Китайская живопись

Китайская живопись для создания медитативного настроения

Когда пустота и наполненность порождают друг друга, то там где на картине ничего не написано, создается чарующий мир.

Да Чун Гуан, китайский художник и каллиграф, автор трактата «живописные полотна».

Культура и искусство Китая развивалась много тысячелетий и выработала неповторимые национальные традиции. Китайская живопись начала свое развитие в середине первого тысячелетия до нашей эры. Материалом, на котором создавались китайские полотна, была шелковая тафта. Работы оформляли в вертикальные настенные полотна, горизонтальные свитки или в альбомные листы. С большого расстояния смотрели на вертикальные полотна. Они предназначались для храмов или дворцов. Свитки же держали в руках и постепенно разворачивали. Альбомные листы хранились часто в домах и доставляли наслаждение их владельцам. Закон кисти и закон туши был непререкаем как в живописи так и в каллиграфии. «Жень у хуа» — жанровая и портретная живопись — расцвела в эпоху Тан (618-907).
«Жень у хуа (в переводе с кит. человек и цветы) — жанр китайской живописи, изображающий портрет человека или людей на фоне природы.
Изображение человека можно считать первым жанром в живописи Китая. Фоном для него часто служила окружающая человека природа».

В эпоху тан У Даоцзы (кит. 吴道子, 680—740) — китайский художник,наибольшую известность получил как мастер сюжетной живописи — жанра жэнь-у (хуа) (кит. 人物 (畫), «[живопись/изображения] фигур»).

У Даоцзы, 87 небожителей
У Даоцзы, 87 небожителей

Развитие традиций бытописательного и портретного жанра «жэньу» (люди и предметы) связывались с именами Янь Либэня (VIIв.), Чжан Сюаня (VIIIв.), Чжоу Фаня (VIII-начало IX вв.).

Ван Либэнь Император Суй
Ван Либэнь Император Суй

О портрете

До 17века, и даже позже, портрет рассматривался китайскими ценителями как чисто функциональное искусство, находящееся за пределами категорий «достойных утонченного взгляда». Такое отношение привело к тому, что до наших дней дошло очень мало старинных портретов — они не ценились, и не хранились. Серии императорских портретов находились в государственных хранилищах, но отношение к ним было примерно как к фотографиям, а не к ценным картинам. Примером   портретной живописи Эпохи Юань является «Портрет Ян Чжуси», созданный Ван И. На нем изображен ученый и поэт Ян Чжуси (Ян Цянь по прозвищу «Бамбук-запад»), прогуливающийся в одиночестве с посохом в просторной одежде и шапочке. Портрет был создан в кооперации с Ни Цзанем который в 1363 году добавил к фигуре ученого, нарисованной Ван И, сосну и камни.

 

Ван И. Портрет Ян Чжуси. Свиток целиком. 1363 г. Гугун, Пекин.
Ван И. Портрет Ян Чжуси. Свиток целиком. 1363 г. Гугун, Пекин.

Ван И принадлежит первый известный теоретический трактат о портрете. Это небольшое по объему произведение, озаглавленное «О портрете», он написал в 1360 году. В трактате художник вслед за Су Ши утверждает, что «каждый, кто пишет портрет, должен знать правила физиомантии». Художник считал, что у портрета есть два начала: одно содержит эзотерический, мистический смысл, раскрываемый физиогномикой, другое — это орнаментально-графическая структура лица. Далее он описывает, как запечатлевает в памяти образ портретируемого, так, чтобы его можно было видеть даже с закрытыми глазами. Затем описывает технику живописи при изображении лица. И в конце сетует: «Нынешние пошлые ремесленники „играют на лютне, заклеив колки“, не знают путей творческого претворения (традиционных приемов). Они стремятся заставить изображаемого, поправив платье, напряженно сидеть, как глиняного болвана. Так и пишут. Поэтому на десять тысяч случаев ни одного удачного». Однако его собственное произведение, «Портрет Ян Чжуси» тоже трудно назвать удачным, особенно если сравнить с портретами эпохи Мин и Цин. Несмотря на то, что китайские надписи на этом произведении превозносят способность портретиста уловить «честность и почтительность» свойственные Ян Чжуси, лицо портретируемого совершенно не передает его внутренний мир, оно вежливо и невыразительно. Однако, как это принято в китайском портрете, поза, атрибуты, окружающие предметы являются символами, понятными образованному зрителю. Художник наделяет своего героя совершенно конкретными духовными качествами, придав ему определенный облик и окружив его неслучайными предметами — сосной и камнями, олицетворяющими честность, твердость и чистоту. 1

Шань Шуй

«Жень у хуа» породила монументальный пейзаж «гор и вод» («Шань Шуй»). Пейзаж не копировал местность. Он наполнен символическим смыслом и передавал поклонение горам и водам, лежащим в основе миросозерцания китайцев. Человек виделся лишь малой частью мироздания. Величавые горы и необъятные водные пространства открывались беспредельному космосу и наполнялись ритмами вселенной. Они источник равновесия человеческой жизни. Пейзаж «гор и вод» наполнял дух величием и покоем древних горных вершин, свежестью и чистотой речных или морских вод. Работая над пейзажами, художники создавали теоретические трактаты. Го Су написал «О высокой сути лесов и истоков». Изменчивость природы и души человека не противоречит идее гармонии и незыблемости бытия. Эти идеи развил Ван Вэй в трактате «Тайны живописи». Он считал интуицию ключом к пониманию прекрасного. Художники чань – буддисты вели отшельническую жизнь среди природы. Такая жизнь вела к духовному просветлению. Они стремились к интуитивному, спонтанному озарению. Этот подход нашел отражение в их живописи. Работы этих художников представляют предметные формы зыбкими, неустойчивыми. Мир в них предстоит загадочным. А полотна или их репродукции хорошо подходят для создания атмосферы для медитации.

О том, что искусство воздействует на личность не только эстетически, но и духовно писали сами китайские художники. Пань Тяньшоу относил искусство даже к средствам врачевания души:
«По сути своей искусство живописи служит средством врачевания человеческой души, привнесения в нее гармонии. Чем уровень искусства выше, чем его содержание глубже, тем шире его воздействие. Искусство живописи через чувство прекрасного, таящего в себе самое чистое и высокое, самое чудесное и сокровенное способно ввести человека в мир подлинных ценностей, поднять его к вершинам нравственного совершенства, приобщить к волшебному царству радостей художественного переживания. Высказанная почтенным Цай Юаньпэем мысль о том, что эстетическому воспитанию дано заменить религию, основывается именно на этом качестве искусства живописи».

Тяньшоу (14 марта 1897 — 5 сентября 1971) работал в жанре «цветы и птицы», пейзажи. На него повлияло творчество Ву Чанша . Он опирался на творчество мастеров школ Чжэ и Ву Работы Тяньшоу довольно энергичные, эмоциональные. В них заметно стремление сохранить традиции китайской живописи и одновременно наполнить его современным содержанием с учетом западных художественных тенденций.

Тяньшоу. Красный лотос
Тяньшоу. Красный лотос

Китайская традиционная живопись имела особенности, которые объединяли в ней как чисто художественные черты так и выделяли ее в область духовной деятельности. В этом плане выделялись пейзажные произведения. Они представляли природные явления, которые традиционно относились к энергетическим стихиям, наполнявшим мироздание и в китайской традиции именовались «Инь» и «Ян». Явления природы противопоставлялись жизни в обществе, наполненной борьбой, страданиями, насилием. Природный мир мыслился как сфера чистоты и покоя, гармонии и высшей духовной красоты.
Пейзаж «Гор и вод» являлся материализованным выражением этих идей.
Фань Хуан
Горы наполнены энергиями Ян. Горы вздымаются ввысь, высоко поднимаясь над городами, селениями, деревнями, всем, чем живут люди в потоке сансары. Горы помогают освободиться. Их пики вздымаются в высь, в небо и наполняются энергией Ян. Воды в виде потоков, низвергающихся с гор, полны энергии Инь. Наблюдение за потоком расслабляет и смягчает напряжение, созерцание гор наполняет силой и ощущением равновесия и духовного могущества, бесстрашия и благородства. Отшельники, стремящиеся к просветлению, искали его в горах. Вспоминаются слова Тао Юань Мина:
Когда росы застынут и кочующих туч не станет,

Когда небо высоко и бодрящий воздух прозрачен,

Как причудливо-странны воздымаются ввысь вершины,

Стоит только вглядеться,— удивительно, неповторимо!

Изображения цветов и птиц тоже относилось к природе, сфере освобождения человека. Художник сохранял облик цветка, который распустился, ненадолго, и совсем недолго оставался в этом совершенном удивительном виде с чудесным запахом, нежный, изящный, и отцвел скоро, и изменился. Лепестки увяли и опали. Вместо цветка появились семена. А затем и они осыпались. И с наступлением зимы стебли засохли и почернели. О быстротечности весны, поры цветения, молодости пишут китайские поэты. И этот миг — миг расцвета природы в весеннем пробуждении природы или в великолепном оперении красивой птицы художники старались запечатлеть и сохранить на картине. Быстротечность всего материального на земле напоминали эти свитки.

Чжу Лиан (Ju Lian1828-1904). Пионы
Чжу Лиан (Ju Lian1828-1904). Пионы

Шен Чжоу Гигантская сосна
Шен Чжоу Гигантская сосна

 

Один  из древнейших и процветающих до нашего времеии жанров китайской живописи «цветы-птицы». На сайте есть статьи об этом жанре. И рубика.

  1. https://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%92%D0%B0%D0%BD_%D0%98_(%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

1.Китайские трактаты о портрете. — Л.: Аврора, 1971.

1.Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Искусство, 1975.

1.Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997

Китайская живопись: 2 комментария

  1. Очень интересно! Замечательная статья!
    Полностью согласна, медитативное настроение присутствует!
    Хотелось бы побольше иллюстраций!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.