Новогодние китайские народные картины няньхуа

"389px-1907._Мэнь-Шени_(дух-хранитель воды)
Новогодние китайские народные лубочные картины назывались няньхуа. Они продавались перед празднованием Нового Года по лунному календарю. Точных сведений о том, когда появились няньхуа, нет, однако известно, что своё распространение картины получили при правлении династии Сун. Истоки няньхуа относятся к культовому буддийскому искусству -изготовлению бумажных икон с изображениями буддийских божеств и молитвенными текстами - уже существовавшему при династии Тан. Прототипом няньхуа также являются картины-гравюры чжихуа массово изготовлявшиеся в X-XI веках. Первоначально няньхуа изготавливались из деревянных резных досок путём эстампажа, когда деревянные клише поочерёдно накладывались на один и тот же лист. Первое клише давало контур рисунка, а другие — красочное покрытие. Вплоть до конца эпохи Мин няньхуа сохраняли в себе множество элементов классической живописи и профессиональной гравюры. Рост популярности няньхуа в цинскую эпоху среди сельского населения привёл к тому, что необходимость выпуска большого количества картин изменило состав производителей: их создание перешло в руки ремесленников, освоивших лишь азы художественного мастерства, что привело к упрощению техники изготовления. Ранее сложная резьба свелась к контурному рисунку с его последующей раскраской от руки. Типичным для няньхуа стало использование орнаментальных, прежде всего цветочных, мотивов и введение декоративных обрамлений. В XIX веке начался активный поиск способов удешевления изготовления няньхуа; вместо использования высокосортной, мягкой белой бумаги, мастерские вначале перешли на фабричную японскую тонкую бумагу желтоватого оттенка с глянцем на одной стороне, а затем и на низкосортные местные сорта с шероховатой поверхностью. Ухудшилось качество красок; из употребления исчезли карминно-красная и зелёная, в практику вошло использование дешёвых привозных европейских красок, к которым подмешивались белые квасцы. В конце XIX — начале XX веков няньхуа, не выдержав конкуренции с литографией и гравюрой на меди, перешли на олеографический способ исполнения. Кроме того, по одной из версий, в данный период некоторые няньхуа создавались с применением техники шелкографии. В это же время наметился интерес к простонародной картинке со стороны профессиональных художников, представителей «новой» живописи, таких как Е Цяньюй. В период войн 1930-х - 1940-х няньхуа использовалась для выпуска агитационных материалов, что привело к её новому расцвету. Ксилографический способ исполнения сменился типографским.

Картины благопожелательного характера, по мнению китайцев, приносят в дом атмосферу радости и семейного благополучия. Наиболее популярными из них являются няньхуа с пожеланием рождения сыновей.

Одной из особенностей (хоть и не обязательных) картин на историко-литературные темы является их разбивка на серию фрагментов, воспроизводящих тот или иной сюжет.

В каждом из таких фрагментов создатели пытаются с помощью живописных средств показать ключевые моменты сюжета и раскрыть основные черты характера персонажей. Лубки с изображением театральных сцен и лубочные театральные афиши появились к концу XIX века.

Поскольку в репертуарах китайских театров основное место занимали пьесы на историко-литературные темы, то в няньхуа этой группы изображаются в основном те же персонажи, что и в няньхуа предыдущей группы, однако в них повышенное внимание уделяется изображению костюма, грима и жестов.

Картины познавательно-назидательного характера нацелены на пропаганду конфуцианских ценностей и устоев. В рамках картины этого типа изображается тот или иной персонаж, совершающий добродетельный поступок.

Значительную часть назидательных картин составляют лубки с изображениями героев цикла «Эр ши сы сяо» («24 примера самоотверженного служения родителям»).
Бытописательные няньхуа отличаются от благопожелательных и назидательных картин большим разнообразием воспроизводимых сцен.

Наиболее специфическим видом няньхуа являются картины в стиле «красавицы»: на них изображаются современные авторам женские персонажи — дочери и жёны чиновников, преуспевающих торговцев, промышленников. К видовым картинам
относятся пейзажи и изображения архитектурных памятников."
Пожелания, выражались самими действующими лицами, изображенными на картине, выражали самые житейские, распространенные ценности простых людей: пожелания финансового процветания, рождения детей, особенно мальчиков, хорошего урожая, удачи в делах.

двухголовый будда
двухголовый будда

дракон
дракон

Новогоднее
Новогоднее

обезьяны похищают шляпы
обезьяны похищают шляпы

Новогодняя
Новогодняя

обезьяны

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий