Пейзаж отшельничества Ван Мэна
Ван Мэн (кит. упр. 王蒙, ок.1308 — 1385) — китайский художник и поэт.
Ван Мэн был самым младшим из «Четырёх великих мастеров эпохи Юань», куда, кроме него, потомками зачислены Хуан Гунван, Ни Цзань и У Чжэнь.
Ван Мэн (1308-1385) — аристократ и чиновник вынужден был оставить службу и уединиться на горе Желтого Журавля ( Хуанхао) недалеко от Суджоу. Он стал называть себя «Собиратель дров с горы «Желтого Журавля». Затем в Суджоу он приобрел известность как художник. Но впоследствии, по-видимому, по ложному доносу был осужден и попал в тюрьму. Там он и умер в возрасте 77 лет. Ван Мэн жил в период беспрерывных смут. В годы его жизни вспыхнуло восстание «красных повязок». Эти события отразились на творчестве художника, на его стиле. Он создает далекие от реальности фантастические пейзажи при помощи изломанных тревожных линий.
Пейзаж «Жилище в горах Цинбянь» (1366 г. Музей Шанхая) принадлежит к категории «пейзажа отшельничества». Этот пейзаж изображает жилище в Усине — месте, котором жил время от времени его дед Чжао Мэнфу.
Дом, спрятанный среди гор, видится убежищем и местом покоя. Все в пейзаже навевает воспоминания о прежней мирной и безопасной жизни.
жник стремится показать упорядоченный мир-мироздание, гармоничное и равновесное — но он резко очерченные и неестественные светотени и нарушение пропорций, кривые линии разбивает это равновесие. Мир полон тревоги и волнения на картине. Ван Мэна иногда называют китайским экспрессионистом, проводя параллель с европейской живописью. Так же как сравнивали Сюй Вэя с Ван Гогом.
«Лесная пещера в Цзюйцюе» (Гугун, Тайбэй) подписан «Дровосек с горы Жёлтого журавля». Ван Мэн написал это для «возвышенного учёного из Скромного пристанища». Ученый сидит перед пристанищем с волшебным грибом (линчжи) в руках. Слуга ведет из леса оленей. Другой — кормит журавлей. Журавли, олени, линчжи — даосские благоприятствующие символы.
Но картина наполнена неспокойствием, которое порождает контраст между маленькими фигурками ученых на террасах и взвихренной листвой деревьев, окрашенной в красные оттенки осени, взвинченные линии, изображающие природные объекты. Виртуозно накладывая мазки, мастер охровыми красноватыми мазками добивается высокой выразительности и эмоциональности.
Свиток Ван Мэна «Гэ Чжичуань перевозит своё жилище» написана в 1360-х годах. Гэ Чжичуань — историческая личность, знаменитый даосский алхимик, живший в 3 веке н.э. Он – автор даосского алхимического трактата «Баопуцзы нейбянь», за который его позднее включили в пантеон бессмертных. Путешествие изображенное на свитке предпринято по видимому в поисках киновари которое нужно было для приготовления эликсира бессмертия.
Ван Мэн следовал традиции пейзажной живописи. Но во многом – он новатор, повлиявший на живопись следующих эпох.