Тханка

Буддийские тханки
thakaf1

Тханка. Самантабхадра. IX век. Шелк, минеральные красители. Китай

В буддизме ваджраяны («колесница Ваджры» — направление в буддизме) большое значение имели тханки (живопись на шелку). Иногда их называют буддийскими иконами. Во время медитации они служили; для визуализации возникающих образов. Тханка бодхисатвы Самантабхадры («всецело добрый») перед вами изображает бодхисатву, одного из пяти бодхисатв созерцания, эманацию Будды Вайрочаны. Самантабхадра является воплощением всеобъемлющего сострадания. Руки сложены в витарка-мудре (жесте учения). Согласно разработанной иконографии Самантабхадра изображался верхом на слоне. Художник, который рисовал эту танку, скорее всего не видел слона. Поэтому у животного складчатые уши и лапы вместо ног. На слоне надета упряжь, напоминающая конскую сбрую.

thanka 2

Одним из ключевых эпизодов в жизни Будды стал момент просветления, которого он достиг в медитации семь дней, по другим источникам – семь недель. В то время злой бог Мара пытался помешать ему, соблазняя красавицами и пугая воинством.

В центре тханки изображён Будда, восседающий в позе лотоса (падмасане). Его левая рука сложена в жесте дхаяна-мудра-жест медитации, правая – в жесте бхумиспарша-мудра, жесте прикосновения к земле. А над головой расположен синетелый шестирукий Мара с двумя скрещенными мечами над головой. По сторонам от Будды – чудовища, представляющие войско Мары, которые несмотря на устрашающий вид, не могут победить решимость Будды достичь просветления. По краям тханки – бодхисатвы, внизу помещены изображения семи драгоценностей Вселенского правителя: колесо, конь, белый слон, волшебная жемчужина, меч, мудрый советник и прекрасная царица.

Thanka3

Считается, что буддизм проник в Китай в I веке. Со временем он получил широкое распространение в различных слоях общества. Уже к началу V века среди монахов Китая началось движение на Запад, в Индию – на родину буддизма. Чтобы посетить святые места и достать буддийские тексты, они проходили расстояние в тысячи километров, преодолевая различные невзгоды и препятствия. Одним из самых знаменитых паломников был Сюан Цзан (604-664гг.), он дошел до Индии и с триумфом вернулся, привезя на родину большое количество текстов и изображений.

На этой тханке изображен странствующий буддийский монах, в основе изображения которого, возможно, лежал какой-то потрет Сюан Цзана. Паломник показан с плетеной корзиной за плечами. Согласно традиции в ней он несет священные тексты, собранные в Индии. Его сопровождает тигр, уверовавший в буддизм. Зверь охраняет странника в пути.
В Музее Рубина В Нью Йорке хранится тханка, посвященная защите ее почитателей от восьми великих страхов.

Повествовательная тханка. Тара. Восточный Тибет. 19 век. Пигменты на ткани. Художественный музей Рубина
В буддийских описательных картинах сцены расположены по часовой стрелке вокруг центрального изображения. В этом рассказе на картине женское божество Тара сидит на цветке лотоса в центре и предлагает защиту путешественникам от «Восеми Великих страхов.» В буддийском искусстве, защита связано с несколькими категориями божеств, в том числе гневными защитниками и просветленными мирными божествами. Они еще до появления индуистских и буддийских традиций считаются богинями всемогущими в своих защитных аспектах. Богиня Тара представляет просветленное действие и является самой любимой защитной фигурой гималайского буддизма.
На тханке изображены сцены защита от лишения свободы, защита от бандитов, защиты от болезней, защиты от диких слонов и т.д.

Божество медитации Акшобьяваджра, описанное в Тайной Тантре (Гухйашамая), символически объединяет Семьи Пяти Будд. Трехглавый, шестиступенчатый, держащий ваджру и колокол, обнимая супругу, он представляет собой окончательную форму Будды Акшобхья и унификацию метода и мудрости, которая позволяет преодолеть двойственность.

В этой картине многие стилистические элементы, в том числе лица, фон свитка и иерархическая организация напоминают раннее тибетское искусство. Напротив, одежды божеств и их узоры, такие как цветы и облака, вдохновленные китайцами, — позолота всех фигур и передача чувства движения -все это говорит о более поздние периоде пятнадцатого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.