Омск Музей

Омск

Я родилась в Омске. Омск — это Азия. Это и азиатский Север. Связан он и с югом через близость к Средней Азии.
Больше другого… Я жила недалеко от центра города на улице Булатова Омск улица Булатова Турышевы , где находились музеи, ВУЗы, театры. А рядом на улице Кооперативной сохранились какие — то особнячки с фортепьяно с клавишами из слоновой кости в гостиных этих зданий, полуразвалившихся, деревянных, мистически-заросших сиренью и засаженных георгинами — меня водил туда отец. О это таинственный мир мне снился потом, и сны эти я все не могу разгадать…
Вспоминаю Омский музей изобразительных искусств как место знаковое для Сибири. Сибирские художники представлены в музее хорошо. Так же проводятся выставки их работ по тому или иному поводу.

Музей Изобразительных искусств

Все, что давала и дает России Сибирь не перечтешь. Можно лишь упомянуть в короткой заметки несколько имен для Сибири и Омска замечательных. Здесь встретятся имена художников Алексея Либерова и Кондратия Белова. Отдаленные от центра сибирские города с суровым климатом становились родиной выдающихся деятелей России. Несмотря на сложные условия жизни, а иной раз кажется и благодаря им зрел и креп в Сибири характер труженика-творца. Центром художественной культуры в городе Омске много лет был Музей изобразительных искусств имени М. Врубеля. В музей изобразительных искусств ходила с детства.
Чаровала обстановка музея, обширные залы, скопившаяся за многие годы энергетика высокой культуры, тишина и респектабельность. А самое главное и ценное — коллекция музея, включающая шедевры мировой и русской живописи и коллектив работников музея. Директором музея в те года-начало 70-х- был Герзон Александр Абрамович. Я была лично, пусть и шапочно, с ним знакома. 1.
«Александр Абрамович Герзон. Послевоенный выпускник Омского пединститута. Работал по распределению в Таре, затем – 20 ярких лет в Омске (1958–1978): и в областном Управлении культуры, и в ТЮЗе, и в музыкальном училище, и директором музея ИЗО. С 1992-го живёт в Израиле.

***

Для музея провинциального собрание картин богатое. Несколько больших полотен Айвазовского, картины Куинджи, Репина, Нестерова, Врубеля, Серова, Рериха и других выдающихся мастеров можно увидеть в залах Омского художественного музея.

 

Михаил Ларионов. 1907 Павлин. Х, м. 157 х 197 см. Омский областной музей изобразительных
Михаил Ларионов. 1907 Павлин. Х, м. 157 х 197 см. Омский областной музей изобразительных

В зимние морозные вечера музей освещался теплым светом. Загорались большие хрустальные люстры. И в главном зале начинала звучать музыка. Рояль рокотал, и в полумраке совсем небольшая аудитория, собравшаяся здесь и объединенная на этот вечер общими чувствами и переживаниями, делала свой очередной вклад в создании энергетической ауры музея. Кажется, это и сейчас происходит: светятся мягко зеркала и окна, отражая зажженные лампы в канделябрах, звучит рояль, полотна льют на слушателей свой приглушенный полутьмой свет.

Врубель. Розы и лилии
Врубель. Розы и лилии

«Цветы» для особняка Е.Д.Дункер в Москве. 1894. [/caption]
Завораживал и влек мир старины и праздника. Воистину посещение музея было Праздником.

Елочный торг. Генрих Матвеевич Манизер.
Елочный торг. Генрих Матвеевич Манизер.

Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

В старом здании музея в 2011 году разместилась небольшая экспозиция, посвященная нашему омскому живописцу Алексею Либерову.

Либеров Над Васюганом. 1975.Пастель. 70х100
Либеров Над Васюганом. 1975. Пастель. 70х100

Экспозиция оказалась интересной. Войдя в зал с картинами Либерова я услышала доносящиеся звуки мазурки Шопена. На картинах были наши сибирские пейзажи. Часто хмурое небо, Тобольск … суровый край – темные краски с переливами серебра и сини, и отсветами и бликами, играющими и светящимися среди темени, и мощь, и скорбь, и тишина, и та чистота, которая была в Сибири лет сорок назад. Тюменские нефтяные вышки…
Вспомнился берег Иртыша в центре Омска. Либеров Искусство вспоминать

»

Захламино
Захламино

»

Гумилев

Насчет Захламино: Вот выдержка из интересной статьи «Омские Нефтяники были построены силами заключенных: страницы истории «Захламино.» «Пригородная станица к северу от Омска, которая бесследно исчезла при строительстве Нефтяников. Завершить описание старого «Захламино» стоит обширной цитатой из «Экологического романа» Сергея Залыгина. Герой его романа в конце сороковых-начале пятидесятых проживал в «Захламино», руководя при этом отделением гидрографической службы в Омске. Сам автор не понаслышке знавал «Захламино», так как в тридцатые годы учился в Омской сельскохозяйственной академии и проживал в Сибаках, то есть в двух километрах от станицы».
Сергей Залыгин описывает страшную участь «Захламино», превратившегося в пересыльный лагерь ГУЛАГа для обеспечения печально известной Северной железной дороги. Других подтверждений этому я не нашёл (пишет автор): захламинская пересылка не упоминается ни в перечне многочисленных омских лагерей, ни в истории стройки 501/502. Известно, что в захламинских лагерях некоторое время находился историк Лев Гумилев. Сергей НАУМОВ пишет: «В первой половине 1950-х годов вся территория будущего городка Нефтяников представляла собой пустынную местность, огороженную по периметру высоким забором, обтянутым колючей проволокой. Весь этот простор был разделен на несколько блоков в границах современных улиц Нефтезаводской, Магистральной и Химиков. Первоначально зеками строились деревянные бараки хозяйственного назначения, но уже в 1954 году «зоны» были брошены на строительство жилмассива на проспекте Мира, на улицах Магистральной, Грозненской, проспекте Культуры. Среди более 8 тысяч заключенных Камышлага, переброшенных в Омск для участия в создании нового гиганта советской нефтехимии и прилежащей к нему инфраструктуры, были люди с громкими, известными фамилиями: выдающийся советский тенор Николай Печковский и будущий всемирно известный историк-этнолог, автор пассионарной теории этногенеза, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой Лев Гумилев.
Отбывавший наказание вместе с Гумилевым также по 58-й статье УК РСФСР житель Омска Виктор Балабанов оставил воспоминания о знаменитом сокамернике: «К Леве Гумилеву мы относились, как к большому ребенку, такой он был непосредственный, какой-то с виду беззащитный, не отличался богатырским здоровьем. Поэтому специально старались оставлять его дневальным по казарме, все полегче – не землю ворочать. Работали не разгибаясь, от звонка, как говорится. Никаких выходных у нас не было».
В Омске Гумилев, который к тому моменту уже не надеялся выйти из лагеря живым и даже сделал распоряжения товарищам на случай своей смерти, стал чувствовать себя лучше. Сибирская весна ему понравилась, хотя пыльное и жаркое лето он переносил трудно. Именно в омской зоне ученый вернулся к научной работе. После смерти Сталина условия содержания в лагерях стали немного легче: зекам разрешили хранить записи. Бараки лагеря находились в районе современной школы № 112 (улицы Круговая и Мамина-Сибиряка), а заключенные строили больничный городок. Утром, направляясь на работы, Гумилев занимал место в середине колонный, чтобы не смотреть по сторонам и на протяжении всего пути думал над формулировками своих научных изысканий. Большую часть информации историк держал в голове и лишь самое важное – в небольших самодельных тетрадях. В это же время он сумел написать рукопись будущих монографий «Хунну. Срединная Азия в древние времена» и «Древние тюрки», которая была положена в основу его докторской диссертации.
В общей сложности Лев Гумилев провел в Омлаге три года. Весной 1956 года Особая комиссия по реабилитации сняла с него все ранее предъявленные обвинения, и 14 мая ученый покинул Омск. В 1990 году омское отделение общества «Мемориал» приглашало Льва Гумилева на памятный вечер, но по состоянию здоровья приехать он не смог. Выдающийся историк так больше и не посетил город, который стал для него местом тяжелейших испытаний и одновременно подарил уверенность в том, что даже в самых страшных условиях нужно верить в себя, в свои силы, в людей, тебя окружающих. Верить, несмотря ни на что.»

Аркадий Кутилов

Памятник Аркадию Кутилову на Аллее поэтов Омске

Об А. Кутилове.
Тяжело писать о нем и грустно,
Для бедняги «свято место пусто»,
Так ведь вроде говорят. Н. Турышева
Китайцы говорят прямее: «В святых местах много нечисти»

Памятник Аркадию Кутилову на Аллее литераторов Омске
Снимок сделан в 2011 году. Автором статьи. Наверное многое изменилось за годы.

Кондратий Белов

Социальные и политические катаклизмы потрясали и мир и Россию и Сибирь. Но жизнь шла. И неведомая сила жизни заставляла создавать прекрасные полотна, рождала вдохновение, влекла оттачивать технику…
И пейзаж на полотнах могуче и вдохновенно говорил о величии и я бы сказала «вечной силе» сибирской природы. И особой «породе «людей-сибиряках». Иртыш — эпическая река. В то время очень хорошо его
изобразил художник Кондратий Белов » Сплав на Иртыше».
«]Лесосплав на Иртыше Белов Кондратий Лесосплав на Иртыше Белов Кондратий

Он выдающийся живописец нашего сибирского края. Биография его — это летопись нелегкого пути к мастерству и признанию. Воевал в гражданскую войну несколько месяцев на стороне белогвардейцев. В последствии этот факт биографии омрачил жизнь художника. Но Кондратий выстоял. И создал живописную » Оду» сибирскому краю, воспел мощь и красоту сибирской природы. Теперь искусствоведы называют Кондратия Белова мастером эпического пейзажа.

Омск расположен на скрещении многих путей и дорог. От него совсем недалеко находятся разные климатические зоны. Совсем близко на Севере тайга, знаменитое Окунево с таинственными природными и сверх природными явлениями. С юга степь. Степь степей, Великая степь Евразийская степь. Это разнообразие отражается и в укладе жизни людей, проживающих в Омской области, и в творчестве омских и сибирских художников.

В Омском Государственном Музее изобразительных искусств «хранится уникальное собрание акварелей японского художника Бёдзана Хирасавы. На этих акварелях изображена повседневная жизнь айнов — коренного населения острова. Это самое крупное в мире собрание акварелей из этой серии, благодаря которому Омский музей закрепил за собой особое место на мировой музейной карте»,-говорится на сайте «Музейный гид 2014».

Бёзан Хирасава. Айны Бёзан Хирасава. Айны

1.http://gorod21veka.ru/list/avtory/aleksandr_gerzon/

Омск Музей: 1 комментарий

  1. Замечательная статья, проникнутая любовью к тому, что дорого и памятно, с тонким пониманием искусства и людей искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.