Пещерные храмы в Китае Майцзишань, Юньган и Луньмэнь

Буддийские храмовые комплексы в Китае
Многочисленны буддийские храмы на территории современного Китая.

К ним относятся пещерные храмовые комплексы. Наиболее известные из них — это храмовые комплексы Майцзишаня (ок. 50 км от Тяньшуя), Юньгана и Луньмэня.
Гандхара, в очень расслабленных позах, что вселяло в созерцавших их верующих ощущение внутреннего покоя и душевного равновесия.

Будда. Майцзишаньский храм
Будда. Майцзишаньский храм

Эта статуя Будды датируется суйской эпохой — самая величественная в комплексе. Она доминирует на переднем склоне скалы и видна с большого расстояния.
Самая большая пещера имеет сложное архитектурное устройство, без сомнения, восходящее корнями к традициям древнеиндийской архитектуры. Вдоль коридора, ведущего в большой зал, поддерживаемые высеченными в скальной породе столбами располагаются семь квадратных ниш. В нишах расположены образы Будды в окружении бодхисатв и учеников.
Пещера № 30 также представляет большой интерес. Она состоит из трех залов, в каждом из которых имеется ниша с сидящим Буддой в окружении шести учеников: свод поддерживают четыре столба характерно восьмиугольной формы. На тщательно проработанной каменной стеле изображены сцены из жизни исторического Будды, например, из знаменитой Сутры Лотоса , с пояснительных надписями.
Самые замечательные скульптуры можно увидеть в Юньганском пещерном комплексе (Гора облаков). Он был раскрыт в скальном песчанике южного склона горы Учжоу, в 15 километрах на запад от Датуна в Шаньси. Это был один из самых важных буддийских центров императорского Китая. Юньганский комплекс был построен при тоба, этнической группе тюркского происхождения, вожди которой правили Северным Китаем в IV-VI веках, основав династию Северная Вэй. Столицей их был город Пинчен (ныне Датун).
Сюда переехало много ремесленников и строителей, высланных из Дуньхуана Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае во время гонений на буддистов в 446 году. Пещерный комплекс высекался с 460 по 490 год. В 494 году столицей стал Лаоян. И комплекс стал приходить в упадок. Часть скульптур комплекса относятся к периоду династий Тан и Сун. Веками многие пещеры оставались в забвении, непоправимо разрушались вследствие эрозии, песчаных бурь и подвергались постоянным разграблениям, особенно участившимся в первой половине XX в. (Многие шедевры Юньганского комплекса ныне хранятся в личных коллекциях и музеях всего мира).

Огромное количество различного размера ниш в пещерах Юньгана с тысячами священных образов усиливают атмосферу религиозного благочестия.

Статуи Юньгана
Статуи Юньгана
Статуи ЮньганаМногие статуи Юньгана раскрашены в яркие цвета, иногда образующие необычные комбинации. Зрелищные, живые хроматические эффекты смягчали суровую атмосферу ревностного религиозного служения, царившего в культовых местах. Влияние центрально-азиатского религиозного искусства заметно во многих статуях и лицах. Особенно это касается статуй, созданных по сасанидским или парфянским образцам. Прослеживаются и темы эллинистического происхождения. В то же время в скульптуре, как и в иконографии некоторых Юньганских пещер, ощущается влияние западных образцов, опосредованное Гандхарской традицией. Древнейшие пещеры содержат статуи исключительных размеров.Некоторые из них (в пещерах № 16—20) многие исследователи считают портретными изображениями первых Вэйских императоров, поддерживавших буддизм. Статуи Будды в пещерах созданные, возможно, под влиянием скульптурных образцов Бамияня в Афганистане , имеют высоту от 13 до 17 м. Гандхарское индийское влияние очевидно также в пещере № 8, в которой находятся образы Вишну с пятью головами и шестью руками, едущего верхом на павлине, и Шивы с тремя головами и восьмью руками, восседающего на буйволе.

***

Пещерный комплекс Лунмэнь

В 494 г., когда императорский двор переехал в Лоян, начались работы по строительству нового пещерного комплекса Лунмэнь неподалеку от городских стен. Свыше 2000 пещер, зачастую огромных, были высечены в скалах вдоль реки, в том месте, где она образует узкий каньон (отсюда и название Лунмэнь — Врата дракона).

Гроты Куньмин Сишань Лунмэнь расположены на скале Луохань в Сишане, город Куньмин, провинция Юньнань, Китайская Народная Республика, и включают в себя три части: старую каменную комнату, пещеру Циюнь и павильон Датянь.

Гроты Лунмэнь были впервые раскопаны в период Цзяцзин династии Мин и расширены во времена династии Цин.

Старая каменная камера: Это самая ранняя из раскопанных пещер.

Пещера имеет ширину 3,14 м, глубину 2,72 м и высоту 2,7 м. Она имеет прямоугольную форму. На стене пещеры выгравированы стихи, 8 квадратных табличек с заслугами и деяниями, а на вершине пещеры находится рельефная скульптура Королевской Книги Феникса, которая отсылает нас к «Реке Сяньту» Желтого Императора. Королевская книга Феникса».
Пещера Циюнь : раскопана в период Цяньлун династии Цин, пещера имеет ширину 5,22 метра, глубину 3,14 метра и высоту 2,8 метра. В пещере находится каменная статуя Богини Милосердия высотой 0,82 метра.
Павильон Датян : состоит из двух частей: площади ворот и грота. Грот имеет ширину 4,2 м, глубину 2,35 м и высоту 2,3 м. В оригинальной скале высечены статуи Куйсина , императора Вэньчана и Гуань Шэна . Площадь ворот Лунмэнь имеет высоту 2,83 м и ширину 1,55 м. Она расположена на скале высотой более 2300 м и на 414 м выше озера Дяньчи.

Лунмэнский комплекс включает не менее 97 300 статуй Будды, бодхисатв и небесных стражей, высота которых варьируется от 2 см до 17 м, и несколько пагод и столбов с 3608 надписями.

Древнейшие пещеры, высеченные до Суйской эпохи, своей архитектурой и художественной стилистикой напоминают пещеры в Юньгане. Пещеры, созданные при Суйской и Танской династиях, отличает более зрелый стиль, уже свободный от влияний индийского и центрально-азиатского искусства, в силу чего их можно смело считать чисто китайскими памятниками.
Наиболее интересен Фэнсяньский храм, высеченный в 672-673 гг, по приказу императора Гао Цзуна и императрицы У Цзэтянь. Лишенный некогда покрывавшей его деревянной крыши и открытый небу, он имеет длину 35 м. Центральное место в архитектурной композиции храма занимает колоссальная статуя Будды высотой более одиннадцати метров, чьи округлые формы легко угадываются под ниспадающим складками одеянием.

Исполненный невозмутимого спокойствия Будда сидит на троне в форме цветка лотоса с тысячей лепестков. Каждый лепесток символизирует отдельную вселенную со своим Буддой, который, в свою очередь, заключает в себе другие вселенные. Это Вайрочана, Будда Бесконечного света, первопринцип, породивший все живое.

Вайрочана. Лунмэнь
Вайрочана. Лунмэнь

По обеим сторонам от него верные ученики и два бодхисатвы. Грозные пары небесных стражей выстроились вдоль стены. Локапала, изображенный попирающим демона, поддерживает жертвенную пагоду — символ севера.

Все эти пещерные храмы, вековые свидетели религиозности китайского народа, знали времена величия и упадка. Последние годы к ним повысился интерес как ученых, так и общественности всего мира. Началась реставрация памятников. И они снова обрели своей первозданный вид.

Луньмэнь. Бодхисатва
Луньмэнь. Бодхисатва

Доу Му — даосская богигня созвездия Северного Ковша.

Статуя Доуму в гротах Лунмэнь в Сишане, город Куньмин, провинция Юньнань
Статуя Доуму в гротах Лунмэнь в Сишане, город Куньмин, провинция Юньнань

Использованы материалы в том числе из книги:
Маурицио Скарпари. Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. М.: АСТ; Астрель. 2003.Маурицио Скарпари
Древний Китай.
Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан.
// М.: АСТ; Астрель. 2003. 292 с.
ISBN 5-17-020734-4; ISBN 5-271-07479-Х; ISBN 88-8095-447-1 (англ.)
Рисунки Роберта Вигонь. Перевод И. Павловой.Все эти пещерные храмы, вековые свидетели религиозности китайского народа, знали времена величия и упадка. Последние годы к ним повысился интерес как ученых, так и общественности всего мира. Началась реставрация памятников. И они снова обрели своей первозданный вид.

Луньмэнь. Бодхисатва
Луньмэнь. Бодхисатва
Древний Китай. Маурицио
Художник: Вигонь Роберт
Переводчик: Павлова И.
Редактор: Скарпари Маурицио
Издательство: АСТ, 2003 г.

http://turisheva.ru/category/buddizm-2/page/3/

Безеклик (кит. 柏孜克里千佛洞, пиньинь Bózīkèlǐ Qiānfódòng; уйг. ېىزەكلىك مىڭ ئۆيى, Bëzeklik Budda Gharliri) — местность в западной части долины Мутоу Огненных гор, расположенных у северо-восточной кромки пустыни Такла-Макан неподалёку от развалин Гаочана (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай).

Между V и IX вв. в Безеклике был создан ансамбль буддийских пещерных монастырей с уникальной стенописью («пещеры тысячи будд»). В 77 пещерах находятся сотни стенописных изображений Будды, а также приносящих ему дары по Великому шёлковому пути купцов, зачастую европеоидной наружности. Часть стенописи была снята и перевезена в музеи Европы, в том числе в Государственный Эрмитаж[1]. В сравнении с находящимися под защитой ЮНЕСКО пещерами Могао в Дуньхуане сохранность безекликских фресок вызывает большие опасения.

Сцена пранидхи, храм 9 (пещера 20)
Сцена пранидхи в 20-й пещере 9-го храма изображает коленопреклонённых людей, молящихся Будде. Альберт фон Лекок считал изображённых людей персами (нем. Perser), отмечая их европеоидные черты и зелёные глаза, а шляпу человека слева в зелёном пальто сравнивал с головными уборами сасанидских князей. Современные учёные идентифицировали людей на других сценах пранидхи того же 9-го храма как согдийцев, населявших Турфан как этническое меньшинство в годы правления династии Тан (VII—VIII век) и уйгурского идыкутства (IX—XIII вв.)[4].

Пещерные храмы в Китае Майцзишань, Юньган и Луньмэнь: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.