Даосская медитация

Будучи покойным или деятельным, всегда храни постоянство воли!

Скоро тысячелетие,

Как заброшен путь правды дао:

Люди,  люди обычно

Слишком любят свои заботы,

-писал Тао Юань Мин около  двух тысячелетий тому назад.

Дао он назвал "путем правды".

Давайте же обратимся  древнему  тексту даосизма Чжуань Цзи:

«Сделай единой свою  волю. Слушай не ушами, а сердцем.

Слушай не сердцем, а жизненными токами. Пусть уши остановятся на слышимом, а сознание удовлетворится сознаваемым. Пусть жизненные силы в тебе будут пусты и непроизвольно откликаются внешним вещам. Только Путь собирается в пустоте. Пустота и есть пост сердца…

Не исповедуй принципов, не присваивай себе имен. Поселись навек в одном доме и предоставь  всему быть так, как оно есть - тогда добьешься успеха. Все знают,   что такое знать, опираясь на знание, но никто не знает, что такое  знать без знания.

Вглядись же в пустоту: из пустой залы исходит чистый свет. Удачу приносит прекращение прекращения. Если не настанет это прекращение, ты будешь мчаться во весь опор, даже если сидишь недвижим. Если зрение и слух будут обращены вовнутрь и пребывать вне рассудочного знания, то к тебе будут стекаться божества, не говоря уже о людях»- Чжуан Цзи.

Переустройство сознания – путь к покою пустоты. Открытие себя  открытому. Отказ от усилия.

Мудрый мудр, потому что видит семена всех вещей (цзын – мельчайшие частицы чистейшей жизненной субстанции считаются этими семенами). Подвижник концентрируется на самом своем созерцании  и появлении и исчезновении образов в своем восприятии. Само – отстраненный,  опустошивший себя Подвижник пути перестает быть кем – то, но обретает незыблемую основу.

В этом смысл  слов Чжуань Цзы  «сделать единой свою волю».

Источником интуиции является у даосских  авторов  «жизненная энергия» ци - единое животворное  начало мира»,  дыхание всего сущего.

Прекращение прекращения постичь себя, отказавшись от себя - требует изменения способа жизни:  не знание жизни, не стремление познать ее, а сама жизнь, непосредственное участие в процессе.

Настоящие люди древности не знали, что такое радоваться жизни и страшиться смерти, не тропились придти в этот мир  и не противились уходу из него. Отрешенно приходили они в этот мир и отрешенно уходили, не предавая забвению исток всех вещей и не устремляясь  мыслью к концу всего сущего. Они радовались дарованному им, но забывали  о нем, когда лишались этого.  Вот что значит не вредить пути умствованием, не подменять небесное человеческим.

Методы  работы даосских подвижников включали медитацию.

Медитативная практика в даосизме начинается с так называемого "слежения за мыслями". «Слежение за мыслями» - это внутреннее  прекращение отождествления  себя с чередой  ощущений  представлений  и мыслей. Этот процесс не отменяет их присутствия. Не заниматься делами невозможно. Необходимо не связывать свое сознание, создавая новую карму. Слежение за мыслями – это активное воображение: оно соответствует  отказу от созерцания внешних вещей и переключение на внутреннее видение, дающее образ своего тела. Глаза – «врата сердца», - через которое сознание может ускользнуть наружу. Эти «ворота духа» нужно запечатать. Это этап в обуздании сердца. Сердце должно  быть приведено в состояние покоя.

В Дао Дэ Цзин  говорится: «Возвращение к истоку означает покой, а покой  означает восстановление жизни».

Практически, фаза «Прерывания кармы» или Поддержания жизни» заключается  в том,  что бы предоставить умственным  образам  непроизвольно развиваться и приходить к своему завершению. Затем следует немедленная критическая оценка- осознание – появившихся в сознании мыслей и образов. Смысл  практики в том, что бы проявиться всему, что содержится в сознании практикующего. Так постигается пустота – подлинная природа сердца в даосизме.

Важно соблюдать баланс между «отпусканием на волю сознания» и внутренней сосредоточенностью.

Покой сознания приходит не сразу и с большим трудом. Научившись держать в узде сознание везде и в любой ситуации, нужно отпустить поводья самоконтроля и позволить сердцу жить привольно.

В даосском «Каноне сосредоточения и созерцания» фаза высвобождения  сознания описывается так: «Занимаясь делами  или будучи праздным, не теряй «отсутствия сознания».

Будучи покойным или деятельным, всегда храни постоянство воли!

Когда сдерживаешь сердце сверх меры, начинается болезнь.

Признак ее прерывистое и напряженное дыхание.

Если сердце чересчур подвижно, временно отпусти его на волю!

Оно само найдет равновесие  между расслабленностью и напряжением

И обнаружит в себе согласие и порядок».

Даосские учителя предостерегают от попыток волевым усилием прервать поток мысленных образов, добившись лишь поверхностной и, таким образом, ложной цельности сознания.

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий