Китайский Канон медицины

Чжан Чжунцзин (150 — 219) — китайский врач
Чжан Чжунцзин (150 — 219) — китайский врач

Среди рецептов здоровой жизни людей в древности была размеренная жизнь, когда работа и отдых следовали установленному распорядку.

Древние знатоки науки о здоровой жизни от­мечали влияние упорядоченного режима работы и отдыха на здоровье и продолжительность жизни. Гуань-цзы (?-645 до н. э.), живший в период «Вёсен и Осеней», отмечал: «Не урегулированная повседневная жизнь… обернется переутомлением и сокращением жизни». Сунь Сымяо также говорил: «Тот, кто заботится о своей жизни, встаёт и ложится спать в определённое время, согласно времени года, и весь его день проходит согласно установленному распорядку». «Канон медицины» гласит, что распорядок дня должен быть построен согласно времени год.
Учёные последующих поколений разработали принципы сохранения здоровья и продления жизни, используя 12 шиченей (двухчасовых периодов суток), получивших своё название от «Двенадцати земных ветвей».

Согласно «Канону медицины», весной «сле­дует ложиться спать поздно, а вставать — рано, и прогуливаться по двору»; летом «следует ложиться спать поздно, а вставать — рано, и продолжать выполнять укрепляющие упражнения, не пугаясь солнечного света»; осенью «следует ложиться спать рано, и вставать рано, поднимаясь с петухами»; а зимой «следует ложиться спать рано, а вставать — поздно, чтобы дождаться солнечного тепла». Там же сказано, что те, кто «пьёт алкоголь сверх меры, ложатся спать и встают, не соблюдая режима, вступают в половую связь, когда пьяны», то есть те, кто не придерживается упорядоченного режима дня, становятся немощны уже в 50 лет и умирают преждевременно.

Забота о здоровье в 12 шиченей
Эта практика восходит к «упражнениям 12 шиченей» Даоса из Каменной Комнаты, жившего во времена династии Мин. Ю Чэн, врач династии Цин, называл их «методом избавления от болезней в 12 шиченей».  В соответствии с этим методом сутки делятся на ряд отрезков времени.

Период Мао (5-7 часов). Встаньте на рассвете и 300 раз слегка постучите зубами, покачайте плечами  вперед и назад, что бы расслабить мышцы и сухожилия. После этого хорошенько потрите ладони друг о друга, чтобы они разогрелись, и помассируйте нос с обеих сторон и глаза по 6-7 раз, столько же раз трите скручивайте уши. Потом положите ладони на уши. Пальцы на затылок, поместив указательные пальцы на середине, и соскальзывающими движениями постучите указательными пальцами по затылку-24 раза. Выполнив  эти упражнения, выйдите на улицу или балкон, чтобы заняться физическими  оздоровительными упражнениями.

Период Чэнь (7-9). Выпейте чашку горячей кипячёной воды или чая, и затем расчешите волосы, используя руки вместо расчески 100 раз. Это освежает ум и проясняет зрение. Умойте лицо и прополощите рот. На  завтрак берите кашу или другую легкую пищу. После завтрака  пройдите сотню шагов, массируя при этом живот, что хорошо для селезенки и пищеварения.

Период  Си (9-11). Почитайте книгу. Сделайте домашние дела, займитесь огородом или цветником. Когда устанете, присядьте отдохнуть, чтобы восстановить внутреннюю гармонию или постучите зубами и сглотните накопившуюся слюну. Пожилым людям желательно воздерживаться от долгих громких разговоров друг с другом. Они отнимают ци.

Период У (11-13). На обед ешьте 80% процентов от возможного. Прополощите рот зеленым чаем после еды. После обеда немного отдохните.

Период Вэй (13-15). Время для послеобеденного сна, живописи, шахмат, музыка. Можно выйти на свежий воздух и любоваться на небо, поработать в саду или цветнике.

Период Ю (17-19). Выполните физические упражнения (специальный комплекс для пожилых людей по вашему выбору). Ужин ранний и легкий. Ополосните рот и почистите зубы. Вымойте ноги теплой водой, чтобы уменьшить внутренний жар и улучшить кровообращение.

Период Сю (19-21). Выполните упражнения ци гун и ложитесь спать. Лучше всего лежать в форме лука для стрельбы. Перед тем как заснуть, успокойте сознание.

Период Чжоу и Инь (1-3 3-5). Это время когда начинается рост цзин и ци. Они являются самыми ценными в человеческом теле. Не рекомендуется растрачивать их в половых связях. Но и чрезмерное воздержание может не быть полезным. Пожилым людям лучше иметь половую близость один раз в 20-30  дней. В древности большинство отшельников, будь то даосские долгожители или те, кто ушёл в отставку с государственной службы, придерживались этого распорядка, чтобы сохранить здоровье. К примеру, знаменитый танский поэт Бо Цзюй-и (772-846) -великий поэт сумевший сочетать лучшие достижения предшествующей поэзии, чьи стихи продолжают читать и в наше время.

Уйдя в отставку, удалился в Благоухающие горы в Лояне (провинция Хэнань), где провел остаток лет с несколькими почтенными старцами, младшему из которых было за семь­десят. Старшими среди них был Ли Юанпуан из Лочжуна, который прожил до 136 лет, и буддийский монах Жу Мань, проживший до 95 лет. Не озабоченные государственными делами, они могли придерживаться чёткого распорядка дня, необходимого для достижения долголетия.

Во многих стихах Бо Цзюй-и- и говорится о его жизни, неспешной и размеренной:

Утренний рассвет заглянул в восточную комнату,

Я постучал зубами 36 раз».

«На закате я хожу на прогулку, взглянуть на поля,

Гуляя вверх и вниз по деревне».

«Две простых овощных трапезы утром и вечером,

Праздный послеобеденный сон,

Так я проводил свои дни, прожив такой жизнью три года».

«Чем я занят весь день?

Потягиваю чай или пишу двустишья».

В юности и в расцвете лет Бо Цзюй-и страдал от проблем с желудком и глазной болезни, был слаб физически. Благодаря строгому соблю­дению распорядка дня и старательной заботе о здоровье среди известных китайских поэтов он прожил дольше всех, достигнув 74-летнего возраста. Согласно сочинению «Встреча семи старцев за написанием стихов»: «Суммарный возраст семёрки нашей равен 584». Средний возраст у них был 83 года. А средняя продолжительность жизни в то время была 33 года.     Это служит наглядным примером того, что строго упорядоченная жизнь, работа и отдых действительно являются одним из секретов долголетия.

В Китайском Каноне о внутреннем рекомендуется освободиться от всех тяжелых мыслей, сохранять покой и оптимизм, быть почтительным, крепким телом и устойчивым умом. И далее в каноне указывается на роль эмоций  при возникновении болезней. Избыток эмоций вреден для внутренних органов. «Гнев вреден для печени, радость вредна для сердца, задумчивость вредна для селезенки, а меланхоличность вредит легким». Немаловажно поэтому «сохранять покой в сердце, не унывать и не терзать свой ум тревогами». Последователи искусства долголетия и здорового образа жизни в течении столетий создавали приемы сохранения оптимизма. Поддерживать «Шесть неизменных» по Ши Тяньцзи необходимо, чтобы сохранять свой  дух спокойным и неунывающим.

Для  этого важно: хранить внутренний покой, не тревожа свой ум напрасными ожиданиями. Не следовать призывам жадности и легкомысленных желаний,   и одинаково спокойно принимать личные  достижения и потери.
Ши Тяньзци пишет: «Если обуздаешь свои желания, то и сознание придет в умиротворение. Взгляните на отдаленные горы и укромные долины! Большинство людей, живущих там, наслаждается долгой жизнью благодаря скромности желаний и постоянному умиротворению своего сознания».  Этот текст повествует о далеких от нас временах. Но мы, авторы своей жизни, способны созидать себя. Прикладывая усилия, можно добиться покоя и равновесия духа.
Доброта так же способствует более здоровой и полноценной жизни. Обдумывая свои поступки решите, пойдет ли это на пользу другим людям, а не только лично вам. И так же подумайте о том, не будет ли вреда от ваших действий. Недобрые и злые дела оставляют своеобразную «печать» как на  лице, так и на душе человека. Злоба делает лицо отталкивающим, а тело больным.  А о силе «угрызений совести» можно сказать, что иногда это настоящий «ад на земле». Когда окружающие ведут себя низко,  сохраняйте порядочность, когда окружающие создают проблемы,  старайтесь устранить проблемы, когда окружающие вредят другим,  поддерживайте других.  Если вы упорны  в этом, то совесть ваша будет чиста. А ум естественно уравновешен и спокоен.

Следование справедливости предполагает постоянное разделение добра и зла, правого и   неправого. Добро и зло несовместимы, равно как истина и ложь. Когда человек сохраняет сознание в чистоте, стоек в честности, поддерживает ясность мысли и взгляда, то он свободен от тревог и проблем. Ши Тянь цзы говорит: «Лишь когда ученый муж наделен чистым сознанием, исчезают заблуждения и всякая надуманность в поступках. Когда в небе светит солнце, мрак сам по себе рассеивается. Когда человек понимает эту замечательную мысль, он избавляется от болезни и обретает долголетие».
Не унывайте как бы не складывались обстоятельства вашей жизни. Старайтесь приспособиться к этим обстоятельствам т довольствоваться тем, что имеете, избегать излишнего усердия и напряжения в чем бы то ни- было и беречь чувства других,  остерегаясь причинения боли.
Бо Цзю-и  в одном из своих стихов писал:
«Отбрось уныние,
и в богатстве и в бедности,
а коли не можешь посмеяться над тем и другим,
то глупцом прослывешь!
Смейся от души:
« Хороший смех молодит на десять лет.
А тревога дает седину».

Приятность в общении делает и жизнь приятной и позволяет сохранить здоровье. Гармоничность в человеческих отношениях-одна из главных составляющих. Будьте дружелюбны, скромны и рассудительны, терпимы и благодушны, не пытайтесь поступать во всем только по расчёту.

Будьте довольны, как бы ни складывались дела. Неурядицы бывают у всех, но никогда не нужно  терять бодрость духа.
Ян Фэйтай пишет в своей эпиграмме:  «Взгляните, кто-то считает, что он обладает одним, но в то же время ему не хватает другого, а порой ему кажется, у него недостаток того или этого. Но стоит вам сделать шаг назад и посмотреть в стороны — вы обнаружите, что легко  прожить  на  той тарелке каши, что у вас есть и в той одежде, что на вас надета». От неудовлетворенности возникают страдания, а  удовлетворение — основа радости.

Ван Сюйань, другой знаток искусство здорового образа жизни предлагал находить «удовольствия в жизни», оставаясь бодрым и оптимистичным. Это и удовольствие посидеть в тишине, и удовольствие от чтения, от любования цветами, от любования луной. Любители древности любят нефрит времен Хань, но он не так древен как луна. Великий поэт Ли Бо писал:

Сегодняшним людям не увидеть луны прошлого,

Но сегодняшняя луна светила людям  прошлого.

Так же большое удовольствие можно найти в занятиях живописью. Очень приятно бывает слушать пение птиц. Многие любят петь и  декламировать стихи, танцевать, музицировать, быть на природе.

А так же важно…
В древнем Китае отказ от курения и воздержание от употребления  алкоголя считались  важным условием сохранения хорошего здоровья. Фармаколог периода правления династии Мин Лань Моу (1397-1446) в трактате «Список растительного лекарственного сырья южной Юннани» писал о том, что табак  слишком горяч по природе, едок и высоко токсичен.

Ученые медики династии Цин (1644-1911) считали,  что курение отравляет организм  и приводит «к смерти от рвоты желтой жидкостью». Осознав опасность пристрастия к курению У Юй-ло живший при правлении императора Цянь Луна (1736-1795) говорил: «Курение сжигает инь легких, вызывает болезни легких  и глотки. От пристрастия к курению часто бывает потеря голоса и плевание кровью. Оно уменьшает объем  крови  и сокращает жизнь. Тем, кто заботится о своем здоровье, следует воздерживаться от таких занятий». Врач Сюэминь  как пример приводил  история своего друга Чжан Шоучжана, который  от курения кашлял и выплёвывал мокроту  и безрезультатно  принимал лекарства  в течении года. Через месяц после отказа от курения  кашель и мокрота  исчезли сами по себе. А он снова был полон жизни  и аппетит у него  удвоился. «Следовательно»,  — заключил Чжао, — «курение уничтожает легкие  и портит кровь, наносит вред телесным и духовным силам. Людям следует приложить усилия и отказаться от этой пагубной привычки».

При династии Цин была опубликована книга «Об отказе от курения», где рекомендовалось  приготовить на пару 100 грамм измельченных до творожного состояния  сырых бобов  и 100 грамм коричного сахара так, чтобы сахар растворился,  и выпить сладкий сок бобовой массы как средство, уменьшающее тягу к курению. Тяга проходит через три дня по некоторым свидетельствам.

Вина в древности употреблялись как лечебное средство. Позднее некоторые к ним пристрастились и стали злоупотреблять.  Пьянство стало одной из причин, подрывающих здоровье. Умеренное же употребление алкоголя оказывает благотворное действие на состояние тела.

В «Веснах и осенях» господина Люя Бувэя сказано: «Злоупотребление алкоголем является причиной,  вызывающей болезни». Ху  Сэхуэйе, придворный врач династии Юань, в трактате «Важнейшие предписания в еде и питье», говорящем о кухне и питании  писал: «Настойка позволяет лекарственным растениям полностью проявить свои качества  в человеческом теле,  устраняет все пороки, налаживает циркуляцию крови,  питает желудок и кишечник, рассеивает тревоги. Поэтому ее умеренное употребление поддерживает телесное здоровье. Чрезмерное же потребление вредит рассудку, сокращает жизнь  и извращает присущую природу личности».

Лекарственная настойка по рецептам китайских врачей изготовляется  из горной ключевой воды и настаивается на компонентах, способствующих долголетию. Когда мы пишем о том, что следует избегать в питании, важно подчеркнуть  необходимость ограничения соли. Вред от переизбытка соли был обнаружен еще в древности. Сунь Сымяо говорил: «Пересоленная пища сокращает срок жизни. Не питайте предпочтения к подобной еде».

В древности долгожители принимали тоники на основе лекарственных трав. Тан Мэн Шэнь  написал трактат «Общее описание  лекарственных трав  для диетотерапии» и сделал в нем вывод о том, что  для поддержания  тела  и умственного развития  следует «постоянно говорить добрые слова  и регулярно принимать добрые  лекарства». Ху Сухуэй рекомендовал  использовать лекарственные травы  при приготовлении пищи, называя это диетотерапией.

Как-то ханский император У-ди (156-87 гг. до н.э.) во время поездки к горе Тайшань  увидел старого человека,  вспахивающего поле возле дороги. И заинтриговался его возрастом. Старец сказал, что ему 180 лет,  и поведал императору свою историю. В 85 лет он тяжело заболел, поседел,  у него выпали все зубы, и он стал немощен, одним словом, был на пороге смерти.

Старику повстречался даосский монах, который посоветовал ему есть финики ( Унаби или зизибус ююба) и пить только чистую воду, не притрагиваясь к другой еде, и спать на подушке наполненной лекарственными травами.

Вскоре больной окреп,  седые волосы его почернели,  выросли новые зубы. Император  У-ди расспросил соседей, и они подтвердили слова старика.

«Заметки о сбережении жизни» рассказывают о даосских священниках с гор Чжуннань, которые жили по 100-200 лет. Одной из причин их долголетия было то, что они выкапывали  купену (Polygonatum sibiricum),  корневища атрактилодеса  большеголового (Atractylodes macrocephala)  и употребляли их в пищу.

О необходимости бросить пьянство для восстановления здоровья пишет поэт Су Ши:

Каша из грецких орехов. Приготовить кашу из  10-15  грецких  и 60 грамм круглозернистого риса. Действие: при и ежедневном  утреннем и вечернем приеме предупреждает и излечивает туберкулез легких,  хронический трахеит,  запоры и камни в  мочеполовой системе пожилых людей. Если принимать долгое время, окажет благотворное действие на головной мозг и поможет предотвратить старческое слабоумие.  Современные исследования показывают, что в грецких орехах  содержится целый ряд аминокислот,  благодаря чему они могут восполнять белковые потребности человеческого тела, способствовать росту клеток  головного мозга и улучшать его деятельность
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.