Нечесть в русских быличках

 

 

Нечесть в русских быличках

 

Кикимора. Сиденин. К.Е.

Кикимора. Сиденин. К.Е.

"Река Дон"
Былички и бывальщины как короткие устные рассказы о встрече человека со сверхъестественными явлениями и персонажами ("нечистой силой"), имеющие установку на достоверность, вошли во многие крупнейшие сборники русских сказок, публиковались в различных этнографических журналах, в специальных собраниях этнографических трудов, до сих пор достаточно популярны среди населения. Их использовали в своём творчестве многие русские писатели (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А. Блок, В. Жуковский, И.С. Тургенев, В.Г. Короленко и др.)

1.«Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе — волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью. Соскочила и кричит во все горло: „Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!"» {Волог.).

  1. «Напротив нас дом был. Старинная печка там с целом стояла. <...>

Вдруг стало из-за печки понужать. Как трахнет — старику попало в голову. <...> То из-за печки вдруг заяц выскочит, то щенок. Тогда один богатый дед говорит: „Тут клад есть". Они тогда выкорчевали и стали печку рушить. И в той печке кукла оказалась, как живая, смотрит. Привели тогда попа, иконы поставили, давай везде служить. Тогда утка вылезла, закрякала и ушла» {Читин.).

3.«На главной площади, еще не так давно, стоял высокий каменный дом, никем не обитаемый; дом этот известен был у горожан под именем „дома кикиморы"... По крайней ли бережливости или скупости, по другим ли уважительным причинам, домостроитель вздумал дополнить покупной которая и не замедлила выжить из дома жильцов и остаться, навсегда и безраздельно, владелицею дома. <...> Так и чудилось, когда идешь, бывало, ночью мимо дома, что внутри его мертвецы, отыскивающие в грудах камней свою собственность. Даже пожар 1842 года не осмелился коснуться заколдованного дома» <Мухачев, 1861 >.

4.«...ребята захрапели сразу, а я не успел. Слышу (а темно, свету-то нету), слышу, музыка заиграла, пляска поднялась! <...> Прямо чечетку выбивают, пляшут, такую штуку в этом дому!
Но я теперь сразу — одного , другого... Но, все насторожились, значит, слушам: играт музыка, да прямо так громко, и пляска така, говорит, идет! <...> Чиркнул спичку — нету никого, все спокойно. Потом он нам таку мигулечку, лампу, дал хозяин: на случай, говорит, зажгете... <...> Зажгли эту светилку. Вот я лег. Потом расстроился -- уснуть-то не можем. Вот пока эта светилка горит — ниче, все спокойно, никого нет. Как только угасим светилку, лягем — опеть така штука».

5.«Я только легла спать, слышу, моя прялка прядет, даже щелкат. Так жутко стало. Встану — нет никого. Как только прилягу — опять защелкат. Как схватила подушку, кинула, сказала: „Ой, Господи, что такое". Бога-то помянула, она и исчезла. Это уж к плохому было: похоронна пришла от мужа» <Черепанова, 199б>.

6.«...И вот, были вечерки раньше, собирали на вечер дома и девок и по старинке.
Кончилось это в двенадцать часов уже, идти домой надо. Идет мой парень, племянник-то. <...> Дошел парней, всех... На балалайках играют, пляшут, вальс танцуют — до ворот и стал. <...> Видит: кукла пляшет. <...> Как пройти домой? Кукла пляшет и все. Как она жива."

 

7.Раньше были лавы. Белье с них в реке полоскали и воду черпали. Мама говорила: “Я иду с коромыслом за водой. Вроде как русалка голая сидит, волосы длинные-длинные, ж…у скрывают. Шорох-то услышала и насторожилась. Я замерла. Но она шорох от меня услышала и – бух воду. И круги пошли”.

8.Это правда была, никакая не басня. Отец мой рассказывал. Он рыбачил по течению. Моторов раньше не было. Вверх по реке поднимались, а потом по течению сеть забрасывали. И он так рыбачил. И говорит это: сидит русалка на плитке. Волосы длинные. Она их чешет. Стал поближе подплывать: точно, сидит и чешет. Когда стал совсем близко, подъехал: она в воду и рукой ему помахала.

В фольклоре находили свое вдохновение художники и композиторы.

Композитор Лядов писал: "Мой идеал - найти в искусстве неземное. Искусство - царство того, чего нет на свете, я прозой жизни так объелся, что хочу только необыкновенного - хоть на голову становись. Дайте сказку, дракона. Русалку, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив..."В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает "Волшебное озеро", и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий