Даосизм и конфуцианство в правление Чжоу

Величайшие духовные учения мира даосизм и конфуцианство возникли в Китае в правление династии Чжоу.
Согласно преданиям, династия Шан (1500-1050 до н.э.) пала по тем же причинам, что и ее предшественница. Последний правитель Ди Синь (или Чжоу Синь), развратный и продажный, якобы совершил столь ужасные преступления, что навлек на себя гнев Небес, и те судили ему быть низложенным. Согласно древним представлениям, Небо (Тянь), выступавшее верховным божеством, передавало право управлять на земле тому, кто обладал особой нравственной чистотой и показал себя способным блюсти закон и порядок. Именно достойным порицания поведением царей древние историки неизменно объясняли упадок той или иной династии. К власти приходит династия Чжоу (1050 - 221 до до н.э.) , время правления которой делится историками на два периода: Западная Чжоу (1055-770 до н.э.) и Восточная Чжоу (770-221 до н.э.).
Исторические события Западной Чжоу описаны в многочисленных трудах. К этому периоду относятся отдельные части Шуцзин (Книги истории), сборника классических текстов, и Шицзин (книги песен) сборника песен и стихотворений.
По данным письменных источников и надписей на сосудах известно что, чжоуские цари стали называть себя Сынами Неба (Тянь цзы). Этот титул закрепился и за всеми последующими правителями династии Чжоу, которой суждено было править Китаем до самого основная империи. Изменение взглядов на природу верховной власти имело важные последствия для всех сторон общества. Радикальные перемены претерпели все церемонии и ритуалы. Магия постепенно утратила свое ведущее место в культовой практике. Структура государства стала гораздо сложнее. Властные полномочия распределялись по религиозным правилам и в соответствии с иерархией внутри клана. В хозяйстве был введен севооборот, благодаря чему отпала необходимость бросать истощенные земли. Появилась новая культура – соя. Ремесленники занимали довольно высокое положение в обществе, в силу того, что для религиозных церемоний требовалось множество сосудов и прочих предметов из нефрита и бронзы.
Период с VII по III века до н.э. характеризуется бесконечной борьбой за власть. Царская семья, уже не имея достаточной военной мощи для защиты всех территорий от кочевников, утратила политическое господство. Она сохранила за собой единственную хотя и очень важную роль верховной власти, поскольку находилась во главе Тянь Ся (Того, что под Небесами), т. е. цивилизованного мира. Множество больших и малых царств и княжеств, управляемых потомками именитых родов, получивших свои должности от чжоуских царей в обмен на обязательства выплачивать дань или оказывать военную помощь, вели активную борьбу за независимость и даже господство. Обретя силу, местные правители незаконно присвоили себе титул ван (царь), до той поры закрепленный только за чжоускими правителями, которые теперь лишь бессильно взирали на едва ли неузаконенные завоевания и узурпацию.
В VII в. до н. э. пограничные царства, обретшие влияние на политической арене, стали серьезной угрозой для областей Центральное равнины. Царства Ци, а затем Цзинь и царство Чу к югу от равнины начали долгую и кровопролитную борьбу за власть, продолжавшуюся до V в. до н э.
В 453 г.Цзинь распалась на три части, ставшими царствами Чжао. Вэй и Хань.
в период Борющихся царств господсво оспаривали семь царств (Чжао,Вэй, Хань, Цинь,ци, Янь и Чу). Это было время смут и усобиц.
Царство Цинь стало победителем в борьбе мелких княжеств. Цинь отличало более совершенное государственное устройство, сложившееся вследствие реформ, проведенных в соответствии с теориями Шан Яна (IV в. до н. э.), ведущего представителя школы законников (фацзя). Осуществляя твердую внутреннюю политику, направленную на усиление государства, и жестоко, даже безжалостно отстаивая свои внешние интересы, преследовавшие цель объединить весь цивилизованный мир, Цинь обрела исключительную военную мощь. Восшествие на трон в 246 г. до н. э. Чжэна, человека больших дарований и выдающихся организационных способностей, сыграло решающую роль в исходе междоусобных войн. Под руководством Чжэна циньские войска разгромили поочередно всех своих противников. Победа означала рождение первой великой империи в истории Китая.
Это время ознаменовалось беспрецедентными технологическими новшествами. С VI по V века до н.э. выплавка чугуна (который на Западе станет известен еще через тысячу лет) и стали позволила оснастить армию более эффективным оружием (например, арбалетами), а снабжающее армию продовольствием крестьянство - новыми орудиями для обработки почвы. На смену деревянным, каменным, и редким бронзовым орудиям пришли орудия из железа и чугуна, выплавка которых приобрела массовый характер. Это позволило распахивать большие земельные площади, вследствие чего значительно выросла продуктивность сельского хозяйства.
Так же шло совершенствование политического устройства, системы управления, государственных институтов.
Отдельные царства под постоянной внешней угрозой вынуждены были реорганизовать систему власти, избрав вариант, гарантировавший максимум политической и военной мощи. В эпоху стремительных перемен система родства этого уже не могла обеспечить. Появление новой правящей элиты определяли военная доблесть и богатство, в то время как разорившиеся ветви благородных семейств пополняли ряды ученых-интеллектуалов. Министры-реформаторы, а также философы пытались теоретически обосновать идеологический и культурный кризис, породивший столь глубокие социальные изменения.
В этой ситуации материальной, духовной и идеологической неразберихи возникла потребность в создании такой системы ценностей, которая смогла бы составить основу нового внутреннего порядка и теоретически обосновать практику управления.
Предлагались различные модели. Циркулировавшие в среде интеллектуалов идеи порождали острые дискуссии. Именно на этом фоне и развились основные течения философской мысли Древнего Китая, известные под общим названием Ста Школ. Именно в тот период оформились конфуцианство, даосизм и легизм. То было время Конфуция, Ла-цзы, Мо-цзы, Хань Фэй-цзы, Гунсунь Лун-цзы, Шан Яна, Цзоу Юаня, Мэн-цзы и многих других великих мыслителей.
Здесь мы обратимся к учению Конфуция и Лао Цзы того периода. В дальнейшей истории Китая эти доктрины претерпели значительные модификации.
Конфуций и его ученики практически не интересовались жреческими практиками и религиозными верованиями, преобладавшими в период династии Чжоу. Хотя конфуцианцы и сохраняли отношение благоговейного почтения к Небу и всем формам ритуала, они все же большее значение придавали родству, семейным устоям и жертвоприношениям в честь предков.
Семью они считали краеугольным камнем общества. А основными инструментами нравственного развития личности и формирования гражданской ответственности, необходимой для достижения порядка и гармонии в обществе, они называли обучение ценностям прошлого, культуру и самосовершенствование. Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает "жэнь", или гуманность, человеколюбие. "Жэнь" нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовь к Богу. Для Конфуция "жэнь" - это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное культурой. "Жэнь" раскрывается через категории "сяо" - цивилизованное, почтительное отношение к своим родителям, "ди" - распространение такого отношения на ровесников и других окружающих, "чжун" (преданность) - цивилизованное отношение к вышестоящим - правителям, императору, собственной стране.Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Они тоже входили в смысл категории "жэнь". Таковы категории "ли" (ритуалы, обряды, церемонии, с помощью которых люди выражают свои чувства), "и" (долг - справедливость, характеризующие практику выражения цивилизованных чувств в нужное время и в нужном месте). Наконец, концептуальным в структуре "жэнь" выступает категория "цзюньцзы" - "благородный муж", воплощающий в себе совершенство воспитания чувств.

Цель учения Конфуция - не только воспитание совершенной личности, но и совершенствование управления государством. Искусство управления впрямую зависит от нравственных качеств управляющего. Тем самым Учитель Кун сближает этику с политикой и делает их основным объектом философских размышлений. И хотя, следуя традиции, Конфуций признает культ Неба, но он обсуждает не статус этой безличной силы, судьбы, закона в структуре бытия, а проблемы морального совершенствования личности. Этическая концепция Конфуция опирается на принцип взаимности. Отсюда максима конфуцианства: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».

Значительное место в этой концепции занимает правило "золотой середины". По мнению китайского мыслителя, люди или слишком осторожны, или слишком несдержанны, тогда как необходимо придерживаться правила "золотой середины" и избегать излишней осторожности и излишней несдержанности.

Царица Запада. Западная Вэй
Царица Запада. Западная Вэй

Последователи даосизма верили в существование бессмертных.Самые ранние упоминания об этих таинственных существах относятся к периоду Восточная Чжоу, но наибольшее распространение подобные поверья получили в период правления Хань (Восточная Хань). На этой фреске Царица Запада летит над горами посреди плывущих облаков и небесных цветов в колеснице, запряженной тремя гиганскими фениксами и упавляемой бессмертными. В полете ее соправождают различные фантастические существа-одни из них сами крылаты, другие летят верхом на фениксах (Западная Вэй).
Даосская школа традиционно разделялась на два течения: философское и религиозное, - хотя подобное разделение было скорее чисто теоретическим, нежели отражало реальное положение дел. Даосы больше интересовались личностью, чем обществом. Они рассматривали человека как лишь одного из безграничного числа сотворенных существ и не помещали его в центр вселенной. Даосы презирали конфуцианские ценности и стремились к простоте мыслей и желаний, естественному существованию, поскольку только оно, по их мнению, дает возможность жить в гармонии с природой, не завися от общества. По мнению даосов, для постижения сущности вещей и следования истинному пути (Дао) бессмысленно утруждать себя, обучаться чему-либо, обманываясь иллюзией самосовершенствования; нужно вести мистическую жизнь - а на нее способен любой человек, сумевший освободиться от условностей и давлений физического мира.
Таким образом, даосизм - это концепция личного спасения, призванная привести своих приверженцев к бессмертию, в том числе с помощью таких простых вещей, как здоровое питание, дыхательные упражнения, сексуальное здоровье и алхимия. И если конфуцианцы отвергали магические ритуалы и не придавали особого значения миру духов и связанным с ним верованиям, то даосы, напротив, проявляли большой интерес ко всем традициям, сложившимся под влиянием популярных религий.
Легизм расцвел во времена правления следующей за Чжоу династией, которая положила начало Китайской империи.

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий