Пещеры тысячи Будд в Могао

В эпоху Ханьской династии (206 до н.э.-220 н.э.) по Шелковому пути из Индии в Китай проник буддизм.
Западные провинции Сяньцзян и Ганьсу изобилуют свидетельствами миграций в обоих направлениях. По мере постепенного расширения влияния буддизма в Китае - на территории современных провинций Хэнань и Шэньси, а так же на юге, особенно в Сычуани складывались основные центры буддизма. В них были построены величественные храмы.
Самый важный комплекс находится в Западной Ганьсу, в 25 км. к юго-востоку от Дуньхуанского оазиса, древнего торгового центра Могао (Могао у).
Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун), так называют храмовые пещеры древнего буддийского монастыря, расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близь Юймэньского прохода.
С 336 г н.э. в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное  сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены.  Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же   имеют  нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер  варьируется от 9 до 70 кв. м, а высота-от 1,5 до 5 м.

Древнейшие пещеры обнаруживают  влияние центрально-азиатской  и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао - это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
2400 статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена  в комплексе Могао из расписной глины. Самые древние работы обычно представляют собой  группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.

 Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает  необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 м.
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

Фреска. Выпукло -вогнутый стиль. Дуньхуан
Фреска. Выпукло -вогнутый стиль. Дуньхуан

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, "вогнуто-выпуклая" техника для создания трехмерного изображения.
Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак - повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

IMG_20131225_0001

На этой фреске изображен фрагмент истории о 500 смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам.

IMG_20140101_0001 
В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы "Пещерами тысячи Будд".

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 - 781
Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 - 781
Фрагмент Дуньхуанской Алмазной сутры
Фрагмент Дуньхуанской Алмазной сутры

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.

Фрагмент Дуньхуанской Алмазной сутры
Фрагмент Дуньхуанской Алмазной сутры

Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона,  Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.

Пещеры Тысячи Будд
Пещеры Тысячи Будд

Кришна Васудева Кришна Васудева[/caption]

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающеей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).

Картина Ваджрапани в Тайной Библиотеке Пещер Могао, Китай. Олицетворение силы и гнева. Конец 9-го века, Династия Тан
Картина Ваджрапани в Тайной Библиотеке Пещер Могао, Китай. Олицетворение силы и гнева. Конец 9-го века, Династия Тан
Авалокитешвара, ведущий душу в рай. Живопись по шелку из пещеры 17 в Могао . Начало X в.
Авалокитешвара, ведущий душу в рай. Живопись по шелку из пещеры 17 в Могао . Начало X в.

Вималакирти беседует с Манджушри
Вималакирти беседует с Манджушри

Вималакирти. Деталь сцены "Вималакирти беседует с Манджушри". Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) — первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Пещеры тысячи Будд в Могао: 1 комментарий

  1. Большое спасибо) как раз искала, что бы нового посмотреть в китае.. а у вас так подробно т грамотно все описано…

Добавить комментарий