Чжан Дацянь (Zhang Daqian, Chang Dai-chien ( 張大千)

Ши Тао: "Кисть и туш должны идти в ногу со временем".

Чжан Дацянь (Zhang Daqian, Chang Dai-chien ( 張大千)

Чжан Дацянь Лотос и утки-мандаринки
Чжан Дацянь Лотос и утки-мандаринки
Чжан Дацянь Автопортерет
Чжан Дацянь Автопортерет

Чжан Дацянь (1899 -1983) - выдающийся китайский художник двадцатого века. Он был мастером, блестяще владевшим тушью и кистью. Китаец по происхождению и воспитанию, он стал художником мирового масштаба.
В буддийском монастыре где некоторое время был в юности Чжан Дацянь, он и получил свое имя Дацань - оно принадлежало одному из буддийских божеств и значит "миллиард вселенных".
На творчество Дацяня произвело большое влияние высказыние Ши Тао: "Кисть и туш должны идти в ногу со временем".

В 1943 году Чань Дацянь перебрался с женой, детьмя и художниками-единомышленниками в пещеры Могао. Они находятся на северо-западе Китая в пустыне Гоби. Пещерный храм был в двадцати пяти километрах от Дуньхуанского оазиса. Храм был высечен в горах Саньвэйшань. В то время в пещерные храмы было трудно добраться. Это малонаселенный район почти на границе Китая на Великом Шелковом Пути являлся в свое время воротами Китая на северо-западе. Там, занесенные песками пустыни, хранились сокровища буддийского искусства, бессценные памятники древнекитайской живописи, скульптуры, архитектуры.

Чжан Дацянь и его спутники не побоялись трудностей и риска путешествия.
Чжан пронумеровал картины на всех пяти ярусах пещерных келий. Он скопировал 276 росписей пещер, изучал искусство эпохи Суй и Тан. От старожилов он узнал секреты изготовления минеральных красок, которые использовали средневековые художники. Впоследсвие он прибегал к этим знаниям в соей работе. Он обогатил свои знания и навыки, изучая уникальные творения древних мастеров.

Джан Дацань копирует фрески Дуньхуана
Джан Дацань копирует фрески Дуньхуана

В 1949 году Чжан Дацянь жил с семьей в Макао. По утрам он гулял с детьмя и двумя прирученными гиббонами по улицам Мокао. На нем было традиционное китайское платье-длинный черный хпалат. В то время он носил длинную бороду. Необычный вид Чжана вызывал любопытсво местных детей, которые сопровождали необычную группу. Чжан был общительным открытим человеком и с удовольсвием шутил с детьмя. На сайте Макао есть воспомининия об этом периоде деятельности и жизни Чжан Дацяня.
Чжан Дацянь использовал в свих призведениях стилистические приемы различных школ и эпох в дальнейшем.

В феврале 1950 года Чжан Дацана пригласили провести выставку живописи в Нью-Дели. В марте-апреле того же года он посетил пещеры Аджанты в Индии и копировал там фресоки. Это позволило ему провести их сравнение с фресками Дуньхуана. Затем он посетил Международный Индийский Университет и святую землю буддистов Бодх -Гайя. С мая 1950 года по август 1951 года он находился в Дарджилинге, гималайском летнем курорте, где он создал много работ. С 1952 года он последовательно побывал в Аргентине, Бразилии и Сан-Франциско в Соединенных Штатах Америки.
В тысяча девятьсот пятьдясят шестом году во Франции были открыты две выставки картин. На одной из них выставили картины известного францзского художника Пикассо, на другой - Чжан Дацяня. Художники встретились. Во время встречи Пикассо подарил Чжан Дацяню свое произведение "Пан", Чжао в свою очередь подарил Пикассо "Бамбук, исполненный тушью". Пикассо признался Чжан Дацяню, что по его мнению настоящее искуство живет на Востоке и в Африке, а не на Западе.
В свои работы, выполненные в традиционно китайском стиле, Чжан Дацань начинает привносить элементы экспрессионизма. В них он демонстритует видение реальности, почерпнутое в современной модернистской западной живописи.

"В 1958 г. Джан Дацянь получил высшую награду Международного общества искусствоведения за произведение «Цюхайтан» («Бегония Эванса»).

Он был признан самым выдающимся современным художником. В 1965 г. Чжан Дацянь изобрел технику прерывистой туши и широких мазков. Им восхищались, называя «императором китайских художников»."

В 1976 году он переезжает на Тавань, чтобы жить ближе к родине. Он подарил тайваньскому музею Гугун 94 своих работы. Заслугой Чжана Дацяня является то, что он объеденил традиционную китайскую живопись с современностью. Своим выдающимся мастерством он внес вклад в сокровищницу мирового искусства.

Исследователи отмечают изящное сочетание "четырех основ" китайской живописи: собствено изображения, стихов, каллиграфии, печати-в произведениях Чжан Дацяня. При этом его творчество обладает мощной индивидуальностью. Он создал свой, совершенно неповторимый стиль.

Чжан Дацянь был не только выдающимся художником. Он обладал удивительными человечесими качествами, которые привлекали к нему людей и обстоятельства для реализации его проектов. Он говорил: "Три десятых моего успеха принадлежит таланту и остальные семь десятых моим хорошим отношениям с людьми."

Когда в 1937 году Япония развязала войну с Китаем, Чжан Дацяню пришлось бежать из Ихэюаня в провинцию Сычуань, где он жил с семьей на горе Цинчэн. В этот период он имел возможность наблюдать горы и увидел много новых деталей, которые воплотил в своей живописи. Здесь он написал много пейзажей, продолжающих традиции танских сине-зеленых пейзажей и их продолжения в пейзажах Южной Сун. Пейзажи Чжан Дацяня далеки от стереотипного подражания традиционным приемам в изображении природы. Талант Дацаня избегал всякого трафарета и стереотипа.

Чжан Дацянь Пейзаж
Чжан Дацянь Пейзаж

В дальнейшем, уже в Европе, когда мастер изобрел новую технику прерывистой туши и широких мазков, его пейзажи не потеряли своего национального своеобразия, можно даже сказать энергетики, исходящей от родных гор Дацяня и заключенной в его полотнах.

Чан Дацянь Техника прерывистой туши
Чан Дацянь Техника прерывистой туши

Как художник, он был известен своей особой способностью смешивать традиционные методы и стили с современными идеями и течениями. Он так же известен как коллекционер, который собрал коллекцию иллюстрирующую все жанры китайской живописи и включающую много печатей и надписей. В качестве фальсификатора, Чжан так овладел искусством обмана, что его подделки были приобретены невольно почти каждым крупным художественным музеем в Соединенных Штатах, включая и Бостонский Музей Искусств.(http://www.mfa.org/exhibitions/zhang-daqian)

ZHANG_DAQIAN_Bild
Дацаньspringcloud
snowymt
Первый вопрос, который задают эксперты, когда работа считается подозреваемый: "Может быть, это Чжан Дацянь?"
Особый интерес представляет работа мастера приобретенная музеем в 1957 году в качестве подлинной работы художника десятого века Гуань Туна. Эта работа выдавалась за пейзаж художника периода Пять династий Гуань Туна. Она является одной из самых амбициозных подделок Чжана и служит иллюстрацией его мастерства и его дерзости.

 Чжан Дацянь Zhan Daqian Фрагмент
Чжан Дацянь Zhan Daqian Фрагмент

Джан Дацянь создал многочислееные изображения лотоса. Символ "стиля джентльмена", который связан в китайской культуре с сохранением своей чистоты и устойчивости, лотос любимый цветок китайцев, которым всегда восхищались в поэзии и живописи с древних времен. Чжан Дацянь известен своей любовью к лотосам. Вот некоторые из его работ.
Красные лотосы
2692871102208302595
1545297622166815711
Немного о привычках Чжана Дацяня:
Чжан часто появляется в костюме, который узнаваем. Такой костюм носил Су Ши, и изображался на некоторых из самых известных его портретах. Этот наряд Су Ши, особенно характерный головной убор, называется Дунпо шляпа. Он является частью установленной иконографии изображения Су.
Чжан иногда одевался так же в повседневной жизни. Как пишет биограф Чири (Zhiyi) пишет: "Мистер Чжан часто прогуливается в своем бразильском саду на закате, одетый в длинный халат и Дунпо шляпу с посохм долголетия в руке. Создавалась своего рода картина бессмертного в небесной сфере». Чжан путешествовал по всему миру в этом наряде. Он также написал много картин с изображением Су Ши или себя в том же костюме (пример этого можно найти в Национальном музее истории США) (Wang Zhiyi, Wo de pengyou Zhang Daqian, Taipei: Hanyi shengyan, 1993; 33).

Чжан Дацань
Чжан Дацань

Trans-Asia Photography Review is published by Hampshire College
in collaboration with Michigan Publishing, a division of the University of Michigan Library.
For more information please contact mpub-help@umich.edu.
Online ISSN: 2158-2025
http://quod.lib.umich.edu/t/tapic/x-7977573.0006.106-00000006/1?http://quod.lib.umich.edu/t/tapic/x-7977573.0006.106-00000006/1?subview=detail;view=entry

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Чжан Дацянь (Zhang Daqian, Chang Dai-chien ( 張大千): 5 комментариев

  1. http://turisheva.ru/?p=3876 Это ссылка на статью «Пейзаж эпохи Сун в Китае». Художников пейзажистов в эпоху Сун было много. Статья посвящяна лишь некоторым. В дальнейшем она будет расширена. А с Дацанем ее связывает то, что сам художник был продолжателем великой китайской традиции в живописи. Он был и новатором. И в то же время несомненно китайским художником, продолжавшим ее духовное направление, и в пейзажной живописи и в других жанрах.

Добавить комментарий