Пещеры Аджанты буддийские храмы эпохи Гуптов

Пещеры Аджанты буддийские храмы эпохи Гуптов

роспись
В этом фрагменте одной из многочисленных фресок, обнаруженных в 29 пещерах Аджанты, принц Махаджанака прощается со своей матерью, прекрасная летающая женщина стоит за ним.

Индия — страна высочайшей духовности — подарила человечеству много открытий в сфере управления телом и сознанием . Эти открытия были связаны с духовной историей этой страны, игнорировать которую невозможно.
Золотой век в Индии – время расцвета индийской культуры, необычайно изысканной и глубоко духовной. Гупты правили около 150 лет. При императоре Чандрагупте II была создана величайшая культура классической Индии.

Столицей Чандрагупты II стала Айодхья. Айодхья считается местом рождения бога Рамы (седьмая инкарнация бога Вишну). Сейчас это одно из мест паломничества индуистов.
Чандрагупта II (правил ок. 380 — ок. 415) — один из самых могущественных правителей в истории Индии, сын Самудрагупты и внук Чандрагупты I. При нём государство Гуптов достигло предела своей протяжённости. В историю вошёл с прозвищем «Викрамадитья», что значит «сын доблести». В память о нём в Матхуре была воздвигнута знаменитая колонна из беспримесного железа.
Культура того времени рассматривала художников как инструмент высших сил. Они лучше других могли выразить божественную сущность в конкретных формах.
Пещеры Аджанты:
Это группа из 29 буддийских скальных пещер, расположенных в Аурангабадском районе Махараштры .
Пещеры впервые упоминаются в трудах китайского паломника Хиуэн Цанга, посетившего Индию между 629 и 645 годами нашей эры.
Пещеры были раскопаны между 2 веком до нашей эры и 6 веком нашей эры, в период от династии Сатавахана до династии Вакатака.
Пещеры были заново открыты в 1819 году британским офицером по имени Джон Смит, и теперь они являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Пещеры включают в себя как залы чайтья (молитвенные залы), так и вихары (монастыри).
Картины в пещерах Аджанты изображают различные темы, в том числе сцены из сказок Джатаки, жизнь Будды и повседневную жизнь людей того времени.
Картины выполнены в богатом, ярком стиле с использованием натуральных пигментов и являются одними из лучших сохранившихся образцов древнеиндийской живописи.1.

Последним памятником правления династии Гуптов является буддийский комплекс в Аджанте. Комплекс состоял из 29 пещер, высеченных по берегам U -образного залива, в которых располагались буддийские храмы и монастыри. Пещеры были украшены замечательными скульптурами и фресками. Фрески представляют бесценное художественное сокровище Аджанты. Росписи с удивительными мерцающими красками покрывали все стены огромного святилища. На фресках изображены сцены, наполненные жизненной силой, духовностью и чувственностью, которые всегда присущи философии и искусству Индии. Это были сцены жизни величественных властителей-раджей и их очаровательных женщин, сладострастных и соблазнительных, окруженных музыкантами и танцорами, веселящимися полубожествами и резвящимися животными. И среди всего этого великолепия в окружении всех удовольствий мира – изображения Будды и святых бодхисатв, излучающих силу и покой.
Эта легенда имеет непосредственное отношение к истории копирования фресок Аджанты. Хромовый комплекс Аджанты был вновь открыт (после многих лет забвения) офицерами британской армии в 1818 году. Когда, посетивший Аджанту, выдающийся английский историк Джеймс Фергюссон сделал доклад в Восточно-индийской компании о том, что состояние фресок ухудшается, было принято решение сделать их копии. Впервые копировать фрески было поручено капитану британской армии Роберту Гиллу. Он прибыл в Аджанту в 1844 году и сразу же начал копировать фрески. Гилл работал над копиями почти 20 лет. И перерисовал почти все фрески. И вот в 1866 году почти все важнейшие фрески были скопированы и собраны в Лондонском Хрустальном дворце. Но дворец сгорел и с ним согрели все картины. Гилл был сражен этим событием. Он вновь попытался работать над копиями. Но, не завершив работу, он умер.
В последующие годы было сделано много попыток скопировать фрески. Но сохранить копии не удавалось. Только в 20-х годах 20 -го века были сделаны фотографии, и мир узнал об удивительном искусстве этого комплекса.

Многофигурные композиции росписей соответствуют задачам декорирования сложного архитектурного пространства. В цветовом колорите много оранжевого, коричневого, белого, красного, зеленого, синего и желтого цветов. Росписи воспроизводят историю жизни Будды.
К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды (пещера № 10), а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай — полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. Пещеры Аджанты были повреждены раскопками в начале 19 в. В настоящее время — музей буддийского искусства.
Буддийский комплекс в Аджанте является памятником международного уровня Мирового культурного наследия ЮНЭСКО.

 Аджанта. Роспись на стене пещеры № 1
Аджанта. Роспись на стене пещеры № 1
Аджанта. Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса).
Аджанта. Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса).

Аджанта. Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса). 2-7 вв. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («Несущего лотос») выполнен мягкими, плавными линиями.

Будда Падмапани ( с цветком лотоса) 1. К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды (пещера № 10), а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай — полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. Пещеры Аджанты были повреждены раскопками в начале 19 в. В настоящее время — музей буддийского искусства.

Фрагменты из книги: С.И. Тюляев. Искусство Индии [1988]

Росписи Аджанты – своеобразная энциклопедия жизни Индии V–VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв здесь можно увидеть и множество жанровых сценок, отличающихся удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы индийских царей и вельмож. Кстати, во многих сюжетах росписей Аджанты присутствуют сцены придворной жизни: принцы проводят время в своих роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры: дворцы, дома богатых граждан, ворота – все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

Литературные и различные косвенные данные рисуют нам картину великих достижений культуры и искусства эпохи Гуптов V–VII веков, свидетельствуют о широком размахе строительства и великолепии храмов и дворцов. Однако сохранившиеся памятники архитектуры не соответствуют сложившейся в нашем представлении картине расцвета культуры в ее «золотой век». Объясняется это прежде всего тем, что памятников до VIII века уцелело очень мало. О зодчестве Гуптов мы можем судить только по редким каменным храмам – случайно уцелевшим образцам былого великолепия. Камень, который клался насухо (без связующего раствора), не позволял перекрывать обширные помещения, и потому внутреннее пространство зданий было невелико.

Совсем другие возможности давали тиковые бревна и каменные колонны, при помощи которых в деревянных постройках создавались обширные залы. По шастрам видно, что некоторые монастырские здания строились более десяти лет и, как и дворцы, имели много этажей. До нас не дошли деревянные сооружения, а именно в них-то ярче всего выражались замечательные достижения в решении масштаба построек, в их разнообразии и декоративном убранстве, включая окраску и роспись. Мы совершенно ничего не знаем о гражданской архитектуре, за исключением ее деталей, изображенных в стенописях Аджанты.

Исследователи неизменно обращают внимание на тот реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене «Будда укрощает бешеного слона» можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца. И с поразительным мастерством изображены напуганные разъяренным слоном люди, в панике разбегающиеся и прячущиеся кто куда.

Позы, жесты, движение переданы великолепно, как и подробности быта людей, их разное общественное положение, этническое разнообразие народов и племен. Как наглядная энциклопедия жизни и быта Индии, живопись Аджанты превосходила по количеству сцен  рельефы торан в Санчи. Даже теперь, хотя росписи сохранились лишь частично, они являют собой огромное богатство материала из жизни природы, а также этнографического, бытового и социально-исторического характера. Представление о разнообразии деталей и точности их изображения дает, например, такой факт: у женщин индийские искусствоведы насчитали до 240 разных форм причесок. Многочисленны и представленные в росписях народы, среди которых встречаются персы, бактрийцы, скифы, монголоиды, а в социальном отношении все слои общества – от правителя до нищего.

Наряду с картинами из жизни Великого Учителя – Будды, наряду с изображениями бодхисатв, буддийских монахов и религиозных символов в росписях Аджанты присутствуют картины откровенно эротического содержания, с точки зрения европейца – просто непристойные, которые едва ли могли соответствовать потребностям уединенной жизни монахов. Но это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах. Более того: эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Сцены, изображенные в росписях, как правило, сюжетно не связаны между собой. Они представляют отдельные циклы, иногда написанные в разные времена, и связь между этими циклами весьма условна. Отдельные эпизоды изображены самым неожиданным образом по отношению друг к другу, разные сцены не отделены друг от друга какими-либо рамками, а незаметно переходят одна в другую.

Манера письма характеризуется твердыми, хорошо очерченными, но гибкими контурами фигур. В них нет перспективного сокращения, а их объемность лишь слегка намечена произвольным расположением легких оттенений. Фигура тонка и стройна, но преувеличен удлиненный разрез миндалевидных глаз; ритмично и гибко обегающая фигуру контурная линия сглажена в форме ног, почти не обрисовывая выпуклости икр. Этот канон строго соблюдается и в скульптуре.

Разнообразие красок невелико: коричневый, белый, красный, зеленый, синий (ляпис-лазурь) и желтый, но интересно их богатое сочетание. Преобладает коричнево-оранжевый оттенок. Все красители, кроме ляпис-лазури, были местного происхождения, их добывали из окрестных горных минералов.

По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте не являются подлинно фресками. В технике фрески краски разводятся на воде без связующего вещества и накладываются на сырую известковую штукатурку. Здесь был использован другой способ. Сперва на пористую структуру каменистой стены наносился слой из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок трапового камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот шероховатый слой толщиной от 4 до 18 мм накладывался очень тонкий грунт белой штукатурки (чунам), какой покрывали также архитектурные детали и скульптуру (для росписи или полировки). Чунам наносили щеткой и иногда полировали плоской железной лопаточкой. Яичные краски растирали с добавлением рисовой или льняной воды с патокой и клеем. Первоначально на белой штукатурке рисовали коричневые или черные контуры будущей росписи, которые затем заполняли красочным слоем и опять полировали. Общим с фреской здесь было лишь то, что грунт всегда был сырым и его смачивали перед расписыванием водой, если он высыхал. Но все остальное было иным и потому живопись Аджанты называть фреской нельзя.

 (С буддой Падмани  связывают божнство Храма Тирума́лы Венкате́швары Расположен на холме Венкатадри, одном из семи холмов гряды Тирумалы, у подножия которых а вызывает оживлённую дискуссию о его происхождении и характере божества.)

Пещера 16, Рисующий Бодхисатва. Аджанта
Пещера 16, Рисующий Бодхисатва. Аджанта

1.https://vajiramandravi.com/quest-upsc-notes/buddhist-art-and-architecture-ii/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.