Киёнага Тории и Киётика Кобаяси

Тории Киенага называют одним из "шести гениев укиё-э". Так пишет автор статьи "японская гравюра" на сайте Государственного Музея Изобразительный Искусств Им. А. С. Пушкина Беата Воронова.

.

ТОРИИ Киёнага / TORII Kiyonaga / 鳥居清長. Цветы Тацуми
ТОРИИ Киёнага / TORII Kiyonaga / 鳥居清長. Цветы Тацуми

Цветы Тацуми – поэтическое название красавиц-куртизанок района Тацуми. Тацуми (юго-восток) – кварталы куртизанок, расположенные в юго-восточной части Эдо (Токио), у моста Янаги-баси, близ реки Фукагава.

Progulka
Киёнага Тории Прогулка в снежный день
Тории Киенага. Актеры Савамура Сōдзюрō III и Иваи Хансиро IV в роли Кохару и Дзихэй (?)
Тории Киенага. Актеры Савамура Сōдзюрō III и Иваи Хансиро IV в роли Кохару и Дзихэй (?)
ТОРИИ Киёнага / TORII Kiyonaga / 鳥居清長. Отомо Хитатиносукэ и его возлюбленные
ТОРИИ Киёнага / TORII Kiyonaga / 鳥居清長. Отомо Хитатиносукэ и его возлюбленные

Лист из серии, посвященной сценам из спектаклей театра Кабуки, состоящей из более чем 40 гравюр формата ō бан, (см.: Keyes 1984 (1), № 203, p. 156). Изображена сцена из пьесы «Янаги-но ито Койно Одомаки», поставленной в театре Накамура-дза, в Эдо в марте 1783 года.В роли главного героя Отомо Хитатиносукэ – актер Савамура Сōдзюрō III (1753–1801). в роли его невесты – актер Ямасита Мангику. в роли ревнивой любовницы Които – актер Сэгава Кикунодзё III (1750–1810).В верхней части гравюры – оркестранты и рассказчики (дэгатари), размещающиеся обычно на сцене театра Кабуки. Киёнага одним из первых стал изображать их, и тем самым породил особый жанр, известный как дэгатари-дзу.
Листы из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Киенага Тору Чайный домик на побережье
Киенага Тору Чайный домик на побережье
Красавицы, гуляющие вдоль озера. Киенага Тории
Красавицы, гуляющие вдоль озера. Киенага Тории

Киёнага Тории  (1752-1815)- выдающийся мастер периода расцвета укиё-э. О его жизни известно очень мало. Настоящее имя - Сэки (Сэкигути) Синсукэ (Исибэй). Он родился в городе Урага в семье кни­готорговца Сиракоя Исибея, учился в Эдо в мастерской знаменитого ху­дожника Киёмицу Тории, после смерти, которого принял пост главы школы Тории. Киёнага начинал с театральной гравюры якуся-э, но лучшие и самые известные его работы выполнены в жанре бидзин-га. Он прославился, прежде всего, как мастер диптихов и триптихов с изображением празднич­ных процессий, прогулок, пикников. Излюбленная тема художника - много­фигурные шествия куртизанок. Герои­ни его гравюр - величавые, красивые, прекрасно сложенные - в сложном взаимодействии друг с другом обра­зовывали единые ритмические группы. Непревзойденный мастер композиции, Киёнага помещал их в рамки хорошо прорисованного интерьера или на фоне реалистического пейзажа, ис­пользуя западные приемы изображе­ния пространства и света. Этот подход он применил и в театральной гравюре, представляя картину как обзорную панораму с артистами, певцами и музыкантами, расположившимися на сцене. При этом фон, на котором раз­ворачивалось действие, не выглядел чужеродным элементом. Это та среда, где жили его герои, и художник стре­мился передать их единство и гармо­нию. За свою жизнь Киёнага выполнил огромное количество цветных стан­ковых гравюр (более тысячи) и около 120 иллюстрированных книг. Среди прославивших художника работ: се­рии «Состязания модных красавиц из "веселых кварталов"», «Двенадцать портретов южных красавиц», «Десять видов чайных лавок» и др.

Его стиль, от­личающийся ясностью и простотой ри­сунка, насыщенной цветовой гаммой, достоверностью и реалистичностью в изображении фигур и окружающего мира, оказал сильнейшее влияние на самых разных мастеров.

Киётика Кобаяси(1847-1915) - один из послед­них великих мастеров, чье творчество завершило яркую и самобытную историю укиё-э. Художник родился в семье самураев самого низкого ран­га, которая принадлежала к сёгунату Эдо. После падения сёгуната в 1868 году он стал бродягой и  странствовал по Японии. В живописи Киётика Кобаяси был самоучкой, хотя и существует теория, что его учителем мог быть английский художник Чарльз Виргман, который жил в Йокогаме. Несомненно, в творчестве Киётика сильно влияние западного искус­ства, которое он пытался соединить с традиционными формами укиё-э. Хотя работы художника поражают многообразием тем: живописные изо­бражения цветов, птиц и животных, женские портреты, исторических и литературных героев, сатирические картины, сцены военных действий, он в первую очередь мастер пейзажа.Тщательно изучая природу и принципы освещения, Киётика выработал свой собственный неповторимый стиль, особенно ярко проявившийся в его серии пейзажей с видами То­кио. Эти гравюры получили название козэнга («художественная работа луча»), так как художник, используя уникальную светотеневую технику, сумел передать почти невидимое движение солнечных лучей, тусклое мерцание бумажных фонарей, теплый свет газовых рожков, лунную дорожку, бегущую по реке, и многое другое, что придавало его работам необычайно  лирическую атмосферу и рождало ностальгические чувства по безвоз­вратно уходящим временам.

Клены у моста Цутэнкио,Киото.1896.
Клены у моста Цутэнкио,
Киото

<a

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий