Тибетские подвижники

 Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дэв», Н. К. Рерих
Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дэв, Н. К. Рерих

Вся культура Тибета почти полтора тысячелетия опирается на буддизм.  Доктрина просветления сделалась мировоззренческой моделью любого тибетца и частью его повседневной жизни. Жанр притчи отсутствовал в Тибетской литературе. Но под него подходят джатаки,  аваданы и часть житийной литературы. Тибетский буддизм иногда называют Ваджраяной. «Ваджра» - оружие бога Индры, имеющее с двух сторон по пяти острых концов. Будда загнул эти концы внутрь, превратив Ваджру в оружие духовное, превосходящее твёрдостью алмаз. Те, кто вступил на путь Ваджраяны, стремятся достичь просветления за одну жизнь. Помимо монахов учение Будды практикуется и мирянами. Особняком стоят отшельники – анахореты, не связанные с монастырями, живущие в горных пещерах. Такая практика считалась наиболее предпочтительной в старейшей из четырех ветвей тибетского буддизма - традиции ньингма. Эти подвижники имели своих учеников.
Несколько слов об истории Тибета. К началу седьмого века нашей эры правитель Тибета Намри Лонцем (?-627) завершил формирование централизованного тибетского царства, ставшего, по сути, первой империей в Центральной Азии.
Его Сын Сонцзен Гампо расширил границы государства. Он заложил основы тибетской культуры. По его поручению Тхонми Самбхота разработал на основе древнеиндийских алфавитов систему тибетской письменности и составил первую грамматику тибетского языка, а так же перевел с санскрита важную сутру махаяны - «Детальное описание корзины достоинств Авалокитешвары». Так стал формироваться тибетский литературный язык. В 779 году буддизм был провозглашен официальной религией Тибета.

Считается что два самых великих ученика Миларепы ( и еще 23 –не столь совершенных), продолжатели линии карма-кагью - это «солнечноликий» Гамбопа и «луноликий» Речунгпа (1083-1160). Речунгпа был великим йогином - мирянином или налджорпа (тиб.), свободно разгуливающим по Гималаям и оставляющим повсюду яркий след. О нем сохранилось много чудесных историй в тибетской литературе.
Ученик Миларепы, Речунгпа, два, а может три раза в жизни впадал в гордыню. Еще в молодые годы Речунг посетил Индию, чтобы излечиться от проказы у мастера Балачандры, который попутно направил его к другому великому йогу Тилупе. Получив наставления обоих, Речунгпа вернулся в Тибет. На пути он встретился с еще одним подвижником Мирти, который наставил его в Йоге «быстрого перемещенья» или лун-гомпа. Рассказывают, что освоив эту технику, Речунгпа сумел добежать до Индии в Тибет через горные хребты и перевалы за шесть суток. В Тибете Речунгпа получил от Миларепы "Шесть Йог Наропы» и приступил к практике нового учения. Однажды, во время медитации, Речунгпа решил, что полностью познал природу ума. И он стал думать, не обогнал ли он самого Миларепу в познании учения. Учитель прочитал мысли ученика и с усмешкой сообщил ему, что в его откровениях нет ничего исключительного. И ударил кулаком по воздуху, вызвав при этом громкий звук. А затем оставил на скале отпечаток своей ладони. Речунг попытался сам выполнить нечто подобное, но только отшиб себе руку.
В другой раз монахи вызвали Миларепу на диспут, во время которого тот не только одолел их в споре, но и продемонстрировал массу чудес. Речунгпа же заявил, что убеждать противников необходимо их же методами - то есть, в данном случае, с помощью логических доводов. И он тут же собрался в Индию изучать логику и ведение дебатов. Миларепа, в конце концов, благословил ученика на это путешествие. Проведя какое-то время в Непале с учителем Мондролом Чунпой, Речунг отправился в Индию. На базаре он получил от одного йогина предсказание скорой смерти. Он попросил совета у Типупы. Тот отправил ученика к одной великой йогине, которая посвятила монаха в тайную практику, избавляющую от болезни и продлевающую жизнь. Кроме того, Речунг обучился в этом путешествии черной магии. Обычно Миларепа видел своего ученика во время медитации в виде хрустальной ступы, излучающей свет. Но после того, как Речунг занялся магией, этот свет покраснел и превратился в вихрь. Миларепа понял, что у ученика серьезные проблемы. Когда Речунг вернулся на родину, он стал думать, что сравнялся с учителем в постижении истины и могуществе. Миларепа это заметил и во время прогулки по открытой долине с учеником вызвал бурю. Речунгпа бросился на землю и накрылся шарфом, чтобы спрятаться от града. Оглянувшись на зов Миларепы, он увидел учителя, сидящего внутри полого рога яка и приглашающего его присоединиться к нему. Речунгпа не мог забраться внутрь рога. Он понял, что нельзя сравнивать его скромное дарование с могуществом самого Миларепы. Таким образом, гордость Речунгпа успокоилась.
О Миларепе хорошо написано на сайте "Здравый образ жизни" (www. om.ru). На сайте опубликованы переводы «Тибетской книги мертвых», «Тибетской йоги и тайных учений» и «Тибетской книги о Великом Освобождении». Эти книги можно скачать на сайте в аудиоформате. Интересно, что о Миларепе в России узнали благодаря Николаю Константиновичу Рериху. Н.К. Рерих посвятил Миларепе свои картины "Миларайпа Услышавший — на восходе познавший голоса дэв», «Пещера Миларайпы».

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий