считается гора Сонгино-Хайрхан близ Улан-Батора; образ Белого Старца, едущего на быке, составляет герб одноимённого столичного района.»
Калмыки почитают Николая Святителя. Они называют его Никлола Бурхан.
«Бурхан, буркан, бурган, пуркан, пурган (тюрко-монг. модификация слова «будда» или словосочетания «будда-хан»), в мифологиях некоторых тюркских народов (шорцев, хакасов, тувинцев, а также киргизов, уйгуров), монгольских народов обозначение будды, бога вообще, изображения бога, идола. В форме «буркан» Термин проник (через монг.) и в тунгусо-маньчжурскую мифологию (у нанайцев буркан считается духом- помощником шаманов во время камлания). В мифологии монгольских народов (шаманской) термин «Бурхан» прилагается к обычно не смешиваемым с тенгри индо-тибетским ламаистским божествам, позднее (после 17 в.) включённым в пантеон шаманских богов. В перечнях обрядовых призываний они обычно упоминаются первыми, а в космогонических и антропогонических преданиях оказываются главными действующими персонажами. К ним относятся: Шагджитуби (от тибет. Шакьятхубпа, т.е. Шакъямуни) или Бурхан-бакши («Будда-учитель»), Майдар (Майтрея), Арья-Бало (Авалокитешвара), Манджушри, а также ряд докшитов (прежде всего Очирвани); иногда в их число включаются дагини (дакини), В то же время в мифологии монголов (изолированной монголоязычной группы, мифологические представления которой сохранили большую архаичность) понятие «пурган» в ином смысле противопоставлено «тенгери» (тенгри): как множество богов и духов (включая богов разных религиозных систем и даже демонов) — единому небесному божеству (или обожествлённому небу). Вообще в монгольской мифологии (особенно у бурят) Бурханом может быть названо любое божество, просто алой дух: Арахи-Бурхан (Раху), Саган-Бурхан — дух оспы, и др.
С. Ю. Неклюдов»