Ма Юань

Ма Юань (馬 遠, c.1160-1225) выдающийся художник пейзажист династии Сун, чья работа, вместе его современником Ся Гуем (夏 珪), легли в основу "Ма-Ся" школы живописи.
Ма Юань был родом из известной семьи живописцев. Его дед, отец, дяди и сын - все служили в императорской Академии живописи.

Белая роза рисунок  ‧ цвета на шелке, 26 х 29,5 см  Национальный дворец-музей, Пекин, Китай
Белая роза рисунок
‧ цвета на шелке, 26 х 29,5 см
Национальный дворец-музей, Пекин, Китай

Ма иногда писал цветы, но его гениальность выразилась в пейзажной живописи На его живопись, как и на творчество многих современников повлиял Ли Тан (李唐). В конце концов Ма разработал собственный стиль. Особенностью многих полотен является композиция" одного угла". Художник заполняет изображением часть картины, тогда как другая часть остается более или менее пустой. Лирическая и романтическая интерпретация пейзажа Ма Юаня стала моделью для многих более поздних художников.
В результате иноземного нашествия чурдженей Северная Сун пала. Столица Кайфэн была захвачена. Правительство и элита общества переместились в Линьань. Там же сосредоточился и цвет художественной жизни империи Южная Сун. Изменилось духовное состояние общества. Это нашло свое отражение в искусстве. Величественные пейзажные свитки Cеверной Сун заменились тонкими и лиричными пейзажами Южная Сун. В китайской живописи изображение предмета, ландшафта или человека создается при помощи линейного рисунка кистью на бумаге или ткани. Художник не старается правдиво и правильно их изобразить. Его цель передать "идею"-"сеи". Именно эта задача лежит в основе китайского искусства. Ма Юань так же не стремился к точному и детальному воспроизведению картин природы, созданию копии изображаемого. Его свитки передают тонкие оттенки поэтического восхищенного переживания красоты природы.
Многие художники не следовали научным принципам построения перспективного изображения. Они не были известны китайским средневековым художникам. Это относится и к Ма Юаню. Живописца волновала тема природы и человека. Его герои - поэты, философы, созерцатели.
Среди сосен на горных террасах искали вдохновения его персонажи.
Изображает Ма Юань и простых людей на фоне горного ландшафта. Пример, на свитке "Танцующие и поющие крестьяне, возвращающиеся с работы".
 Ма Юань. Осень. 37 х 29 см  Национальный дворец-музей, Тайбэй, Тайвань
Ма Юань. Осень. 37 х 29 см Национальный дворец-музей, Тайбэй, Тайвань

Монохромные пейзажи Ма Юаня выполнены тушью или акварелью. Он пользуется резкими размашистыми мазками. Резкие черты сделанные тушью, сменяются пустотами. Ма Юань пользуется таким приемом как "пустотность", или пассивный способ изображения пространства.
Создавал Ма Юань и свитки на фантастические сюжеты.

Бессмертный летит на драконе   Ма Юань
Бессмертный летит на драконе Ма Юань

В этой картине, адепт (Сиань) летит по воздуху на спине дракона. В правом нижнем углу у демона раба голова дракона. Полет происходит на фоне облаков, из за которых дракон только что вышел.
Писал Ма Юань ученых интеллектуалов среди гор и потоков.
Ма Юань

 Ма Юань  "Любуясь цветением  сливы при лунном свете"
Ма Юаня "Любуясь цветением сливы при лунном свете"

Картина Ма Юаня "Любуясь цветением сливы при лунном свете" является визуальным стихотворением, вызывая смешанное ощущение времени, места и настроения. Коричневые и черные тени на деревьях и скалах контрастируют с легкими оттенками серого утеса и горы. Соломенная крыша павильона указывает на место в" саду. Белая одежда человека прекрасно уравновешивает луну в безграничном пространстве. Здесь отражена космическая схема "инь-ян" с их чередованием положительного и отрицательного, света и темноты. Картина может быть прочитана как эмблема двойственной природы человека: привязанный к физическому миру человеческий дух не замыкается им, но, как цветы сливы, тянется вверх, устремляясь в бесконечность.
Ма Юань Четыре святых на горе
Ма Юань Четыре святых на горе

Ма Юань Цапли на заснеженном горном перевале (фрагмент)
Ма Юань Цапли на заснеженном горном перевале (фрагмент)

На маленьком свитке в музее дворца Тайбэй (Тайвань) несколько цапель на в заснеженном горном перевале, над ними ветви узловатой сосны и ледяная бесконечность неба. Передать так много такими скромными средствами
черной тушью на обычном шелке удается Ма Юаню.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Ма Юань: 1 комментарий

Добавить комментарий