«Чистая беседа» в китайской поэзии

Типы общения, способы, уровни, всевозможные факторы,  влияющие на общение - это тема для специалистов.

А вот конкретная ситуация. Люди дружили, общались, хоть  и не без трений, но общались. Но пришло время, и один из этой пары перестал испытывать удовольствие от  общения и стал уклоняться от него. Что же случилось? В ходе жизни люди меняются. Банально, но факт. И один человек может плыть по течению. Настигнет его болезнь или другая неприятность  -  он все время жалуется. Теряет те качества, которые привлекали раньше: любознательность и энтузиазм. Мне вспоминается такой случай. Я прилетела в Новокузнецк на встречу с Электроном Чиспияковым - заведующим кафедрой иностранных языков Педуниверситета.  Э. Чиспияков назначил мне встречу для обсуждения темы диссертационной работы. Сам он был крупным специалистом по языкам народов Сибири. Звоню на кафедру, и мне сообщают:  "У Чиспиякова инсульт. Он в больнице".  Я в растерянности-что же мне делать? Города не знаю. Куда идти, как быть дальше? Мне дали номер  телефона  больницы. На мой звонок последовало приглашение приехать туда. Электрон Федорович нашел силы выйти ко мне побеседовать.   позвонить своей аспирантке, чтобы та меня приютила  до отхода поезда домой. А ведь мы не были даже знакомы с ученым лично. Мы встретились на следующий год. Ученый делился своими знаниями, рассказывал о томской школе лингвистов, возглавляемой Дульзоном.  (Электрон Федорович Чиспияков умер в 1989 году. Светлая память.)

Я этот случай вспоминаю часто. Наука была  во всем поведении ученого.  А  кто-то из так называемого круга общения погрязает в бытовых вопросах. Спросишь - почему ты не читаешь ничего. В ответ:  «Нет времени».  Нет времени для повышения интеллектуального уровня, этического поиска, путей борьбы против болезни на духовном уровне. Человек не спешит разобраться в себе. Посмотреть на свою жизнь как на осмысленный акт.  Вечно в спешке,  в расстройстве, в раздражении. Все празднуют   какой-то праздник  - надо делать как все. А праздников- то много. Время уходит на пустяки.  И так в любой ситуации: следование стереотипам, шаблонам.  И в результате неудовлетворенность жизнью, внутренняя пустота, уныние. Что можно противопоставить этому унынию. Этой заурядной и бесцельной жизни?

Многое зависит от системы ценностей   Должны быть и жизненные цели. Пусть это будут, по началу, скромные цели. Но достижение цели предполагает работу над собой.  Не просто беспрерывное общение с врачами. Постоянные жалобы на то, что медицинское обслуживание плохо. Работая над собой неуклонно,  возможно  возвыситься над судьбой. И при слабом здоровье реально вести   творческую и наполненную высоким смыслом жизнь. Как говорят, содержательную. А содержание?  Оно не упадет  с неба.  Содержание  нужно формировать, создавать, и в процессе познания, и в деятельности, и в общении. Подумайте,  интересно ли окружающим то, о чем вы говорите. Что может дать  людям ваше сообщение. Внушить веру в себя? В свои таланты и способности? Заинтересовать  своей новизной или расширить кругозор в какой-либо сфере? Это может быть и история, и цветоводство, и рукоделие. Важно чтобы вашему собеседнику это было по душе. Не у всех людей одинаковые интересы. Нельзя принуждать  человека слушать то, что интересно  Вам. Интересно ли тема Вашему собеседнику, можно догадаться по его поведению. Посмотрите на его лицо. Если он выражает энтузиазм и радость - тема общая. Если скуку и равнодушие - хоть и скрываемое- то нет. Чтобы преуспеть в общении, нужна мудрость. Мудрость дается в поиске, сосредоточении, внимании, целенаправленности. Работаем ли мы над целенаправленностью?  Ваш собеседник всегда почувствует это. Либо вы говорите по теме.  Не сбиваетесь на детали, которые вас потом уводят на другую тему.  Останавливаетесь и слушаете внимательно собеседника? Отвечаете на то что, ОН сказал - а не то, что вам пришло в голову.  Тогда возникает диалогическое общение. Общение, регулируемое. Кстати, умение общаться избавит вас от ненужных конфликтов, возникающих при хаотическом общении.

 

Вот пример целенаправленно организованной формы общения в Китае средневековья. Так называемая "чистая беседа" о которой часто говорится  в китайской литературе. О ней пишет поэт Оуян Сю.
Оуян Сю (1007-1072) великий поэт эпохи Сун ( 10-13 вв.).  Крупный государственный деятель, историк  и  философ,  как поэт Оуян Сю  удостоился сравнения с самим  Ли Бо.

В стихотворении "В башне безмятежного отдохновения" он пишет о "чистой беседе":

Беседа чистая весь день

За чашей светлого вина -

Не хвастовство мошной иль тем ,

Чья знатность более знатна!

И горы есть и реки есть,

Чтоб гостя воодушевить,

Готовы ветер и луна

Пленить его и опьянить.
Что же такое «чистая беседа», которая могла воодушевить гостя?

«Чистая беседа» у китайцев, или иначе «прозрачная беседа» («цинь тань) всегда являлась атрибутом прогулки в горах для образованных людей эпохи Шести династий. Темами были возвышенные предметы, заимствованные, к примеру, из известного сочинения; ее предлагал «председатель беседы» после того, как все рассаживались в удобных позах. Часто говорили о «величии гор и вод», открывающихся взору. Высказывались по очереди все присутствующие, иногда же блистали своим искусством слова только два наиболее признанных оратора, а остальные оставались в роли ценителей.

...

Менялись правители, менялась и судьбы людей. Чиновникам приходилось постоянно покидать дом и семью по делам государственной службы, иногда подолгу жили они вдали от родины. И несмотря на нестабильность в общественной жизни, на ограниченность личной свободы для творческой личности, Китай на протяжении многих тысячелетий поражает мир своими достижениями в культуре, науке, духовной жизни. Столь изощренные способы проведения досуга, как «чистая беседа» помогали снять напряжение, получить ту необходимую для творческого озарения энергетику, какую могло дать только единение с природой и незамутненная «прозой жизни» организованное и целенаправленное общение.
Что мнится иному
сокровищем дивным,
Порою для нас
вовсе не драгоценность.
И если мы с кем-то
не равных стремлений,
Способны ли с ним
быть мы родственно-близки?

Я в жизни искал
задушевного друга
И вправду же встретил
того, кто мне дорог.

И сердце приветно
сливается с сердцем,
Уже и домами
соседствуем тоже.

Так писал задолго до времени жизни Оуюяна Сю Тао Юан Мин .Конечно, не внешние формы общения были важны.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий