Фен Зикай

Фен Зикай Любование луной
Фен Зикай Любование луной

Фен Зикай (Feng Zikai) является представителем творческой интеллигенции первой половины двадцатого века, которые помогли сформировать для будущих поколений и заново определить понятие Китая в современную эпоху. В период социального и культурного хаоса именно благодаря людям подобным ему более четко сформировалась культурная ориентация современного Китая.

Китайский художник Фен Зикай (9 ноября 1898 — 15 сентября 1975) — писатель и педагог — родился в 1898 году в городе Туньсян (провинция Чжэцзян). Его отец, ремесленник, держал мастерскую по окраске тканей.
В юности Фен Зикай стал интересоваться живописью и музыкой.
После окончания Высшей школы Ханчжоу в 1919 году Фэн Зикай понял, что его скудные два года художественного образования плохо подготовили его к жизни в качестве профессионального художника в Китае. Фэн Зикай был уже женат на Сюй Лимине (1896 — 1983), дочери семьи из Сучжоу, а его мать была стара и больна. Надо было зарабатывать. Двое из его бывших одноклассников основали художественную школу, и вскоре после окончания школы Фэн Зикай перебрался в Шанхай, чтобы работать учителем искусства. Кроме того он работал в качестве инструктора в школе Чэндун.
Шанхай сильно отличался от небольшого города, в котором он вырос. Ли Шутонг, как и многие другие интеллектуалы — патриоты , такие как Цай Юаньпей и Лян Цичао, поддержали  реформаторство в искусстве.
Они считали, что новое искусство, созданное современными активистами культуры, ключ к возрождению китайской культуры.
В начале 20-х годов Фен учится в Японии.
Такехиса Юмэдзи — японский поэт и художник-чьи работы он впервые встретил в Токио, стал важной влиятельной фигурой в интеллектуальном развитии Фена. В конце десяти месяцев у него кончились деньги и он был вынужден вернуться домой. Однако он вернулся в Китай с новой верой в потенциал картин тушью.*

В 1922 году он возвращается в Китай. Здесь он становится учителем искусства и музыки в Шанхае.
Фэн Зикай все больше и больше участвует в расцветающих политических движениях своего времени. Его одноклассники и коллеги приглашают его стать эссеистом и художником для многих радикальных журналов. Журналы, такие как «Эстетическое образование», «Новая молодежь», «Литературный еженедельник» и « Наш июль», демонстрируют ранние литературные и художественные работы Фэн Зикая. Благодаря этим публикациям искусство Фэн Зикая начало набирать вес в интеллектуальных кругах Шанхая.

С 1925 года он вел специальный раздел для своих картинок-комиксов в журнале. Впервые была опубликована коллекция комиксов маньхуа Фэн Зикая в 1925 году, и четко определено «маньхуа» в качестве отдельного вида искусства в китайском обществе. Благодаря работе Фэна  маньхуа превратились в специальную форму китайского искусства.
Слово «маньхуа», буквально «импровизированные наброски», изначально использовалось в живописи китайских литераторов в 18 веке. Маньхуа стала популярной в Японии как манга в конце 18-го века. Фэн Зикай в серии мультфильмов 1925 года под названием « Зикай Маньхуа» вновь ввел этот термин в китайскую культуру в современном понимании
В 1926 году Фен становится редактором Кайминського издательского дома. С началом китайско-японской войны в 1938 году Фен Зикай переехал в Чунцин, где продолжал преподавать искусство и музыку.
Коллекция «Картины о сохранении жизни» была задумана в рамках темы развития сочувствия и участия ко о всем живым существам под солнцем. Основная идея заключается в культивировании жалости, доброжелательности и внутреннего мира-содержания «заботливого сердца» по Фену. Фен считал, что это основа нашего отношения к окружающему миру. Что мы должны иметь проявлять «Заботливое сердце» во всем, что мы делаем в отношении тех, кто вокруг нас.

Большое значение Фен придавал изучению поэзии. Он писал: «Теперь я понял, что глаз поэта это чудесная вещь, и те, кто учиться живописи должны читать стихи «.
В 1930-е годы принимая участие в дискуссии о «массовом искусстве и литературе», Фен писал, что язык, легче всего поддающаяся популяризации форма искусства, и что, сочетающие в себе черты поэзии и прозы, литературные надписи в сочетании с графикой могут создать популярный вид искусства, который будет жизнеспособным для увековечения традиционной живописи, и, кроме того, будет доступным для современной аудитории. Таким образом, мы видим, что творческие усилия Фена были устремлены не к созданию популярного искусства, а к приближению классического искусства к массам.
В своем цикле картин «Новые картины для старых поэм», над которыми Фен начал работать в середине 20-х годов, изображены скорбные женщины, одинокие ученые, пустынные вечерние сцены и другие мотивы, которые часты в его ранних картинах, вдохновленных самыми популярными классическими стихами. Историк искусства Саймон Лейс замечает: «Для художника или поэта, вопрос не в том, как избавиться от стереотипов, но как обращаться с ними таким образом, чтобы через стереотипы, «текущее » смогло течь. Силой Ци, которую приписывают грандиозным пейзажными изображениям эпохи Сун -традиционного сочетания гор и вод, может наполнится   не большое творение. Банальное изображение увядших цветов может превратиться в трогательную и универсальную метафору судьбы одинокой женщины и расшириться до символа общечеловеческого масштаба.
Стало неожиданностью для коллег и публики то, что молодой художник и педагог, который примкнул к прогрессивной культурной группе «Литературно-исследовательское общество», достиг зрелости в патриотическом понимании традиции национальной культуры, и выражал патриотизм с таким сильным чувством во время пика национального кризиса.
В 1945 году мастер переезжает в Ханчжоу. В 1949 году проходит его первая персональная выставка.

1954 году художественная политика партии изменилась, и фэн-цзикайские мультфильмы до 1949 года вошли в центр внимания. Хотя Ван Чжаоуэн написал статью в «Жэньминь жибао», обвинив маньхуа Фэна в «нездоровом содержании», премьер Чжоу Энлай поддерживал его художественные работу. В 1954 году Фэн Зикаю предложили членство в Постоянном комитете Национальной ассоциации китайских художников и должность вице-президента регионального отделения в Шанхае.** Он также помогал руководить различными высшими школами в Шанхае и пользовался социальным статусом во время политики « Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».
Однако в 1958 году Фэн Зикай был назван «правым».
В 1960-х годах он был избран президентом Шанхайского института китайской живописи, а также председателем Ассоциации художников Шанхая. Фэн Зикай постоянно занимал руководящие должности в Шанхайских культурных учреждениях. Однако со временем Фэн Зикай почувствовал, что больше не может молчать, и написал эссе, в котором критиковал «Великий скачок». Покровители Фэн Зикая в верхних эшелонах политической системы не поддержали его. Фэн Зикай был вынужден выйти на пенсию.
Фэн Зикай написал большую часть картин для сохранения жизни после 1949 года, сначала сотрудничая с Хонг Йи до своей смерти, а затем впоследствии в контакте с сингапурским монахом, который помог опубликовать их за пределами материкового Китая.

15 сентября 1975 года он умер от онкологического заболевания.
Фен Зикай внес вклад в культуру Китая в разных областях. Он был писателем, художником, музыкантом, каллиграфом. Он автор сборника карикатур, детских книг с рисунками, пионер китайского искусства комиксов.

Фен Зикай много времени и сил посвятил переводу произведений с русского и японского языков на китайский произведений классиков мировой художественной литературы, перевел на родной язык «Повесть о Гэндзи», повести И. Тургенева.
В живописи он специализировался на изображении людей в различных будничных ситуациях.

Фен Зикай. Работа
Фен Зикай. Работа

 

 

Фен Цзикай Сценки обычной жизни
Фен Зикай Сценки обычной жизни

Творческий путь Фен Зикая пришлись на период интенсивных политических изменений в Китае.
На его творчество оказали влияние японский и западный стили живописи. Рожденный в конце империи Цин, Фен испытывал влияние традиционного искусства на свое творчество. Обучение в Японии принесло в его стиль черты, характерные для японского искусства. Фен Зикай подвергся репрессиям во время культурной революции. Его реабилитировали только после смерти. Но художник продолжал оставаться преданным своему идеалу «сострадательной личности». Развитие Фена в сострадательную личность и желание высказать свое мнение через искусство вызывают признательность в каждом сердце.

Фен Цзикай Сцены каждодневной жизни
Фен Зикай Сцены каждодневной жизни

 

В настоящее время искусство Фен Зикая широко представлено в музеях мира. Большая коллекция его работ хранится в Музее Искусства Гонконга.

Цитаты Фен Зикая
В эти последние годы мое сердце было занято четырьмя вещами: божествами и звездами в небе, а также искусством и детьми на земле. Мои дети, которые похожи на ласточек, разделяют с нами судьбу и имеют равное положение с божествами, звездами и искусством в моем сердце.

-  Фэн Зикай, «Мои дети» (1928)
Настоящий художник должен находиться в полном эмоциональном общении с изображаемым объектом или человеком, делиться своими радостями и печалями, их слезами и смехом. Если вы возьмете кисть, но не получите этого всеобъемлющего симпатизирующего сердца, тогда вы никогда не станете настоящим художником

-  Фэн Зикай, «Искусство и симпатия»
Наша земля наводнена злобным врагом. Как будто мы находимся в муках болезни, и только сильные лекарства могут помочь нам бороться с этой болезнью и выжить. Война сопротивления — это просто своевременное обращение. Но война никогда не может быть более чем краткосрочным средством правовой защиты, и мы должны опасаться стать зависимым от нее. Поскольку вирус устраняется, и мы восстанавливаем здоровье, важно, чтобы мы получали надлежащее питание. И какое питание имеет решающее значение для долгосрочного благополучия? Мир, счастье и всеобщая любовь, а также основной ингредиент для «сохранения жизни»: искусство.

-  Фэн Зикай

* Geremie., Barmé, (2002). Художественное изгнание: жизнь Фэн Зикай (1898-1975) . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. ISBN 0520208323 . OCLC 47791167 .
**Drake , Hawks, Shelley. Искусство сопротивления: живопись при свечах в Китае Мао . Сиэтл. ISBN 9780295741956 . OCLC 981908046 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.