Китайская живопиcь в минский период

Китайская живопиcь в минский период отражает своеобразие эпохи.

Период Мин (1368-1644) – один из самых противоречивых  периодов в истории Китая. Китайское искусство эпохи Мин отразило эти противоречия. В минский период зарождаются новые идеи в китайской живописи.

Китай переживает экономический расцвет и подъем культуры. Отстраиваются города, возникают новые архитектурные ансамбли. Но внутри государства существуют острые противоречия. Китай минского времени – это и блестящая держава, и нищая страна. В художественной жизни  изменилось соотношение  видов искусств, выдвинулись на первый план новые области творческой деятельности. Ростки нового обнаруживали себя в декоративных искусствах, откликавшиеся на запросы времени. В резьбе по камню, дереву, кости, изделиях из фарфора, вышивках, лубке ощутимы фольклорные начала, сказываются воззрения и вкусы средних слоев населения. Развивается повествовательный жанр, популярностью пользуется жанр "цветы-птицы".
Бянь Цзинчжао ( 1410-1435 годах), известный также под именем Вэньцзинь, был придворным художником во время правления минского императора Чжэньцзю (1403-1424). Он выдающийся мастер жанра "цветы-птицы".

Бянь Цзинчжао. Бамбук и журавли. Гугун, Пекин.
Бянь Цзинчжао. Бамбук и журавли. Гугун, Пекин.

Чжу Чжаньцзи́ (1399-1435) — пятый император Китая из династии Мин, правил с 27 июня 1425 года по 31 января 1435 года. Он прославился тем, что хорошо изображал обезьян. По мнению искусствоведов он имел художественный талант. Наиболее искусен был как художник анималист.

Гиббоны играют. Картина Чжу Чжаньцзи (1427)
Гиббоны играют. Картина Чжу Чжаньцзи (1427)

Бамбук и журавли были символами благородства и чистоты. Метафорически они могли обозначать отшельника, живущего чистой уединенной жизнью. Через наблюдение природы художник стремиться совершенствоваться духовно. Жанр "цветы-птицы" переживает расцвет в эпоху мин. Он востребован при дворе. Некоторая чрезмерная "красивость" присуща работам придворных художников.
Люй Цзи ( 1439 — 1505 гг) так же работал в жанре «цветы-птицы».

Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.
Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.

Он создал «минский академический стиль живописи цветов и птиц», который оказал влияние и на современных мастеров и на живописцев жанра "цветы-птицы", живших и работавших после него.

Линь Лян ( род. приблизительно в 1410е гг. – ум. приблизительно в 1490 х гг.) - мастер жанра «цветы-птицы» как и Люй Цзы был придворным живописцем.

Линь Лян. Осенний орёл. Гугун, Тайбэй.
Линь Лян. Осенний орёл. Гугун, Тайбэй.

Лин Лян пользовался техникой "свободной руки". Он создавал, в основном монохромные свитки, в раскованном непринужденном стиле. Художник прославился изображением орлов и соколов.
Часто, написанные на известные литературные  сюжеты,  картины  минских художников получали более широкий смысл, чем соответствующая тексту иллюстрация. В них заметен интерес  к личности человека, его деятельности и окружающей его жизни.
Известные представители бытового жанра Тан Инь (1470-1523) и его ученик Чжоу Ин (первая половина 16 века). Они создали новый тип жанровых сцен, наполненных лирическим чувством,  воплощающемся в изящном ритме и тонко разработанном колористическом строе картины.

Тан Инь Горный проход после снегопада
Тан Инь
Горный проход после снегопада
Тан Инь Рыбаки на осенней реке
Тан Инь. Чаепитие под деревом вутонг.
Тан Инь. Чаепитие под деревом вутонг.

Поколения китайских интеллектуалов и буддийских монахов практиковали чаепитие как высоко эстетический и духовный ритуал. На свитке изображен Ву Куан, друг художника. Он разделяет чайную церемонию с буддийским монахом. В это время слуга набирает пресную воду из близлежащего ручья.

 

Цю Ин (ок. 1475 — ок. 1552 гг) стал выдающимся художником не получив образования. Его талант реализовался благодаря неустанному труду и настойчивости. Он родился городе Сучжоу. Работал маляром. Но много трудился, изучая стили художников предыдущих эпох. Часами он копировал свитки. И преуспел в этом занятии настолько, что его стали приглашать знатоки и ценители живописи для того, чтобы он сделал для них копии картин. Своим талантом и трудом он добился того, что был признан как художник.

Он преобразовал стиль пейзажа, который к тому времени находился в застое. В усложненные композиции он внес тонкость и изящество, гармоничность и уравновешенность. Он работает, выписывая тщательно детали, и использует яркие краски.
Цзю ин

Цзю Ин Цветкнье персика весной
Цзю Ин Цветкнье персика весной

"Потомки причислили Цю Ина к «Четырем корифеям династии Мин», поставив его в один ряд с Шэнь Чжоу (1427—1509), Вэнь Чжэнмином (1470—1559) и Тан Инем (1470—1535). Так высоко были оценены результаты его жизни и творчества".

Сохранилось много произведений пейзажной живописи в эту эпоху.
Го Чунь ( 郭 纯, 1370 -1444) - китайский художник, мастер ландшафтного пейзажа.

Родился в 1370 году в уезде Юнцзя (провинция Чжэцзян). В юности увлекся рисованием. Став известным мастером перебрался сначала в Нанкин, когда столица еще находилась там, а затем в новоую столицу - Пекин. Был придворным художником императоров Юнлэ и Хунли. После основания Академии живописи, вошел в ее состав. В Академии работал до самой смерти в 1444 году.
Го Чунь прославился как продолжатель традиции «сине-зеленого пейзажа» (цинлюй-шаньшуй 青绿 山水), царившего в официальном искусстве эпохи Тан.
Лучшим произведением Го Чуня считается свиток «Цинлюй шаньшуй ту» ( «Горы и воды в сине-зеленых тонах», 161х95, 3 см, шелк, тушь, краски).

Го Чунь Красная скала
Го Чунь Красная скала

В нем, наряду с влиянием танского пейзажакоторое проявляется в использовании сине-зеленой цветовой гаммы, угадываются признаки стилизации мастеров «южной» пейзажной школы, прежде всего, Дунь Юаня, что заметно в трактовке горных цепей на заднем плане. Го Чунь славился также трактовкой ландшафта в «туманно-облачном стиле» (юньу-яньай), подражая Ни Цзаню и другим пейзажистам эпохи Юань. Несмотря на указанный художественный симбиоз,
свиток Го Чуня производит впечатление пейзажа, написанного с натуры и сохраняет лиричность и непосредственность настроения, что позволяет считать его автора не только прямым представителем академической школы, но также одним из выдающихся пейзажистов эпохи Мин.

Пейзажист Дай Цзинь (1388-1466)  наполнял  картины  интересом к конкретным бытовым деталям.
Дай Цзинь  работал в стиле Ма Юаня и Ся Гуя. Манеру живописи своих учителей он использовал для выражения нового мироощущения. Он  был лидером так называемой школы Чжэ. Художнику было тесно в рамках академической школы, следовавшей стилю "Ма-Ся". Он смело смешивал южносунские и северосунские  стили в своей живописи.

Дай Цзинь Лохан
Дай Цзинь Лохан
 Дай Цзинь Шесть патриархов чань. Музей провинции Ляонин, Шэньян.
Дай Цзинь Шесть патриархов чань. Музей провинции Ляонин, Шэньян.

На свитке изображены шесть первых патриархов буддийской школы чань. Первым изображен Бодхидхарма медитирующий. Затем Хуэйкэ, третий патриарх Сэнцань, после него следуют Даосинь, Хунжэнь, и наконец шестой патриарх Хуэйнэн.
Включенные   в композицию  большого пейзажного свитка, жанровые сцены кажутся не менее важными,  чем сама природа Изображения природы наполненные действием, деталями повседневной жизни  свойственны и таким живописцам минского времени как У Вэй (1459-1508) и   Шэнь Чжоу ( 1427—1509).  Шэнь Чжоу -выдающийся художник, основатель школы "У".
Шэнь Чжоу писал стихи, эссе, был каллиграфом и живописцем.

Шэнь Чжоу  возродил искусство четырёх великих мастеров эпохи Юань, и ввёл в широкое употребление их приёмы работы кистью и общей организации картины. Это был своего рода переворот. Именно эти принципы в первую очередь отличают «школы У" от  "школы Чжэ".

Шэнь Чжоу. Чтение среди осенней природы. Гугун, Пекин.
Шэнь Чжоу. Чтение среди осенней природы. Гугун, Пекин.

Шэнь Чжоу изображает поэта среди природы.

Шэн Чжоу Цветущий абрикос
Шэн Чжоу Цветущий абрикос

Шэн Чжоу пишет в жанре "цветы-птицы".
Наиболее яркой фигурой времени   был мастер  Сюй Вэй (1521-1591) . Ци Байши восклицает в своем стихотворении: «О как я хотел бы родиться 300 лет назад, ведь тогда я мог бы растирать краски и готовить бумагу для Вечнозелёного (псевдоним Сюй Вэя)!» Живопись Сюй Вэя была революционной для своего времени.

Он создал свой метод. Его картины необычны и смелы. Влажная кисть кладет на бумагу  широкие мазки туши, рождая полные  живого трепета образы. Порывистые,  зачастую  резкие  и будто небрежные,  они таят в себе большое мастерство, умение уловить внутреннюю логику строения форм, и открывает  ее зрителю  артистично и броско. Это сближает  Сюй Вэя с сунскими художниками  буддистами  Чань. И рисуя деревья подобно им, но пишет не бамбук, «душу» бамбука с его трепетом,  и не столько банан,  сколько мягкость  его широких  сочных листьев.

Жизненный путь Сюй Вэя был очень не прост. Он готовил себя к административной карьере. Но неудачи на экзаменах препятствовали этому.
В личной жизни его так же преследовали несчастья и неудачи. Сюй Вэй не учился живописи так, как предписывала традиция. Он не занимался копированием знаменитых картин, не создал творческих клише. Каждый свиток или рисунок художника - открытие, результат поиска и озарения. Как китайский интеллигент он считал: «Если поставлен высоко – служи Поднебесной. Если беден и обойден вниманием – совершенствуй себя самого». Художник страдал душевным расстройством. И в болезненном состоянии совершил убийство. Попав в тюрьму он продолжал заниматься живописью.
Сюй Вэя называют китайским Ван Гогом за его  оригинальный талант и трагическую личную жизнь. Посвятивший свою жизнь самосовершенствованию Сюй Вэй пишет живущих в уединении достойных людей.

Сюй Вэй "Люди среди гор и вод"
Сюй Вэй "Люди среди гор и вод"

Сюй Вэй сумел дать новую жизнь традиции.

В эпоху Мин (1368-1644 ) город  Хуатин стал провинциальной художественной столицей. В Хуатин заменил  Суджоу (школа У)    как художественный центр.

Большую славу принес  Хуатину художник Дун Цичан (1555-1636).

Дун Цичан Восемь видов осени. Шанхайский музей.
Дун Цичан Восемь видов осени. Шанхайский музей.

В живописи Дун Цичан  призывал следовать древним. На своих картинах он скорее изображал не конкретное место, а несуществующий пейзаж, в котором выражал свое внутреннее состояние от впечатления, воздействия на него природы.   Совместно с единомышленниками Дун Цичан создал теорию «северной» и «южной» школ, и выступал с многочисленными критическими эссе по поводу текущего художественного процесса. Будучи последователем живописи интеллектуалов (вэньжэньхуа), Дун Цичан развивал далее теории, созданные в период Юань и Мин, связывая творческий процесс с духовными практиками чань-буддизма. Дун Цичан был ключевой фигурой Хуатинской школы. Главной темой живописи "хуатинцев" был пейзаж, а главным содержанием творчества — создание вариаций на темы произведений древних мастеров. Обожание древностей составляло важную часть культуры художников-интеллектуалов.

Дун Цзичан
Дун Цзичан

Вэнь Чжэнми́н (1470, Сучжоу-1559, там же) — китайский художник и каллиграф, крупнейший мастер династии Мин.

Он предметом искусства избирал самые простые мотивы (одинокое дерево, пустынная скала).

Вень Чженмин Цветущее дерево
Вень Чженмин Цветущее дерево

Чжан Ли (1464-1538) родился в Кайфэне(Хэнань). Его родители были богатыми аристократами. Он достиг больших успехов как художник, но жил очень просто, почти как отшельник. В этом он близок с Лу Чжи. Он начал учиться живописи, подражая ведущим придворным живописцам, но изменил этому направлению. Его учителем можно считать в первую очередь У Вэя (1459-1508). Самым известным прозвищем У Вэя было "Малый Бессмертный". Его живопись отражала даосские идеалы искусства. Наиболее многочисленная группа картин У Вэя и его последователя Чжан Ли - это изображения популярных даосских бессмертных: Лао Цзы, Ли Тегуая, Дунфана Шо, Бессмертного Северного моря.

Даосский бессмертный Ли Тегуай. Чжан Ли
Даосский бессмертный Ли Тегуай. Чжан Ли

Ли Тегуай, в соответсвии с легендой, сорок лет занимался практикой и медитацией без сна и отдыха.
Так же как и У Вэй, Чжан был последователем школы Чжэ в живописи. Он писал пейзажи и человеческие фигуры в свободном и раскованном стиле. В картинах на даосские сюжеты манера письма его была удивительно свободна и спонтанна.
Чжан Ли создает изображения на даосские темы, которые включают почитаемые фигуры святых даосизма, богов удачи и долголетия; многочисленных даосских практиков, в том числе Восьмерых Бессмертных, четырех мудрецов горы Шан.

Чжан Ли Бог удачи
Чжан Ли Бог удачи

Чжан также был хорошо известен своими изображениями птиц, цветов, бамбука и животных.

Лао Цзы на быке. Чжан Лу
Лао Цзы на быке. Чжан Лу

Одной из знаменитых картин Чжана Лу является "Лао Цзы на быке", на которой изображен Лао Цзы, автор великого даосского трактата "Дао Дэ Цзин", сидящий верхом на спине быка. Манера письма Чжан Лу точна. Художник использует несколько оттенков охры и туши, чтобы изобразить лицо, руки, одежду Лао-Цзы и глаза быка.
Следущее изображение Чжана Ли посвящано даосскому философу и подвижнику Ле Юйкоу, которому приписывается авторство трактата «Ле-цзы».

Даосский философ Ле Цзы
Даосский философ Ле Цзы

Иногда его именуют по названию книги Ле Цзы.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Китайская живопиcь в минский период: 3 комментария

Добавить комментарий