Храмовый комплекс Хорю-дзи

Периоды Асука (552-645) и Нара (645-794) - первый этап истории японской средневековой культуры. Это время утверждения буддизма в Японии. Буддизм принес неведомое  ранее созерцательное мироощущение, новую концепцию взаимоотношения человека и природы.
Вместе с идеей кармы-воздаяния за добро и зло, совершенные человеком в его прошлых жизнях - идеи мужественности, героизма, духовного подвига, как главные позитивные начала жизни, впервые нашли свое художественное выражение  в Японии. Буддизм махаяны, имевший обширный пантеон божеств, выдвигал в качестве идеала  бодхисатв (по-японски - босацу), прошедших множество перевоплощений и до­стигших просветления, но добро­вольно отказавшихся от блаженст­ва, чтобы указать путь спасения людям. Основатель учения - исто­рическая личность Гаутама, - не имевший в хинаяне зримых черт, преобразовался в махаяне в вечное сияющее божество Будду Шакьямуни (по-японски - Сяка-Нёрай) с мно­жеством проявлений. Вместе с ним в пантеон входили божества, вопло­щавшие космические первоначала мира: солнце, луну, планеты.

Для Японии VI-VII веков было ха­рактерно почти фольклорное пони­мание буддизма, а религиозные буд­дийские тексты нередко перемежа­лись с конфуцианскими текстами и восприни­мались как мудрые изречения. Первые монастыри должны были производить впечатление невиданными архитектурными формами и многоцветностью    разнообразных материалов - красными лакированными колоннами, серо-голубой черепицей крыш, позолоченными металлическими деталями. Формы буддийской архитектуры   обладали большой  эмоциональной силой воздействия .

В этот период в Япо­нии не только не было городов, но резиденции правителей, по традиции  перемещались после их смерти, а основным типом жилища был заглубленный в землю низкий дом. Буддийские храмовые комплексы, становились прообразом  первых городских поселений, своей стабильностью  и упорядоченностью утверждавших новые для Японии градостроительные идеи. Синтоистские святилища тщательно изолировались от по­сторонних взглядов, их ничем не заполненный интерьер был так же чист и пустынен, как и обнесенные оградами дворы. Территория буддий­ских храмов предназначалась для торжественных обрядов, все по­стройки размещались на обширной площади с расчетом на свободное обозрение, хотя в самих планиро­вочных решениях ощущалось, как иноземные идеи дополнялись и кор­ректировались художественными критериями, которые были свойст­венны самой Японии. Это живое и творческое отношение прояви­лось в архитектурной организации единственного сохранившегося до нашего времени раннего храмово­го монастырского комплекса Хорю-д­зи, выстроенного в 607 году. Главный  храм Икаруга-Дэра  был построен под покровительством принца Сетоку. Полное название Хорю Гакумон -дзи - храм изучения процветающей дхармы. Храм был посвящен Якуси, Будде Медицины.  Это храм школы хоссо ( индийское соответствие йогачара). Он часть храмового комплекса.

В храмах монастыря Хорю-дзи воспроиз­водились типологические черты ран­несредневековой китайской архитек­туры.
Самые первые, возводившиеся в Японии буддийские комплексы име­ли два типа планировки: один имел симметричный, построенный по оси север — юг план, и повторял самый распро­страненный на континенте образец; для второго было характерно асим­метричное расположение двух глав­ных построек — храма и башни-пагоды, родившееся, по мнению исследователей,  уже в местных условиях. Его основа - равновесие архитектурных масс в пространстве, свободное ритмическое чередование близких, но неодинаковых форм. Как и другие монастыри того вре­мени, Хорюдзи был окружен глино­битной стеной с главным входом на южной стороне - так называемыми Великими южными воротами. Точно напротив них находились внутренние ворота — Тюмон, по обе стороны  которых начиналась крытая  галерея, опоясывавшая широкий двор  с пагодой и Кондо — Золотым залом.

Ворота храма Хорю-дзи
Ворота храма Хорю-дзи

С противоположной стороны прямоугольного двора напротив ворот  располагался зал для проповедей. Зодчие Хорю-дзи каноническую  упорядоченность плана сочетали  с асимметрией свободно и точно сгруппированных архитектурных объемов. В этом построении основой  выразительности становились кровли с их спокойной, чуть изогнутой линией силуэта, создающей гармонию тяжести и легкости, массивности и «парения» в пространстве.

Появление  самых первых «отступлений» от воспринятой в Китае канониче­ской схемы, которые учитывали местные условия и дали впоследст­вии основу для формирования на­циональных черт зодчества. Помимо уже отмеченной свободы асимметричного построения бли­зость планировки буддийских и син­тоистских храмов ощущается в об­щей горизонтальной ориентации ан­самбля (которой не противоречит вертикаль пагоды) и уравновешен­ности зданий с пространством широ­кого открытого двора. Как и в древ­нем зодчестве, внутреннее простран­ство здания кажется второстепен­ным по сравнению с разработанным выразительным внешним объе­мом.

Пагода
Пагода

 

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий