Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911)

«Ши-тао постиг душу гор Хуаншань, Мэй-Цин — их форму, а Хун Жэнь — их сущность».

Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911) знаменует новый период в развитии искусства Китая.
О живописи предшествовавшей Цин эпохи правления династии Мин читайте: Китайская живопись в эпоху Мин
В 1644 маньчжуры, полукочевой народ из северо-восточной части Азии сокрушили армию Мин и основали свою династию Цин, которая была у власти страной почти 300 лет. В первой половине этого периода, маньчжуры расширили свою власть над огромной империей. Она стремилась охватить новые территории в Центральной Азии, Тибета и Сибири. Маньчжуры также установили свою гегемонию над китайской культурной традицией, которая являлась средством демонстрации легитимности их правления. Китай в первой половине правления Цин пережил длительный период политической стабильности и экономического процветания.

Три основные группы художников работали в течение правления Цин: традиционалисты, которые стремились оживить картину через творческое переосмысление традиционной живописи; индивидуалисты, которые практиковали глубоко личные формы искусства, которая часто которые часто выражали протест против иноземного правления; и придворные, чиновники и профессиональные художники, которые служили при дворе маньчжурской династии.

Ортодоксальная (традиционалистская) школа была основана на правилах, установленных Дун Цичаном (董其昌, 1555-1636). Он был "ортодоксальным" художником в конфуцианском смысле продолжения следования традиции в живописи. Традиционалистам противостояла группа художников-индивидуалистов, самыми яркими представителями были Чжу Да (朱 耷, 1626-1705) и Шитао (石濤, 1642-1707).
К традиционалистам относили так называемых "Четырех Ванов": Ван Шиминя (1592-1680), Ван Цзяня (1598-1677), Ван Шигу (1632-1717) и Ван Юаньци (1642-1715).

Ван Хуэй (1632-1717) - китайский художник-пейзажист. Ван Хуэй следовал по стопам своего прадедушки, дедушки, отца и дяди. Позже он учился у двух мастеров, Чжан Кэ и Ван Шимина, которые научили его работать в стиле традиционной китайской живописи. Он много копировал свитки прошедших эпох. Видимо поэтому некоторые критики называют его живопись консервативной. Один критик утверждал, что "его пейзажи отражают ностальгическую привязанность к классической китайской эстетике».

Ван Хуэй Пейзаж
Ван Хуэй Пейзаж

Вместе с другими Ванами (четыре Вана), Ван Хуэй помог увековечить традицию копирования древних мастеров, а не создавать оригинальные работы. Так считают некоторые критики. Вместе с тем. необходимо помнить, что эпоха Цин - время жизни и творчества Ван Хуэя - это время завоевания Китая иноземными захватчиками. И сохранение традиции было выражением патриотизма и любви к родине.
Историки китайского искусства так же выделяют группу художников-монахов ранней Цин. к ним относили Гао Сяна, Хун Жэня ( 1610-1663), Кун Цаня (1612-1674) и Джу Да (1625-1705).
Гао Сян ( из Янчжоу) создавал пейзажи Шань Шуй отличавшиеся отстраненностью и интеллектуализмом.

Кун Цань После дождя
Кун Цань После дождя

За Сюй Вэем (о нем в статье «Живопись эпохи Мин»), давшим новую  жизнь  традиции,  последовал ряд выдающихся живописцев, среди которых  на первом месте в XVII веке были Чжу Да (1625-1705)  и Ши Тао ( 1630-1717). Альбом пейзажей, цветов и птиц Чжу Да Альбом пейзажей, цветов и птиц Лист 2
Известный мастер микропейзажа и жанра "цветы и птицы" (анималистический жанр) эпохи Цинь.

Чжу Да Путешественники на ослах
Чжу Да Путешественники на ослах

Джу Да  ушел в монастырь, когда к власти пришли маньчжуры.   Его жизнь полна парадоксов и противоречий. Китайские художники чан буддизмаСовременники отмечали его эксцентричный характер и нестандартный образ мыслей.  В его живописи видно пренебрежение к  "красивости", гладкости".  Но то,  что он изображал полно жизни, эмоционально, часто иронично и полно тайны.
Оставив монашество, он жил как странствующий художник. Между 1681 и 1684 он называл себя Лу ("осел " или " задница"), уничижительное имя для монахов.  Чжу Да принимал   и другие имена на протяжении всей своей жизни, многие из которых отражают его душевное состояние или его верность династии Мин. В творчестве - а он был поэтом, художником, каллиграфом Джу Да выражает свое нравственное кредо. Душевную чистоту и моральную непоколебимость он передал будущим поколениям.
Духовные искания Джу Да проходили и сфере философии даосизма, в буддийском послушничестве и в одиноких скитаниях, в которых он узнавал жизнь, учился у природы.   Особенности его приемов в    изображении цветов, птиц, рыб и ландшафтов   сближает его стиль с   японским дзен.  В Японии его стиль стал синонимом дзен живописи.

Джу  Да и Ши  Тао стремились ввести в старые схемы ноты нового ощущения мира.  Они используют традиционные темы, но их восприятие действительности более индивидуально и свежо, они по новому понимают  декоративные возможности живописи и более обостренно и  лично  переживают   мир.

Чжу Да дерзок в своих приемах. Он как бы намеренно разрушает ощущение целостности природы. Его произведения кажутся иногда гротескными. Он крайне лапидарен в обрисовке образа, обнажая его суть и доводя ее до сознания зрителя, как бы  создавая ощущение его причастности и соавторства.

Чжу Да Цветы
Чжу Да Цветы

Острым был  почерк  Шитао. Как и  Джу Да, Шитао  был монахам и жил в уединении, вдали от столицы.

Шитао попал в буддийский  монастырь после того, как его семья была уничтожена захватчиками. В последствии он покинул монастырь и стал странствующим художником. Он был теоретиком живописи, садовым художником. На его творчество оказали большое влияние дзен буддизм и даосизм.  В некоторых своих работах он настолько далек от традиционной манеры изображения реальности, что  его работы кажутся похожими на полотна абстракционистов. Конечно, это сходство поверхностное. Потому, что дух реальности, который он передает в традициях дзен - творчества, если так выразиться, отсутствует в западной живописи. Подобные сравнения неправомерны.  Шитао  развил принцип нерассуждающего письма "Одной чертой" в трактате "Беседы о живописи монаха Горькая Тыква".

Шитао Работа
Шитао Работа

Цзяо Бинчжэнь (1689—1726) - художник и астроном, творчество которого находилось под влиянием Запада.
Он создал иллюстрации к книге: "Сельская жизнь в Китае". Книга состоит из 23 иллюстраций земледелия и 23 иллюстраций ткачества, каждая из которых сопровождается стихотворением. Согласно "Предисловию к справочнику иллюстраций земледелия и ткачества, выполненных по особому заказу императора" и официальному меморандуму о презентации Янь Юйдунь, стихотворения написаны императором Канси. В основу своей работы художник Цзяо Бинчжэнь положил "Иллюстрации земледелия и ткачества", созданные художником Лоу Шоу начала периода Южного Сун, внесшего в свои картины ряд изменений. Его работы являются шедеврами изобразительного искусства, отличающимися яркостью и умелым исполнением.

Цзяо Бинчжэнь Сельская жизнь в Китае
Цзяо Бинчжэнь Сельская жизнь в Китае

В XVIII веке  группа живописцев из Янчжоу,  среди которых наиболее известными были Ло Пинь, Чжэн Се, Ли Шань и другие, развивала черты нового стиля, начатого столетием раньше, которые  они  передали последующему поколению художников. Термин «Восемь чудаков из Янчжоу» объединил художников по принципу отношения к искусству, а не по отношению к жизни. Их так назвали, потому что они в своих произведениях отказались от традиционных идей в живописи в пользу стиля, где приоритетом считались выразительность и индивидуальность. Большинство из них происходили из бедных или неблагополучных семей. В свое время их картины были довольно известными. Постепенно каждый из них стал профессиональным художником одного определенного жанра: портрета, пейзажа и т.д.
Бянь Шоуминь (1684-1752) первый из "янчжоуских чудаков".

"Китайский окунь". Бянь Шоуминь
"Китайский окунь". Бянь Шоуминь

Ло Пинь (1733 - 1799) жил и работал Янчжоу в провинции Цзянсу. Его псевдоним был «Два пика» и «Монах Храма Цветов". Он разработал уникальный стиль. Он писал людей, буддийские изображения, сливы и бамбук, цветы и пейзажи. Ло Пинь отказался от государственной службы, и жил в бедности продажей картин. Он был младшим из восьми Чудаков Янчжоу.

Ван Шишен (1686-1759) был родом из провинции Аньхой при династии Цин. Он принадлежит так же к этой группе художников. Он считается величайшим художником в изображении сливы.

 Ван Шишен Пейзажи и цветы
Ван Шишен Пейзажи и цветы

Гао Сян был потомственным жителем Янчжоу и  так же принадлежал к этой группе. Создавал в основном пейзажи - шань-шуй (хуа) ), «живопись/изображения гор и вод», которым были присущи лаконичность, умозрительность и отстраненный интеллектуализм.
Гао Сяон
К группе "Янчжоуских чудаков" принадлежал и Ли Шань (1686-1762). Его картины отличает высокое мастерство. Как художник он испытал сильнейшее влияние Ши Тао.

Ли Шань Цветок лотоса Цин
Ли Шань Цветок лотоса Цин

Хуан Шен (1687-после 1768), уроженец провинции Фуцзянь, писал пейзажи в стиле художников династии Юань. Он так же относится к "Янчжоуским чудакам". Писал он на буддийские и даосские сюжеты.
Он стал известен благодаря своим инновациям в живописи. Хоть и "безудержный, как считали некоторые критики, его стиль все еще сохраняет ауру элегантности.

8
Хуа Янь (1682 – 1756) был близок к кружку "Восемь чудаков из Янчжоу". Тематика его творчества разнообразна. Наиболее известен "Альбом животных".

Хуа Янь "Альбом пейзажей"
Хуа Янь "Альбом пейзажей"

Наибольшую свежесть восприятия  сохранили художники,  изображавшие цветы,  травы, птиц  и животных. В XVII веке одним из самых известных среди них был Юнь Шоупин (1633-1690).
Юнь Шоупин (1633-1690) - известный художник жанра "Цветы и птицы". Юнь Шоупин следовал в искусстве стилю и приемам мастера эпохи Юань Хуан Гунвана.

Восхищение цветами присуще культуре Азии. В позии цветам приписываются чувства и переживания.
КРАСНЫЙ ПИОН
Мирно - спокоен
Убор зеленый цветка.
Разных оттенков
Алого платья шелка.
Венчик в тоске
Вот - вот раскрыться готов
Разве душа
Есть у вешних цветов?- восклицает великий Ван Вэй.
Шэнь Цюань (1682—1760) — художник, оказавший значительное влияние на японскую живопись эпохи Эдо. Подписывал свои работы Шэнь Наньпинь. Он работал в жанре "цветы и птицы" в очень реалистической манере и имел мало последователей.

Шэнь Цюань Зайцы и цветущая слива в снегу, 1716
Шэнь Цюань Зайцы и цветущая слива в снегу, 1716

В 1731 году художник отправился в Японию. Там его искусство имело большой успех. Один из его учеников основал впоследсвии школу Нампин-ха. Эта школа оказала большое влияние на всю живопись Японии последующих периодов, в том числе и на творчество Маруямы Оке и Кацусику Хокусая.

Шэнь Цюань Сосна, слива и журавли, 1759
Шэнь Цюань Сосна, слива и журавли, 1759

В этом же жанре началось возрождение китайской живописи в период перехода к современности.
У Чаншо (1844 — 1927) — псевдоним художника У Цзюньцина. Имя У Чаншо связано с шанхайской художественной школой. У родом из уезда Аньцзи (округ Хучжоу) провинции Чжэцзян. У не сразу стал художником. Он был чиновником, резчиком печатей. Его интересовала поэзия и каллиграфия. Первоначально он посвятил себя поэзии и каллиграфии, особенно интересовали его древние рукописи. Но он почувствовал тягу к живописи и преуспел на этом поле деятельности. Он работал в жанре "цветы-птицы" и стремился влить в новую жизнь в это направление традиционной живописи.

У Чаншо «Пионы и нарциссы»
У Чаншо «Пионы и нарциссы»

Видным художником был представитель шанхайской школы Жэнь Бонянь (1840—1896), иногда называемый одним из «четырёх Жэней».

Жэнь Бонянь. Пять добродетелей
Жэнь Бонянь. Пять добродетелей

Ван Юаньцы был последователем Хуан Гунвана- выдающегося мастера эпохи Юань, отшельника и даоса. Ван Юаньцы использует технику пимацунь (pimacun) - штриховка растрёпанными листьями конопли. В изображении листвы комбинируется техника штрихов и пятен.
Художники заката правления династии Цин, как например Цянь Ду, демонстрируют в своем творчестве тенденции к поиску новизны

Цань Ду Пейзаж
Цань Ду Пейзаж

Художник Чэнь Шицзэн (1876-1923), зрительно и эмоционально   приближая природу к человеку,  продолжал    линию, начатую Чжу Да и Ши Тао. Но он отошел  от  их  напряжённости чувств,  стремясь к простоте и лаконизму. Плоды земли, деревья и скалы  вмещали размышления о мире. Мир наполнен  новыми яркими чувствами.
Чэнь Шицзэн Шаншуй

Чэнь Шицзэн

Хуан Биньхун (27 января 1865, Цзиньхуа, Чжэцзян, Династия Цинь — 25 марта 1955) — китайский художник и искусствовед, чье творчество приходится частично на время правления династии Цин. Работал журналистом, педагогом. Жил в Шанхае, Пекине. Хуан Биньхун следовал традиции У в пейзажной живописи. Ушел из жизни 25 марта 1955 года в Ханчжоу, где и похоронен.

 Хуан Биньхун
Хуан Биньхун

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911): 2 комментария

Добавить комментарий