Хиросигэ Токайдо

Основным жанром, которым интересовался Хиросигэ, как уже говорилось в предыдущих статьях,  был пейзаж.

Андэ Хиросигэ
прекрасно владел способами передачи пространства. Основными темами творчества Хиросигэ были тема дороги Токайдо  и достопримечательности Восточной столицы - Эдо. Тема дороги Токайдо в 19 веке  была центральной во всей японской гравюре. Хиросигэ стал родоначальником  национального  лирического пейзажа. Токайдо  была сюжетом  романов, новелл, шутливых стихов «кека»,  путевых заметок. Причин известности Токайдо было много.

Это была во-первых система заложничества, установленная Сёгу́ном (так назывались люди, которые реально, в отличие от императорского двора в  Киото, управляли Японией большую часть времени с 1192 года  до 1868 ) Токугава Иэясу (санкинкодай), которая требовала от даймё  (крупнейшие военные феодалы средневековой Японии) пребывание при дворе в Эдо в течение года.  Затем глава феодального дома уезжал к себе в провинцию, оставляя в Эдо в качестве заложников жену и детей. Поэтому Санкинкодай обычно расшифровывается как система заложничества. И кроме того быстрый рост торговли требовал движения товаров.

Путешествия стали очень популярны среди горожан. Люди интересовались достопримечательностями страны, стремились их посетить. В ответ на эти новые для японцев интересы, были открыты дороги. Почтовая система обеспечивала общенациональную систему коммуникаций. Дорога Токайдо оставалась наиболее популярной. Она соединяло Эдо на востоке с Киото и Осакой на западе. Люди, жившие в Эдо, стремились посетить  святилище в Исэ хотя бы один раз в жизни. Но в большей мере путешественники интересовались достопримечательностями, связанными с той или иной местностью. Популярность путешествий  повлияла на возникновение нового жанра в изобразительном искусстве - майсе-дзуэ (иллюстрированные путеводители знаменитым местам). Этот жанр стал необыкновенно популярным. Хиросигэ был первым художником, у которого дорога Токайдо стала темой отдельных законченных композиций, выполненных в цвете. Два альбома 1804 и 1810-1811 посвящены 53 станциям дороги Токайдо. Гравюры выполнены на стыке жанровых сцен и пейзажа. Автора интересует быт  и нравы селений, постоялых дворов, гостиниц, изображение природы.  Хиросигэ совершил путешествие по дороге Хоккайдо в 1832 году. Какова же была сама эта дорога?

Многочисленные горные цепи и реки пересекавшие Японию делали путешествие чрезвычайно трудным а порой и опасным. Правительство  понимало необходимость объединения страны и строило контролируемую сеть дорог через всю страну. Токайдо (буквально «Дорога восточного моря») была одной из таких дорог.

Мост Нихонбаси (мост Японии) был исходным пунктом дороги Токайдо, связывающим Эдо с Киото. Он являлся символом не только Эдо, но и всей Японии. Переброшенный по приказу сегуна в восьмом году Кайте (1602) через реку Нихонбасигава, которая соединяет реку Симуда и каналы, окружающие замок Эдо, мост Нихонбаси служил нулевой точкой отсчета расстояний по всей Японии. От него брали начало основные пять трактов, самым значительным из которых была дорога Токайдо. Все слои Японского общества от императоров до самураев, дайме и священников до торговцев и простых крестьян пользовались этой дорогой.

Мост Нихонбаси
Мост Нихонбаси

Мы видим мост Нихонбаси, по которому движется дайме со своей свитой. Проводники несут большие красные коробки ( хасами-бако) и фамильные штандарты дайме. Передний план заполнен уличными лоточниками, продавцами рыбы, женщинами и детьми. Хиросигэ жил в этом районе Эдо с 1849 по 1858 годы.

Синагава являлась первой ближайшей  от Эдо станцией (расстояние от  моста Нихонбаси всего 7,8 км.) на дороге Токайдо. Здесь всегда было многолюдно. Путешественники  отдыхали перед въездом в столицу, а жителей Эдо  привлекал неофициальный квартал  удовольствий,  расположенный в  Синагава, который называли «Южный Есивара». Синагава – одна из самых древних местностей близь Эдо-Токио. Именно здесь в 1877 году Эдвардом С. Моррисом  была обнаружена раковинная насыпь» - Омори Каидзука, относящаяся к периоду Дземон (3-4 тыс. до н. э.). Известная история 47 ронинов    (так называли самураев,  оставшихся без своего сюзерна) так же связана с этой станцией. Они проявили верность своему сюзерну и    стали примером самурайская верности  и чести, отомстив за неоправданную смерть обидчику их господина,  прибыли затем  в  Синагава, где совершили сеппуку. Их могилы находятся около храма Сэнгакудзи в Синагава. В гравюре называющейся «Кека Токайдо» (кека-комические стихи, помещенные на листах) изображена деревенская улица, за которой открывается вид на залив, с рыбацкими лодками и парусниками вдали.

Синагава
Синагава

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий