Тибетские йоги и чудеса, которые они творили

Тибетские йоги и чудеса, которые они творили, овеяны ореолом тайны,  загадочны для европейцев.

Махасидха Гхантапа и восемь тантрических адептов
Махасидха Гхантапа и восемь тантрических адептов

Место поклонения
Место поклонения с традиционными изображениями и пятицветными буддийскими вымпелами

 

Вся культура Тибета почти полтора тысячелетия опирается на буддизм. Доктрина просветления сделалась мировоззренческой моделью любого тибетца и часто его повседневной жизни. Жанр притчи отсутствовал в Тибетской литературе. Но под него подходят джатаки, аваданы и часть житийной литературы. Тибетский буддизм иногда называют Ваджраяной. «Ваджра» - оружие бога Индры, имеющее с двух сторон по пяти острых концов. Будда загнул эти концы внутрь, превратив Ваджру в оружие духовное, превосходящее твёрдостью алмаз. Те, кто вступил на путь Ваджраяны, стремятся достичь просветления за одну жизнь. Помимо монахов учение Будды практикуется и мирянами. Особняком стоят отшельники – анахореты, не связанные с монастырями, живущие в горных пещерах. Такая практика считалась наиболее предпочтительной в старейшей из четырех ветвей тибетского буддизма - традиции ньингма. Эти подвижники имели своих учеников.

Несколько слов об истории Тибета. К началу 7 века правитель Тибета Намри Лонцем (?-627) завершил формирование централизованного тибетского царства, ставшего, по сути, первой империей в Центральной Азии. Его Сын Сонцзен Гампо расширил границы государства. Он заложил основы тибетской культуры. По его поручению Тхонми Самбхота разработал на основе древнеиндийских алфавитов систему тибетской письменности и составил первую грамматику тибетского языка, а так же перевел с санскрита важную сутру махаяны - «Детальное описание корзины достоинств Авалокитешвары». Так стал формироваться тибетский литературный язык. В 779 году буддизм был провозглашен официальной религией Тибета.

Тханка с изображением Миларепы. Бутан
Тханка с изображением Миларепы.
Бутан

Считается что два самых великих ученика Миларепы ( и еще 23 – не столь совершенных), продолжатели линии карма-кагью - это «солнечноликий» Гамбопа и «луноликий» Речунгпа(1083-1160).

Речунгпа был великим йогином - мирянином или налджорпа (тиб.), свободно разгуливающим по Гималаям и оставляющим повсюду яркий след. О нем сохранилось много чудесных историй в тибетской литературе. Ученик Миларепы, Речунгпа, два, а может три раза в жизни впадал в гордыню. Еще в молодые годы Речунг посетил Индию, чтобы излечиться от проказы у мастера Балачандры, который попутно направил его к другому великому йогу Типупе. Получив наставления обоих, Речунгпа вернулся в Тибет. На пути он встретился с еще одним подвижником Мирти, который наставил его в Йоге «быстрого перемещенья» или лун-гомпа. Рассказывают, что освоив эту технику, Речунгпа сумел добежать до Индии в Тибет через горные хребты и перевалы за шесть суток. В Тибете Речунгпа получил от Миларепы « Шесть Йог Наропы» и приступил к практике нового учения. Однажды, во время медитации, Речунгпа решил, что полностью познал природу ума. И он стал думать, не обогнал ли он самого Миларепу в познании учения. Учитель прочитал мысли ученика и с усмешкой сообщил ему, что в его откровениях нет ничего исключительного. И ударил кулаком по воздуху, вызвав при этом громкий звук. А затем оставил на скале отпечаток своей ладони. Речунг попытался сам выполнить нечто подобное, но только отшиб себе руку. В другой раз монахи вызвали Миларепу на диспут, во время которого тот не только одолел их в споре, но и продемонстрировал массу чудес. Речунгпа же заявил, что убеждать противников необходимо их же методами - то есть, в данном случае, с помощью логических доводов. И он тут же собрался в Индию изучать логику и ведение дебатов. Миларепа, в конце концов, благословил ученика на это путешествие. Проведя какое-то время в Непале с учителем Мондролом Чунпой, Речунг отправился в Индию. На базаре он получил от одного йогина предсказание скорой смерти. Он попросил совета у Типупы. Тот отправил ученика к одной великой йогине, которая посвятила монаха в тайную практику, избавляющую от болезни и продлевающую жизнь. Кроме того, Речунг обучился в этом путешествии черной магии. Обычно Миларепа видел своего ученика во время медитации в виде хрустальной ступы, излучающей свет. Но после того, как Речунг занялся магией, этот свет покраснел и превратился в вихрь. Миларепа понял, что у ученика серьезные проблемы. Когда Речунг вернулся на родину, он стал думать, что сравнялся с учителем в постижении истины и могуществе. Миларепа это заметил и во время прогулки по открытой долине с учеником вызвал бурю. Речунгпа бросился на землю и накрылся шарфом, чтобы спрятаться от града. Оглянувшись на зов Миларепы, он увидел учителя, сидящего внутри полого рога яка и приглашающего его присоединиться к нему. Речунгпа не мог забраться внутрь рога. Он понял, что нельзя сравнивать его скромное дарование с могуществом самого Миларепы. Таким образом, гордость Речунгпа успокоилась.

Другой великий Святой Тибета Тилопа стал выдающимся чудотворцем, получив учения прямо от Дакини Мудрости  в стране Уддияна. Когда его спрашивали кто его учитель, он отвечал – Всевышний. Тилопа получил посвящение от самого Арьи Нагарджуны. Это случилось на юге Бенгалии, когда Тилопа работал пастухом, а Нагарджуна проводил одну из практик ваджраяны в отшельничестве. И когда он в ней преуспел, к нему явился Тилопа с подношениями. Нагарджуна дал ему наставления по йогам Ясного Света и Иллюзорного Тела из тантры Гухьясамаджи. Затем Нагарджуна нарек Тилопу именем Нада Тило и назначил местным царем.
Царство Тилопы населяли люди благочестивые. А по границам жили безбожники.
И вот новый царь Нада Тило с самого начала повел себя очень странно. Он выехал на боевом слоне в доспехах, вооружённый мечом, со щитом в руках и принялся рубить направо и налево деревья, кусты и даже сухую траву. При этом царь приговаривал: «Выходите на битву, выходите на битву все!»
Прошло немного времени и срубленные царем деревья, кусты, даже пучки травы ожили и превратились в солдат. Так у Нада Тило появилась собственная армия. А те, кто не верил Тилопе, тут же поверили в его могущество. Спустя какое-то-то время на страну напали персы. Тогда Нада Тило наделил всех своих подданных силой и бесстрашием. А сам, забравшись на высокое дерево, поднял над головой свой щит и направил его на персов. И щит это начал вдруг излучать свой свет, причем настолько яркий, что ослепил всю армию. Персы бежали в панике.
От самого Лапавы Тилопа получил наставления по йогам Света и Бардо - так как они изложены в учении Хеваджры. От Нампар Гьялвы, йогина линии Луипы, Тилопа получил все учения Чакрасамвары. Все учения Махамудры Тилопа получил от Шавари, ученика великого брамина Сарахи. Говорят так же, что от дакини Калвазангмо он получил наставления по кармамудре (обряд сексуальной йоги), а от учителя Чарьявы – наставления по искусству тумо (внутреннего тепла).
Такая история рассказывается о Тилопе и колдуне.
Колдун по имени Ньима обладал большой силой. Земляки его боялись. Но все же вокруг него собиралось много людей. Однажды Тилопа притворился, что сильно разгневан нам Ньиму, а тот сразу же совершил заклинанье, направленное против Тилопы. Тогда великий йогин лишил жизни защитника учения, которое практиковал колдун, и всю его свиту. При этом колдун испытывал сильные страдания, а Тилопа смотрел на него с глубоким сочувствием. И сказал он колдуну: «Я рад, что победил тебя. Но ты при этом страдаешь, поскольку твой защитник учения и его свита мертвы. Подумай о тех людях, которые так же страдали из-за твоих эгоистических действий. Если ты пообещаешь перестать копить дурную карму, то у меня найдется способ воскресить мертвецов, которых ты оплакиваешь». Колдун согласился, и Тилопа тотчас вернул сознание и силы тем, кто был убит. Колдун обрадовался и возлюбил Тилопу, а тот сказал: «Я, достигший освобождения йогин Тилопа, никогда никого не убивал». Затем он преподал Ньинма ученье, практикуя которое тот достиг освобождения. С этого дня он стал зваться йогином Ньима из города И Ми Цундха.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий