Пустое пространство в китайской живописи

Во многих работах Ци Байши большое значение играет пустое пространство. Как, например, в работе "Креветки".
Пустое пространство рассматривается как начало бесчисленных вещей в китайской философской традиции, в даосизме и буддизме. Буддизм подчеркивает, что то, что является формой, пустота, а пустота, это форма ("Ведь пять скандх поистине видятся пустыми в их самобытии!" Здесь, Шарипутра, форма – пустота, а пустота – форма. Пустота неотлична от формы, форма неотлична от пустоты; что форма – то пустота, что пустота – то форма. Праджняпарамита Хридайя Сутра). Понятие пустого пространства оказало значительное влияние на китайскую живопись.
Одина из характеристик китайской живописи - это заполнение пустого пространства субстанциональным, вещественным. Лао Цзы в Дао Дэ Цзин сказал: "Зная белый цвет, сохраняй черный, это форма мироздания"(Лао Цзы, глава 28), ( в переводе А. Торчинова:"Знай белое свое и черное свое блюди"). Белый цвет в китайской живописи предполагает пустоту, в то время как черный - означает заполненное пространство. Философская дихотомия пустоты и заполненности выразилась особым образом и в живописи. То, что мы бы сочли просто не заполненным цветом фоном на листе "Креветок", является для китайца той пустотой, которая противоположна заполненности. И она говорит со зрителем так же, как и заполненное вещественное пространство.

 

 

Креветки
Креветки

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий