Чжан Дацянь

Чжан Дацянь (Zhang Daqian, ( 張大千)
Ши Тао: «Кисть и туш должны идти в ногу со временем».

В 2011 году 111 картин китайского художника Чжан Дацаня стоили дороже одного миллиона долларов. Китайский живописец стал рекордсменом по цене картин, продающихся на аукционах в настоящее время. Он оттеснил с первых мест Пикассо и Уорхола. Китайское чудо? Какова природа этого чуда? Почему вдруг взгляды коллекционеров, любителей выдающихся произведений искусства обратились к китайской современной живописи? Интерес к китайской средневековой живописи так же повысился. Знакомство с историей Китая и китайского искусства, возможно, может дать ответ хотя бы частично на некоторые вопросы.

[ccontent/uploads/2015/02/82432428_20110321_1.jpg» alt=»Чжан Дацань.

Чжан Дацянь Лотос и утки-мандаринки
Чжан Дацянь Лотос и утки-мандаринки

Чжан Дацянь (1899 -1983) — выдающийся китайский художник двадцатого века. Он был мастером, блестяще владевшим тушью и кистью. Китаец по происхождению и воспитанию, он стал художником мирового масштаба.
После поездки на учебу в Японию и возвращения Чжан отправился в Шанхай.
Учителями Чжан Дацяня были представителями шанхайской школы живописи. Дацянь увлекся работами Ши Тао и Бада Шаьжэня (Чжу Да).

Так Чжан Дацянь вошел в мир искусства живописи.

Ши Тао, монах буддийской секты Чань, мастер пейзажа, орхидей, бамбука, среди китайских художников, считается смелым человеком и реформатором. Чжан непрерывно изучал творчество Ши Тао, копировал его работы.Ши Тао

Дацянь прекрасно писал стихи, отлично знал каллиграфию и живопись. Он был молодым и невероятно способным, и поэтому моментально привлек внимание известных каллиграфов и художников старшего поколения, в том числе и У Чаньшо. У Чаньшо так же был связан с выдающимися художниками например Ци Байши.

Дацянь писал картины, посвященные горам, водам, цветам и птицам.

В 1925 году друзья помогли организовать первую индивидуальную выставку, состоящую из ста картин Чжан Дацяня. Цена любой картины была – 20 юаней. Посетители могли купить картины в результате лотереи. Выставка увенчалась успехом. Все сто картин были проданы. Эта выставка помогла решить многие материальные трудности.

Став известным в Шанхае, Дацянь переехал в Пекин. Ведь в Шанхае царила собственная художественная школа. Шанхай являлся центром западной культуры в Китае. А настоящим центром китайской культуры был Пекин (Бэйлин).

В 1934 году Дацянь приезжает в Пекин. Здесь он организовывает выставку картин шанхайцев, на которой были представлены и сорок его работ.
В Пекине Дацянь продолжил совершенствовать свое мастерство. Здесь он познакомился с новыми талантливыми художниками. Он познакомился с Пу Синьюем (Пуру (30 августа 1896 — 18 ноября 1963), также известным как Пу Синьюй), картины которого отражали идеологию китайской интеллигенции. Они очень сдружились. В газете их называли «южным Чжаном и северным Пу».

В 1936 году был издан новый сборник произведений Чжан Дацяня.

В тридцатые годы Дацянь встретился со своей будущей третьей женой Ян Ваньцзюнь.

В 1937 году началась война. 7 июля японцы развязали широкомасштабную войну против Китая. Вскоре Пекин был оккупирован. Дацянь переезжает жить в Ихэюань. Он пользовался большой популярностью, и японцы предлагали ему много официальных должностей, воздействуя на него методами угроз и уговоров. Японцы запретили ему покидать Ихэюань.

Дацянь принял решение. Он целый месяц рисовал картины. Потом продал их и на заработанные деньги бежал в Шанхай, потом в Сянган и, в конце концов, вернулся в Сычуань. В конце 1938 года Чжан Дацянь окольными путями прибыл на гору Цинчэн в провинции Сычуань. Там собрались все члены его семьи. Несмотря на бедность, они жили спокойно. Это были стабильные годы в его жизни. За эти три года Дацянь систематизировал коллекцию своих работ и создал большое количество новых замечательных произведений. Находясь на горе Цинчэн, он увидел новые оттенки, которых раньше не замечал. Появилось много хороших картин с изображениями сине-зеленых пейзажей.

Весной 1941 года Чжан Дацянь, Ян Ваньцзюнь, Чжэн Синьчжи отправились в Дуньхуан. Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае
В 1943 году Чань Дацянь перебрался с женой, детьми и художниками-единомышленниками в отправился в пещеры Могао.

Чжан Дацянь и его спутники не побоялись трудностей и риска путешествия.
Чжан пронумеровал картины на всех пяти ярусах пещерных келий. Он скопировал 276 росписей пещер, изучал искусство эпохи Суй и Тан. От старожилов он узнал секреты изготовления минеральных красок, которые использовали средневековые художники.

Впоследствии он прибегал к этим знаниям в соей работе. Он обогатил свои знания и навыки, изучая уникальные творения древних мастеров.
В феврале 1950 года Чжан Дацана пригласили провести выставку живописи в Нью-Дели. В марте-апреле того же года он посетил пещеры Аджанты в Индии и копировал там фрески. Это позволило ему провести их сравнение с фресками Дуньхуана. Затем он посетил Международный Индийский Университет и святую землю буддистов Бодх-Гайя. С мая 1950 года по август 1951 года он находился в Дарджилинге, гималайском летнем курорте, где он создал много работ. С 1952 года он последовательно побывал в Аргентине, Бразилии и Сан-Франциско в Соединенных Штатах Америки.
В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году во Франции были открыты две выставки картин. На одной из них выставили картины известного французского художника Пикассо, на другой — Чжан Дацяня. Художники встретились. Во время встречи Пикассо подарил Чжан Дацяню свое произведение «Пан», Чжао в свою очередь подарил Пикассо «Бамбук, исполненный тушью». Пикассо признался Чжан Дацаню, что по его мнению настоящее искусство живет на Востоке и в Африке, а не на Западе.
В свои работы, выполненные в традиционно китайском стиле, Чжан Дацань начинает привносить элементы экспрессионизма. В них он демонстрирует видение реальности, почерпнутое в современной модернистской западной живописи.

«В 1958 г. Джан Дацань получил высшую награду Международного общества искусствоведения за произведение «Цюхайтан» («Бегония Эванса»).
В дальнейшем, уже в Европе, когда мастер изобрел новую технику прерывистой туши и широких мазков, его пейзажи не потеряли своего национального своеобразия, можно даже сказать энергетики, исходящей от родных гор Дацаня и заключенной в его полотнах.

Первый вопрос, который задают эксперты, когда авторство работы под сомнением : «Может быть, это Чжан Дацянь?»
Особый интерес представляет работа мастера, приобретенная музеем в 1957 году в качестве подлинной работы художника десятого века Гуань Туна. Эта работа выдавалась за пейзаж художника периода Пять династий Гуань Туна. Она является одной из самых амбициозных подделок Чжана и служит иллюстрацией его мастерства и его дерзости.

Джан Дацянь создал многочисленные изображения лотоса. Символ «стиля джентльмена», который связан в китайской культуре с сохранением своей чистоты и устойчивости, лотос любимый цветок китайцев, которым всегда восхищались в поэзии и живописи с древних времен. Чжан Дацянь известен своей любовью к лотосам. Вот некоторые из его работ.

Немного о привычках Чжана Дацяня:
Чжан часто появлялся в костюме, который узнаваем. Такой костюм носил Су Ши, и изображался на некоторых из самых известных его портретах. Характерный головной убор Су Ши называется Дунпо шляпой. Он является частью установленной иконографии изображения Су.
Чжан иногда одевался так же в повседневной жизни. Как пишет биограф Чири (Zhiyi) : «Мистер Чжан часто прогуливается в своем бразильском саду на закате, одетый в длинный халат и Дунпо шляпу с посохом долголетия в руке. Создавалась своего рода картина бессмертного в небесной сфере». Чжан путешествовал по всему миру в этом наряде. Он также написал много картин с изображением Су Ши или себя в том же костюме (пример этого можно найти в Национальном музее истории США) (Wang Zhiyi, Wo de pengyou Zhang Daqian, Taipei: Hanyi shengyan, 1993; 33).

Чжан Дацань
Чжан Дацань

Trans-Asia Photography Review is published by Hampshire College
in collaboration with Michigan Publishing, a division of the University of Michigan Library.

Джань Дацань. Золотые лотосы на золотом фоне
Джань Дацань. Золотые лотосы на золотом фоне

Он был признан самым выдающимся современным художником. В 1965 г. Чжан Дацянь изобрел технику прерывистой туши и широких мазков. Им восхищались, называя «императором китайских художников».»

В 1976 году он переезжает на Тавань, чтобы жить ближе к родине. Он подарил тайваньскому музею Гугун 94 своих работы. Заслугой Чжана Дацаня является то, что он объединил традиционную китайскую живопись с современностью. Своим выдающимся мастерством он внес вклад в сокровищницу мирового искусства.

Исследователи отмечают изящное сочетание «четырех основ» китайской живописи: собственно изображения, стихов, каллиграфии, печати-в произведениях Чжан Дацаня. При этом его творчество обладает мощной индивидуальностью. Он создал свой, совершенно неповторимый стиль.

Художник был продолжателем великой китайской традиции в живописи. Он был и новатором. И в то же время несомненно китайским художником, продолжавшим ее духовное направление, и в пейзажной живописи и в других жанрах.

Чжан Дацянь: 5 комментариев

  1. https://turisheva.ru/?p=3876 Это ссылка на статью «Пейзаж эпохи Сун в Китае». Художников пейзажистов в эпоху Сун было много. Статья посвящяна лишь некоторым. В дальнейшем она будет расширена. А с Дацанем ее связывает то, что сам художник был продолжателем великой китайской традиции в живописи. Он был и новатором. И в то же время несомненно китайским художником, продолжавшим ее духовное направление, и в пейзажной живописи и в других жанрах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.