В V век в долине Ганга на территории древней Индии рождалась новая цивилизация. Возникали новые государства и города. С ростом городов росли царства и республики. Так, в учебнике грамматики индийского ученого V или IV века до н.э. Панини, одного из создателей санскрита, упоминается более 30 государств. Развитие новых государств привело к долгим годам междоусобиц и войн за новые территории и расширение границ. Однако не только политические события оказывали влияние на жителей новых государств. Их духовный мир так же претерпевал огромные перемены. Среди этих людей буддизм нашел преданных приверженцев. Первые монахи основывали монастыри и возводили ступа вблизи или в самих городах, где численность населения была достаточно велика для того, чтобы собирать милостыню и пожертвования. рядом с восточными воротами в Каушамбри, раскопки обнаружили руины большого монастыря – ограду квадратной формы вокруг внутреннего двора с верандой и с кельями для монахов. Этот монастырь, по преданию, построил для Будды его ученик банкир по имени Гхошита. Людям, подобным Гхошите, древняя ведическая религия со всеми ее ритуалами, жертвоприношениями дорогих животных, руководством и управлением привилегированных святых брахманов казалась архаичной. Они начинали думать, что жесткая кастовая система плохо подходит для повседневной жизни больших городов, когда даже члены самой низшей касты, шудры, могут скопить такое состояние, которое позволит им нанимать слуг среди представителей социально превосходящего класса. Жители городов принимают новую веру, более соответствующую их жизни и амбициям. Первые ступа – скромные кирпичные или земляные курганы, возведенные в честь Будды, очень отличаются от более поздних величественных монументов, таких как ступа в Санчи. Недалеко от границы с Непалом, по предположениям археологов, находился город Капилавасити, город где прошло детство Сиддхарты Гаутамы. Когда юный принц здесь жил, городу было уже несколько столетий. Именно здесь, в окрестностях монастыря Капилавасту, Сиддхарта стал свидетелем четырех видов глубокого человеческого страдания, что заставило его оставить мирскую жизнь и пустится в путешествие в поисках Просветления.
Сиддхартха родился в царской семье примерно в 563 году до н.э. в деревушке Лумбини всего в 16 километрах от Капилавасту у подножия Непальских гор. Оставив жену и сына, существование полное роскоши и безмятежности, шесть лет он бродил в состоянии полного самоотречения по долине Ганга в сопровождении всего нескольких друзей. Наконец он направился в государство Магадха. Там Сиддхарта, сидя под деревом Бодхи, медитировал в течение семи недель, сражаясь с демонами. Место его медитации впоследствии было названо Бодх-Гайи. К нему, наконец, пришло Просветление. Нирвана. Из Бодх-Гайи он пошел в деревню Сарнатх, где первый раз обратился с проповедью к своим друзьям. Вся человеческая жизнь состоит из страданий и несчастий. И покинуть этот мир можно, только достигнув нирваны (просветления), учил он последователей. Путь к нирване лежит через Восьмеричный Благородный Путь, путь соблюдения законов праведности: (правильных воззрений, речи, устремлений, действия, образа жизни, усилия, внимания, сосредоточения), который он назвал срединным путем, избавляющим от крайностей поведения. Буддизм был не единственной религией, появившейся в Индии около V века до н.э., призванной определить правила поведения и мышления в духовной и мирской сферах тогдашнего общества. Учение адживиков также приобрело много последователей. Приверженцы учения джайнов, основанного монахом Вархаманом, позднее названным Махавирой («Великий герой»), проповедовали крайний аскетизм. Они получили прозвище «одетые небом» за свою наготу. Кроме того, последователи джайнизма носили маски, закрывающие рот, чтобы не нанести вред мельчайшим созданиям таким, как насекомые. Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. Две религии, буддизм и ведизм, мирно существовали рядом в течение веков. Буддизм позаимствовал для своих целей несколько ведических обрядов и божеств. А так же элементы еще более древних ритуалов народной религии.
Одним из правителей Индии покровительствовавший буддизму, был император Ашока — представитель династии Маурьев, правивших на большей территории Индии почти 150 лет, начиная примерно с 325 года до н.э. В гималайских буддистских книгах Ашока был назван как один из первых покровителей и последователей учения Будды. Позднее он получил имя Ашоки Брахми. Известно около 150 надписей Ашоки на каменных колоннах и камнях, очерчивающих границы его владений, простиравшихся с севера на юг Индии вплоть до Декана. Слова Ашоки были доступны людям в наиболее важных стратегических местах, сильно отдалённых от столицы Ашоки, городе Паталипутры на Ганге. Эти слова создавали иллюзию присутствия и участия великого правителя в жизни его подданных. Ашока взошел на трон индийского государя около 269 года до н.э. В наследство ему досталась огромная империя, созданная Чандрагуптой Маурья. Через 8 лет после вступления на престол, Ашока принял буддизм. По-видимому, к этому его побудило раскаяние и сожаление о множестве жизней, погубленных в его завоевательных военных кампаниях. Эдикты призывали следовать дхарме или нравственному закону, базирующемуся на принципах буддизма, таких как неприменение насилия по отношению ко всем живым существам, религиозная терпимость и поддержка нищенствующих монахов. Ашока распространил действие дхармы за рамки религии в область общественных отношений. Эдикты-надписи на колоннах — рассказывают, что Ашока основал больницы для людей и животных, способствовал выращиванию лекарственных растений, прокладывал дороги с колодцами в тени деревьев для удобства путешественников. Царь покровительствовал буддийским монахам, хотя он стремился сохранять хорошие отношения с последователями всех религий своего огромного государства, которое оставалось в то время в основном не буддийским.
По легендам Ашока построил 84 тысячи ступа, увековечивших события жизни Будды и хранящие его реликвии. Ашока собирал и проводил Большой Совет для разъяснения принципов буддизма, продолжая 200-летнюю традицию устной проповеди, а так же посылал монахов для распространения буддизма по всему Индостану и на остров Цейлон. Миссионеры Ашоки будут проповедовать буддистскую веру, и способствовать ее распространению по всей Южной Азии, добиваясь больших успехов на своем пути.
Будущее империи Ашоки оказалось не столь благополучным. После его смерти около 323 года до н.э., династия Маурьев правила всего лишь несколько десятилетий. В 185 году до н.э. последний из Чандрагуптов Маурьев был казнен. Империя развалилась на отдельные государства. Снова Северная Индия превратилась в мозаику независимых государств, придерживающихся индуистских верований.
Индия — страна высочайшей духовности- подарила человечеству много открытий в сфере управления телом и сознанием . Эти открытия были связаны с духовной историей этой страны, игнорировать которую невозможно.
Золотой век в Индии – время расцвета индийской культуры, необычайно изысканной и глубоко духовной. Гупты правили около 150 лет. При императоре Чандрагупте II была создана величайшая культура классической Индии.
Культура того времени рассматривала художников как инструмент высших сил. Они лучше других могли выразить божественную сущность в конкретных формах. Последним памятником правления династии Гуптов является буддийский комплекс в Аджанте. Комплекс состоял из 29 пещер, высеченных по берегам U -образного залива, в которых располагались буддийские храмы и монастыри. Пещеры были украшены замечательными скульптурами и фресками. Фрески представляют бесценное художественное сокровище Аджанты. Росписи с удивительными мерцающими красками покрывали все стены огромного святилища. На фресках изображены сцены, наполненные жизненной силой, духовностью и чувственностью, которые всегда присущи философии и искусству Индии. Это были сцены жизни величественных властителей-раджей и их очаровательных женщин, сладострастных и соблазнительных, окруженных музыкантами и танцорами, веселящимися полубожествами и резвящимися животными. И среди всего этого великолепия в окружении всех удовольствий мира – изображения Будды и святых бодхисатв, излучающих силу и покой.
Существует индуистская легенда о проклятии пещер Аджанты. Однажды Индра, царь богов, позволил своему другу тоже богу организовать пирушку ночью на земле. Вернуться на небеса компания богов должна была до рассвета. Но боги не услышали крик петуха. В качестве наказания они были перемещены на стены пещер Аджанты и замерли там на века – неподвижные, но сохранившие божественную сущность, скорые на мщение смертным, осмелившимся осквернить или перерисовать их изображения. Эта легенда имеет непосредственное отношение к истории копирования фресок Аджанты. Хромовый комплекс Аджанты был вновь открыт (после многих лет забвения) офицерами британской армии в 1818 году. Когда, посетивший Аджанту, выдающийся английский историк Джеймс Фергюссон сделал доклад в Восточно -индийской компании о том, что состояние фресок ухудшается, было принято решение сделать их копии. Впервые копировать фрески было поручено капитану британской армии Роберту Гиллу. Он прибыл в Аджанту в 1844 году и сразу же начал копировать фрески. Гилл работал над копиями почти 20 лет. И перерисовал почти все фрески. И вот в 1866 году почти все важнейшие фрески были скопированы и собраны в Лондонском Хрустальном дворце. Но дворец сгорел и с ним согрели все картины. Гилл был сражен этим событием. Он вновь попытался работать над копиями. Но, не завершив работу, он умер.
В последующие годы было сделано много попыток скопировать фрески. Но сохранить копии не удавалось. Только в 20-х годах 20 -го века были сделаны фотографии, и мир узнал об удивительном искусстве этого комплекса. Сила искусства древней Индии потрясла европейцев. В 1923 году русская балерина Анна Павлова танцует в балете «Танец Аджанты» в театре Ковент Гарден. Ее движения основаны на позах фигур изображенных на фресках Аджанты.
Эпоха Гуптов была так же временем изменений в религиозных воззрениях. Буддизм начал терять свои позиции в духовной жизни. Ему на смену приходит концепция бхакти — поклонение отдельным богам индуистского пантеона. В это время происходит консолидация основных брахманистских культов, главными из которых стали культ Вишну, Шивы и Богини –Матери в ее различных воплощениях. Именно в классический период были сложены основные пураны — своды мифологических, литургических и космологических знаний, ставших основой индуизма. В это время два великих индийских эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна» приобрели свой окончательный вид, став для индусов священными книгами. Камасутра также была написана в классический период. Она оказала значительное влияние на индийское искусство. Все индуистские общины и последователи Будды мирно сосуществовали. В V веке нашей эры мощь империи Гуптов начинает слабеть. Но влияние культуры этого периода на все стороны жизни Индии не прекращается до наших дней.
Сутры.
Пожелание добра в буддийской медитации
«Метта» определяется в буддийских сутрах так: любящий добро или дружелюбный.
Ее природная функция заключается в содействии дружелюбию. Оно проявляется в исчезновении злой воли.
Ее источником является доброта. Она устраняет вражду, если это возможно, а если нет, то она выражается в эгоцентрической похоти и желаниях.
Для ее развития в правильном направлении, нужно сесть , скрестив ноги, в тихом и уединенном месте.
Затем думать следующим образом:
Пусть я буду счастливым и свободным от страдания …
Пусть я буду свободным от враждебности и беспокойства…
Пусть я буду жить долго и счастливо …
Пусть я буду счастлив, повторяя эту прекрасную практику доброй воли …
Я думаю так: пусть все живые существа будут счастливы …
Пусть все имеющие дыхание будут счастливы …
Пусть все создания будут счастливы …
Пусть все божества будут счастливы …
Пусть все человеческие существа будут счастливы …
Пусть все, кто имеет форму, будут счастливы …
Пусть все благородные и не благородные будут счастливы…
Пусть все те, кто терпит лишения, будут счастливы …
Пусть они будут свободны от вражды, бедствий и тревог!
Пусть они будут благи и счастливы!
От всей души я посылаю это пожелание перед собой, потом направо, потом снова перед собой,
затем налево и, наконец, выше и ниже всем существам Вселенной.
Индуизм
Санскритские тексты древней «Ригведы» рассказывают не только о воинственных богах и армиях индо-ариев, штурмующих укрепленные города и поселения, но и говорят о всеобщих философских и религиозных проблемах, а так же и о более прозаических вещах.
Воды жизни.
Воды, только вы приносите
нам силу жизни.
Помогите нам найти пищу,
дабы смогли мы
Ценить ее, как огромную
радость.
Позвольте нам пить ваши
живительные соки,
Как если бы вы были
нашей любящей матерью.
Врачующие растения
Темно-желтые растения
появились на Земле в давние
времена за три столетия до
прихода богов. Сейчас я буду
размышлять о семи видах
этих удивительных растений.
Матери, вы существуете в
сотнях форм и даете начало
тысячам отростков. Вы, совер-
шающие тысячи дел, створяе-
те этого человека для меня.
Будьте радостны и счастли-
вы вы, все растения — и те,
что имеют цветы, и те, что
дают плоды. Подобно тому, как
упряжка коней выигрывает
скачки, так и все живые
растения Земли вместе понесут
нас по жизни.
Город Виджайанагара, один из величайших городов мира, находился на юге Индии. Там и сейчас расположены его руины. Это центр индуизма. Расцвет города относится к 14-16 векам. Виджайанагара демонстрировал власть императора в регионе с различными культурами.
Город с религиозным центром отражал единство богов и земных властителей, в которое верили индуисты. Здесь до сих пор находится главная усыпальница, которая как бы соединяла владения земного правителя и небесные владения бога Рамы, некоторые деяния которого совершались в окрестностях города. Внешние поверхности зданий были украшены рисунками светского содержания. Внутренние поверхности стен зданий были украшены росписями со сценами из «Рамаяны», иллюстрирующие жизнь Рамы. В 1565 году мусульманские завоеватели разграбили и сожгли город.
Храмовый комплекс Тирувенгаланатха — это район, отделенный от царских владений и городских жилищ орошаемой долиной. В него входили не только грандиозные храмы, но и длинные, украшенные колоннами улицы, использовавшиеся как для процессий, так и как место для рынка. Здесь находились водоемы и орошаемые поля. В религиозном центре производили еду и хранили запасы. Храмы управляли полевыми работами и сбором урожая, а также притоком денег и товаров в город.
Квадратный Водный Павильон Царского центра
Огромный валун, перед которым стоит святилище, а на вершине которого — башня, лежит совсем рядом с храмом Радхунадха. Этот комплекс, посвященный Раме. находится в самом центре жилого района древнего города. Свежий белый цвет стен святилища говорит о том, что оно опять как и много лет назад, служит местом вознесения молитвы могущественным богам. По преданию, Рама остановился здесь для отдыха и рассек гору своими стрелами. Перед храмом образовался водоем.