Омск
Я родилась в Омске. Омск — это Азия. Это и азиатский Север. Связан он и с югом через близость к Средней Азии.
Больше другого… Я жила недалеко от центра города на улице Булатова Омск улица Булатова Турышевы , где находились музеи, ВУЗы, театры. А рядом на улице Кооперативной сохранились какие — то особнячки с фортепьяно с клавишами из слоновой кости в гостиных этих зданий, полуразвалившихся, деревянных, мистически-заросших сиренью и засаженных георгинами — меня водил туда отец. О это таинственный мир мне снился потом, и сны эти я все не могу разгадать…
Вспоминаю Омский музей изобразительных искусств как место знаковое для Сибири. Сибирские художники представлены в музее хорошо. Так же проводятся выставки их работ по тому или иному поводу.
Музей Изобразительных искусств
Все, что давала и дает России Сибирь не перечтешь. Можно лишь упомянуть в короткой заметки несколько имен для Сибири и Омска замечательных. Здесь встретятся имена художников Алексея Либерова и Кондратия Белова. Отдаленные от центра сибирские города с суровым климатом становились родиной выдающихся деятелей России. Несмотря на сложные условия жизни, а иной раз кажется и благодаря им зрел и креп в Сибири характер труженика-творца. Центром художественной культуры в городе Омске много лет был Музей изобразительных искусств имени М. Врубеля. В музей изобразительных искусств ходила с детства.
Чаровала обстановка музея, обширные залы, скопившаяся за многие годы энергетика высокой культуры, тишина и респектабельность. А самое главное и ценное — коллекция музея, включающая шедевры мировой и русской живописи и коллектив работников музея. Директором музея в те года-начало 70-х- был Герзон Александр Абрамович. Я была лично, пусть и шапочно, с ним знакома. 1.
«Александр Абрамович Герзон. Послевоенный выпускник Омского пединститута. Работал по распределению в Таре, затем – 20 ярких лет в Омске (1958–1978): и в областном Управлении культуры, и в ТЮЗе, и в музыкальном училище, и директором музея ИЗО. С 1992-го живёт в Израиле.
***
Для музея провинциального собрание картин богатое. Несколько больших полотен Айвазовского, картины Куинджи, Репина, Нестерова, Врубеля, Серова, Рериха и других выдающихся мастеров можно увидеть в залах Омского художественного музея.
В зимние морозные вечера музей освещался теплым светом. Загорались большие хрустальные люстры. И в главном зале начинала звучать музыка. Рояль рокотал, и в полумраке совсем небольшая аудитория, собравшаяся здесь и объединенная на этот вечер общими чувствами и переживаниями, делала свой очередной вклад в создании энергетической ауры музея. Кажется, это и сейчас происходит: светятся мягко зеркала и окна, отражая зажженные лампы в канделябрах, звучит рояль, полотна льют на слушателей свой приглушенный полутьмой свет.
«Цветы» для особняка Е.Д.Дункер в Москве. 1894. [/caption]
Завораживал и влек мир старины и праздника. Воистину посещение музея было Праздником.
Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
В старом здании музея в 2011 году разместилась небольшая экспозиция, посвященная нашему омскому живописцу Алексею Либерову.
Экспозиция оказалась интересной. Войдя в зал с картинами Либерова я услышала доносящиеся звуки мазурки Шопена. На картинах были наши сибирские пейзажи. Часто хмурое небо, Тобольск … суровый край – темные краски с переливами серебра и сини, и отсветами и бликами, играющими и светящимися среди темени, и мощь, и скорбь, и тишина, и та чистота, которая была в Сибири лет сорок назад. Тюменские нефтяные вышки…
Вспомнился берег Иртыша в центре Омска. Либеров Искусство вспоминать
»
»
Гумилев
Насчет Захламино: Вот выдержка из интересной статьи «Омские Нефтяники были построены силами заключенных: страницы истории «Захламино.» «Пригородная станица к северу от Омска, которая бесследно исчезла при строительстве Нефтяников. Завершить описание старого «Захламино» стоит обширной цитатой из «Экологического романа» Сергея Залыгина. Герой его романа в конце сороковых-начале пятидесятых проживал в «Захламино», руководя при этом отделением гидрографической службы в Омске. Сам автор не понаслышке знавал «Захламино», так как в тридцатые годы учился в Омской сельскохозяйственной академии и проживал в Сибаках, то есть в двух километрах от станицы».
Сергей Залыгин описывает страшную участь «Захламино», превратившегося в пересыльный лагерь ГУЛАГа для обеспечения печально известной Северной железной дороги. Других подтверждений этому я не нашёл (пишет автор): захламинская пересылка не упоминается ни в перечне многочисленных омских лагерей, ни в истории стройки 501/502. Известно, что в захламинских лагерях некоторое время находился историк Лев Гумилев. Сергей НАУМОВ пишет: «В первой половине 1950-х годов вся территория будущего городка Нефтяников представляла собой пустынную местность, огороженную по периметру высоким забором, обтянутым колючей проволокой. Весь этот простор был разделен на несколько блоков в границах современных улиц Нефтезаводской, Магистральной и Химиков. Первоначально зеками строились деревянные бараки хозяйственного назначения, но уже в 1954 году «зоны» были брошены на строительство жилмассива на проспекте Мира, на улицах Магистральной, Грозненской, проспекте Культуры. Среди более 8 тысяч заключенных Камышлага, переброшенных в Омск для участия в создании нового гиганта советской нефтехимии и прилежащей к нему инфраструктуры, были люди с громкими, известными фамилиями: выдающийся советский тенор Николай Печковский и будущий всемирно известный историк-этнолог, автор пассионарной теории этногенеза, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой Лев Гумилев.
Отбывавший наказание вместе с Гумилевым также по 58-й статье УК РСФСР житель Омска Виктор Балабанов оставил воспоминания о знаменитом сокамернике: «К Леве Гумилеву мы относились, как к большому ребенку, такой он был непосредственный, какой-то с виду беззащитный, не отличался богатырским здоровьем. Поэтому специально старались оставлять его дневальным по казарме, все полегче – не землю ворочать. Работали не разгибаясь, от звонка, как говорится. Никаких выходных у нас не было».
В Омске Гумилев, который к тому моменту уже не надеялся выйти из лагеря живым и даже сделал распоряжения товарищам на случай своей смерти, стал чувствовать себя лучше. Сибирская весна ему понравилась, хотя пыльное и жаркое лето он переносил трудно. Именно в омской зоне ученый вернулся к научной работе. После смерти Сталина условия содержания в лагерях стали немного легче: зекам разрешили хранить записи. Бараки лагеря находились в районе современной школы № 112 (улицы Круговая и Мамина-Сибиряка), а заключенные строили больничный городок. Утром, направляясь на работы, Гумилев занимал место в середине колонный, чтобы не смотреть по сторонам и на протяжении всего пути думал над формулировками своих научных изысканий. Большую часть информации историк держал в голове и лишь самое важное – в небольших самодельных тетрадях. В это же время он сумел написать рукопись будущих монографий «Хунну. Срединная Азия в древние времена» и «Древние тюрки», которая была положена в основу его докторской диссертации.
В общей сложности Лев Гумилев провел в Омлаге три года. Весной 1956 года Особая комиссия по реабилитации сняла с него все ранее предъявленные обвинения, и 14 мая ученый покинул Омск. В 1990 году омское отделение общества «Мемориал» приглашало Льва Гумилева на памятный вечер, но по состоянию здоровья приехать он не смог. Выдающийся историк так больше и не посетил город, который стал для него местом тяжелейших испытаний и одновременно подарил уверенность в том, что даже в самых страшных условиях нужно верить в себя, в свои силы, в людей, тебя окружающих. Верить, несмотря ни на что.»
Аркадий Кутилов
Об А. Кутилове.
Тяжело писать о нем и грустно,
Для бедняги «свято место пусто»,
Так ведь вроде говорят. Н. Турышева
Китайцы говорят прямее: «В святых местах много нечисти»
Памятник Аркадию Кутилову на Аллее литераторов Омске
Снимок сделан в 2011 году. Автором статьи. Наверное многое изменилось за годы.
Кондратий Белов
Социальные и политические катаклизмы потрясали и мир и Россию и Сибирь. Но жизнь шла. И неведомая сила жизни заставляла создавать прекрасные полотна, рождала вдохновение, влекла оттачивать технику…
И пейзаж на полотнах могуче и вдохновенно говорил о величии и я бы сказала «вечной силе» сибирской природы. И особой «породе «людей-сибиряках». Иртыш — эпическая река. В то время очень хорошо его
изобразил художник Кондратий Белов » Сплав на Иртыше».
«] Лесосплав на Иртыше Белов Кондратий
Он выдающийся живописец нашего сибирского края. Биография его — это летопись нелегкого пути к мастерству и признанию. Воевал в гражданскую войну несколько месяцев на стороне белогвардейцев. В последствии этот факт биографии омрачил жизнь художника. Но Кондратий выстоял. И создал живописную » Оду» сибирскому краю, воспел мощь и красоту сибирской природы. Теперь искусствоведы называют Кондратия Белова мастером эпического пейзажа.
Омск расположен на скрещении многих путей и дорог. От него совсем недалеко находятся разные климатические зоны. Совсем близко на Севере тайга, знаменитое Окунево с таинственными природными и сверх природными явлениями. С юга степь. Степь степей, Великая степь Евразийская степь. Это разнообразие отражается и в укладе жизни людей, проживающих в Омской области, и в творчестве омских и сибирских художников.
В Омском Государственном Музее изобразительных искусств «хранится уникальное собрание акварелей японского художника Бёдзана Хирасавы. На этих акварелях изображена повседневная жизнь айнов — коренного населения острова. Это самое крупное в мире собрание акварелей из этой серии, благодаря которому Омский музей закрепил за собой особое место на мировой музейной карте»,-говорится на сайте «Музейный гид 2014».
1.http://gorod21veka.ru/list/avtory/aleksandr_gerzon/
Замечательная статья, проникнутая любовью к тому, что дорого и памятно, с тонким пониманием искусства и людей искусства.