Китайская живопись XX-XXI веков

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ XX-XXI ВЕКОВ

Живопись Китая в двадцатом веке началась с отражения политической ситуации в стране.

В работах современных художников Китая можно увидеть разнообразную флору и фауну, мир потаенных фантазий, конфликты общества, подростковую агрессию, социальное неравенство, абстракции и реалистичное отображение происходящих в мире событий. При этом каждая картина наполнена оттенками китайского символизма. Например:
Ни Йиде
Китайский художник и писатель. Псевдоним Найт из Ханчжоу, провинция Чжэцзян.

Известный современный китайский художник маслом, теоретик искусства и искусствовед,

У него есть глубокие исследования как китайской, так и западной теории живописи.

Ни Йиде (1901-1970)

Ни Идэ учился на отделении западной живописи Шанхайской академии изящных искусств в 1919 году. После окончания учебы с отличными оценками остался в школе ассистентом преподавателя. Присоединился к Криэйшн Сосаети (Creation Society) в 1923 году и последовательно публиковал романы, новые стихи, эссе и сценарии в «Литературных новостях», «Creation Day», «Creation Weekly», полумесячных «Flood», «Creation Monthly» и других изданиях. В 1924 году был опубликован роман «Осень озера Сюаньу». В 1925 году он издал сборник очерков «Побережье Восточно-Китайского моря».
В 1927 году он отправился в Японию, где изучал живопись у Такэдзи Фудзисимы в Школе живописи Кавабата в Токио и организовал Китайскую ассоциацию исследования искусства для обучения в Японии. В 1928 году произошла трагедия «3 мая» в Цзинане, и Ни в гневе бросил школу и вернулся в Китай. В том же году он перевел «Теорию техник искусства» и последовательно преподавал в Муниципальном художественном колледже Гуанчжоу и Художественном колледже Учан. В 1932 году он служил профессором Шанхайской академии изящных искусств, организовал мотоциклетное общество и редактировал «Art Weekly». В том же году он и Пан Сюньцинь инициировали организацию «Клуба Цзюэ Лан», он был
одним из основных членов Клуба Цзюэ Лань и участвовал в четырех выставках Клуба Цзюэ Лань с 1932 по 1935 год.
В 1938 году Ни Идэ отправился в Ухань для участия в антияпонском движении за национальное спасение и исполнял обязанности начальника отдела отдела изящных искусств третьего отдела политического отдела Военной комиссии националистического правительства во главе с Го Моруо. После падения Уханя он вернулся в Шанхайскую академию изящных искусств, чтобы заниматься преподавательской деятельностью. После начала войны на Тихом океане он привел своих учеников из Шанхая в Цзиньхуа, а затем в Чунцин, работал профессором Юго-восточного ассоциированного университета, Университета Инши и Национального художественного колледжа. После демобилизации в Ханчжоу он работал наставником в студенческой ассоциации «Общество Цзиньи», защищая искусство для общества и людей.

Ни Йиде «Снег в Силине»
Ни Йиде «Снег в Силине»

В 1945 году Ни Идэ, Линь Фэнмянь, Пан Сюньцинь и другие провели «Выставку современной живописи» в Чунцине. В 1949 году вступил в Коммунистическую партию Китая. После основания Нового Китая он работал профессором кафедры масляной живописи Восточно-китайского отделения Центральной академии изящных искусств (позже преобразованной в Чжэцзянскую академию изящных искусств), исполнительным директором Китайской ассоциации художников. и заместитель председателя Ассоциации художников Чжэцзяна.

Ни Йиде хорош в масляной живописи, склоняется к Ренуару, Сезанну, Матиссу и Трангу, выступает за союз национального искусства и западной живописи и придерживается стиля простых форм, простых линий и чистых цветов.

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ КИТАЯ

1901 г.

Ни Идэ 倪贻德(1901-1970)Ni Yide родился в Ханчжоу, Китай.

1922 г.

Окончил Шанхайскую школу искусств (отделение западной живописи).

Там он начал преподавать.

1923 г.

Он опубликовал роман, стихи и пьесы.

1927 г.

Он переехал в Японию на один год и учился в Художественной академии Кавабата.

1931 г.

Преподавал в Университетской школе искусств.

Вместе с Чэнь Чэнбо , Чжоу Дуо , Цзэн Чжилян , Пан Сюньцинь он основал Общество бури;

23 сентября они проводят свою первую встречу, а на апрель запланирована и выставка.
Японское вторжение отбросило его в октябре.

1932/1935

Общество «Шторм» провело четыре выставки.

1949 г.

Был профессором Национальной академии художеств.

1949 г.

Он был вице-президентом Чжэцзянской академии изящных искусств .

1953 г.

Преподавал в Центральной академии изящных искусств в Пекине.

1961 г.

Он создал мастерскую в Чжэцзянской академии художеств.

1970 г.

Он умер во время Культурной революции.

Ni Yide (1901-1970) Leifeng Pagoda
Ni Yide (1901-1970) Leifeng Pagoda

https://baike.baidu.com/tashuo/browse/content?id=2abb8e962a1b5cf70d4f1816&lemmaId=12462362&fromLemmaModule=pcRight&lemmaTitle=%E7%8E%84%E6%AD%A6%E6%B9%96%E4%B9%8B%E7%A7%8B&fromModule=lemma_right-tashuo-article

Напртимер работы Ху Ичуаня — известныого современного китайского художника, арт-активиста и художественного педагога.

«Команда трансформации Ню Мао», Ху Ичуань, 1943, Яньань, цветная гравюра на дереве, 11,7 см × 19 см, собрано Институтом Ху Ичуань Академии изящных искусств Гуанчжоу.
«Команда трансформации Ню Мао», Ху Ичуань, 1943, Яньань, цветная гравюра на дереве, 11,7 см × 19 см, собрано Институтом Ху Ичуань Академии изящных искусств Гуанчжоу.

Ху Ичуань родился в Узилоу, Чжунчуань, Юндин, Фуцзянь в 1910 году. В 1925 году он вернулся из Индонезии и поступил в школу Сямынь Джимей, а в 1929 году поступил в Национальный художественный колледж Ханчжоу, где участвовал и организовал первую революционную художественную группу «Клуб искусств Иба» в Ханчжоу. Летом 1930 года он отреагировал на зарождающееся движение гравюр на дереве, пропагандируемое г-ном Лу Синем, и был одним из основателей левой «Американской лиги». В 1937 году он отправился в Яньань, где работал учителем Яньань Лу И и организовал «Рабочую группу Лу И по гравюре на дереве», чтобы идти в тыл врага. В 1942 году его пригласили принять участие в «Яньаньском форуме по литературе и искусству». После основания Нового Китая он и г-н Сюй Бэйхун совместно возглавили создание Центральной академии изящных искусств и стали первым партийным секретарем и профессором. В 1953 году Министерство культуры ЦК Коммунистической партии Китая назначило его поехать на юг, чтобы основать Институт Центральной и Южной Америки в качестве первого директора. В 1958 году школа переехала в Гуанчжоу и была переименована в «Гуанчжоускую Академию изящных искусств».Он занимал должности первого секретаря парткома и декана. Он был избран членом Всекитайской федерации литературных и художественных кружков, исполнительным директором Китайской ассоциации художников, заместителем председателя Ассоциации художников Гуандуна, членом Федерации литературных и художественных кружков провинции Гуандун и членом четвертый и пятый постоянные комитеты Народного конгресса провинции Гуандун. Он работал художественным судьей на Московском Всемирном молодежном фестивале, консультантом Ассоциации китайских художников, консультантом Академии изящных искусств Гуанчжоу, консультантом по искусству Академии изящных искусств Гуандуна, консультантом Академического комитета Гуандунского музея искусств. Арт, член Консультативного комитета кружка культуры и искусства провинции Гуандун и штатный профессор Академии изящных искусств Гуанчжоу.

Профессор Ху Ичуань создал большое количество гравюр на дереве с характеристиками времени и личным стилем, проявляя полную страсть, чистую любовь и ненависть, сильные гуманистические чувства и грубую и энергичную манеру письма в искусстве, и стал важным пионером в истории. о зарождающемся в моей стране движении гравюры на дереве и художниках.

Профессор Ху Ичуань также вносит выдающийся вклад в искусство масляной живописи в моей стране.Его искусство масляной живописи, независимо от фигур или пейзажей, открыто, просто и искренне и отражает смелость культуры и качество в простоте и прочности. и надежность. В частности, лаконичная композиция, плавные мазки, своеобразные темы, богатый и весьма обобщенный цветовой язык проникнуты необыкновенным великодушием Шэнь Сюна и оказывают значительное влияние на историю современного китайского искусства. Гравюры Ху Ичуаня, такие как «Иди на линию фронта» и «Команда трансформации Ню Мао», а также картины маслом, такие как «Освобождение от кандалов», «Рыть туннель» и «Нефтяное месторождение в Южно-Китайском море», вошли в классические произведения Нового Китая. Искусство. Его мысли о художественном образовании оказали глубокое влияние на несколько поколений художников, а его выдающийся вклад в художественную деятельность и образование вошел в историю.

«Не пропусти врага», Ху Ичуань, 1943, Яньань, цветная гравюра на дереве, 9,5×11,25 см, из коллекции Института Ху Ичуань Академии изящных искусств Гуанчжоу.
«Не пропусти врага», Ху Ичуань, 1943, Яньань, цветная гравюра на дереве, 9,5×11,25 см, из коллекции Института Ху Ичуань Академии изящных искусств Гуанчжоу.

https://www.caanet.org.cn/newsdetail.mx?id=7899
Или пейзаж Ву Хуфаня (1894-1968)
«Позднее возвращение домой с рыбалки», 1946, Ву Хуфань (1894-1968)
«Позднее возвращение домой с рыбалки», 1946, Ву Хуфань (1894-1968)

Концепция «ицзин» в живописи XXI в
На выбор колористической гаммы для произведений сунской живописи жанра «цветы и птицы» стиля гунби оказывали значительное влияние традиционные конфуцианские и философские воззрения, поэтому набор цветовой палитры был строго ограничен. Например, цвет не был самостоятельной составляющей изобразительного языка в живописи, а был сопутствующим элементом линий и тушевого пятна. При этом особенностью колорита, используемого в сунской живописи, была его символичность и концептуальность. В традиционной китайской живописи существует теория «соответствие цвета роду вещей» («следуя за категориями, определяй цвет»). Следуя этой теории, художник должен выбирать цвета не в реально существующем освещении, а имманентно присущие объекту, что влекло за собой использование цвета на основе символичности и концептуальности, координируя его оттенки с реально существующим бъектом. Западная живопись к XVII веку пришла к осознанию принципов колористики, когда была разработана научная теория цвета на основе семи основных цветов спектра и трех базовых. Позднее импрессионисты выдвинули свою теорию, в которой основное значение придавалось цвету освещения и окружающей среды. Начиная XX века цвет становится одним из элементов изобразительного языка, различные направления и школы живописи начали проводить серьезные исследования выразительности цвета как такового. В последние годы все больше художников начинают использовать в своем творчестве западную и японскую палитру, что значительно усиливает выразительность изобразительного языка жанра «цветы и птицы» стиля гунби. Цвет в современной живописи данного жанра имеет две основные характеристики: репродуктивность и выразительность.

Существует еще один важный аспект, не затронуть который мы не можем, коль речь идет о китайской живописи. Это концепция — идеи, замысла. Художественный замысел, наиболее важное понятие и для традиционной китайской поэтики, это — ядро и основа ее эстетической концепции. Основная идея художественного замысла состоит в описании всего процесса от самого творческого процесса до признания публикой, в формировании новой художественной вселенной путем объединения и преодоления противоречий на стыке субъективного и объективного. В художественном замысле заключен богатый, захватывающий мир, возникающий в результате творческой деятельности (со всеми е конфликтами, взаимодействиями, гармонией, фантазиями и ассоциациями), в котором причудливым образом переплетены воедино внутренний мир самого автора с внешним миром, с образами, возникающими в его сознании, и с теми, которые появляются перед взором читателей.

Самым первым основную идею художественного замысла сформулировал известный поэт танского времени Ван Чанлин (698? -756)1. в трактате «Стихотворный размер»: «три составляющие поэзии: объект, чувство и замысел/идея». Там же казано следующее: «[Ученый] муж занимается стихосложением, опираясь на и (замысел/идея), т. е. Полностью сосредоточившись на чем-либо. Понять с одного взгляда суть предмета, «сердцем натолкнувшись», глубоко проникнув в его пределы (цзин), подобно тому, как с вершины высокой горы охватить единым взором все на свете, как рассмотреть образ (сян) на ладони, увидеть сердцем и только тогда им воспользоваться». «И», «цзин» и «сян», упомянутые в данном отрывке, являются основными понятиями китайской традиционной эстетики как в поэзии, так и в живописи, его базовым фактором. «И» указывает на мысли и чувства субъекта творческого процесса, на его мотивацию, на необходимость выразить поэтической форме свои заветные чаяния; «цзин» — это объективный мир вещей, образов; «сян» указывает на формирование нового эстетического браза резултате единения эстетического убъекта и эстетического объекта. Этот эстетический образ не идентичен чувствам и мыслям субъекта творчества, и не идентичен исключительно физическому миру, а является новой художественной вселенной, тем, что Ван Говэй (китайский историк и филолог (1877-1927)) позднее назовет «сферой, областью» (цзинцзе) .

В области китайской литературы и искусства понятие «ицзин» (основная мысль, понятие, идея) рассматривается писателями и читателями в качестве стандартов творчества, восприятия и критики произведения, данные стандарты, в итоге, стали основными особенностями традиционной китайской культуры и искусства. Развитие и достижение зрелости творчестве художников периода династии Сун, работавших в жанре «цветы и птицы» стиля гунби, происходило в рамках этого культурного контекста, что привело к формированию особой «идеи» (ицзин Ш.Ш.) сунской живописи. Данная «идея» выражается с помощью различных форм языка живописи. За каждым типом формального языка скрывается присущее олько ему особенное эстетическое содержание, поэтому, можно сказать, что «идея» сунской живописи — это концентрированное воплощение различного эстетического содержания, также выдающийся символ традиционных эстетических особенностей китайской живописи в жанре «цветы и птицы».

Формальный язык современной живописи в жанре «цветы и птицы» по сравнению су нским периодом претерпел значительные изменения: композиция стала еще более разнообразной; изобразительные модели более многочисленны; отмечается дальнее усиление выразительности самих цветов и богатства материалов и т. д. Данные изменения повлекли а собой появление огромного пространства для развития, кардинально усилили выразительность живописи и ознаменовали наступление новой эпохи колоссального современной живописи в жанре «цветы и птицы».

Лу Ифэй. Эскиз пиона. 1961
Лу Ифэй. Эскиз пиона. 1961

Однако, если провести сравнительный анализ современных картин в данном жанре, можно увидеть, что «идея», наполнявшая полотна мастеров сунского времени, постепенно приходит в упадок. Можно предположить, что основной причиной наличия данной тенденции является игнорирование современными художниками эстетической коннотации традиционного формального языка, которые в попытках преобразования слепо заимствуют пришедшие извне формы искусства вплоть до бездумной погони за оригинальными необычными эффектами, что, в конечном счете, и приводит к деградации эстетической «идеи».

Можно выделить несколько критических точек упадка. Упадок композиционного мышления с точки зрения единства формы и содержания.

Принципы художественного мышления, изложенные в трактате Се Хэ «Шесть законов живописи» на протяжении веков, оказывали значительное влияние на китайскую традиционную живопись.

Например, один из законов «размещение частей свитка/соответствие расположению вещей/действуя согласно законам пространства, определяй положение [объекта на рисунке]» («цзинъинвэйчжи»), это и есть композиция. В данном законе говорится, что расположение объектов на картине должно быть определено посредством «организации» (цзинъин). Понятие «цзинъин» включает себя «анализ/размышление» (сыкао), «всестороннее обдумывание» (туйцяо), «анализ/дифференциация» (фэньси) «исследование» (яньцзю).

«Шесть законов» Се Хэ неразделимы, нельзя использовать тот или иной закон отрыве от остальных. Превалирование принципа «организации» (цзинъин) над расположением объектов является формообразующей частью пространства картины, а выразительные средства, применяемые для осуществления принципа «организации» (цзинъин) -«кисть» (би) из закона «cтруктурный метод пользования кистью» (гуфа юнби), «форма» (син Ш) из закона «резонируя с вещами, передавай форму/соответствие формы реальным вещам» (инъусянсин), «цвет» (цай) из закона «соответствие цвета роду вещей» (суйлэйфуцай) должны в совокупности достичь осуществления закона «одухотворенный ритм живого движения/цикличность дыхания (ци) рождает движение» (циюньшэндун), а именно, единства формы и содержания изображения.

Исходя из вышеизложенного, мы можем увидеть, что Се Хэ предъявлял композиции следующее основное требование: в первую очередь художник должен «увидеть» содержание картины, затем, взяв за основу содержание, «увидеть» роль самого объекта и структуру всей конструкции, произвести тщательный отбор, отвергая те или иные варианты, соединить их, формируя, таким образом, единое пространство картины. В трактате Се Хэ нашел отражение основной принцип китайской традиционной живописи гохуа: главное — это содержание, не отдельная обособленная работа композиционной формой, то, что называется «композиционным мышлением», то есть, подробное исследование композиции.
1. Ван Чанлин (кит. трад. 王昌齡, упр. 王昌龄, пиньинь Wáng Chānglíng; 698—756) — китайский поэт времен династии Тан. Второе имя — Шао Бо (кит. 少伯). Родился в Тайюани провинции Шаньси. По другим источникам — в Цзянькане, около современного Нанкина. Успешно сдав экзамены на цзиньши, был назначен на важные должности, в том числе в Сишуй (кит. 汜水, современный Синъян в провинции Хэнань). К концу своей жизни был управляющим уезда Цзяннин. Погиб во время восстания Ань Лушаня.

Был представителем пограничной поэзии. Описывал сражения и битвы в западном Китае. Один из трех (вместе с Ван Чжихуанем и Гао Ши) участников известного Соревнования в трактире.
Сохранилось около 180 произведений, которые можно разделить на две группы: пограничная поэзия («В военном походе») и гражданская (лирическая и бытовая) поэзия («Женщина из Чжэцзяна»).

Его произведения входят в антологию Триста танских поэм.

http://www.dslib.net/muzee-vedenie/zhanr-hua-njao-v-kitajskoj-zhivopisi-gohua-xix-xxi-vekov.html

Хризантема

Хризантема в искусстве
«Хризантемы пленительно поблекли, багряные листья кружились в воздухе, не в силах противостоять внезапным порывам ветра, — право, более прелестной картины и вообразить невозможно»
(Повесть о Гэндзи)

Бакуфу Оно. Хризантемы
Бакуфу Оно. Хризантемы

Изысканную хризантему почитают во всем мире, особенно в Японии. Пишут о ней поэты.
Как тает иней, павший на цветы
Той хризантемы, что растет у дома,
Где я живу,
Так, жизнь, растаешь ты,
Исполненная нежною любовью!
Рёкан Стихи монаха дзен Рёкана

Изображают художники.

Уильям Сей 1825 Британский музей. Хризантемы

Уильям Сей 1825 Британский музей. Хризантемы
Уильям Сей 1825 Британский музей. Хризантемы

Каждый год ботанический сад в Токио проводит выставку хризантем.
Национальное общество хризантем проводит две осенних выставки- в сентябре и в ноябре. Но если вы не можете побывать на этих выставках искусство поможет вам любоваться цветами.
АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы  АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы
АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы

АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы
Анри Фантен-Латур ( 1836 — 1904) — французский художник и литограф.

Станислава Вильгельм Lilpop (1863-1930)
Станислава Вильгельм Lilpop (1863-1930)

Станислава Вильгельм Lilpop (1863-1930)

Литография Антона Седера (1850-1916) в стиле модерн для печати в 1890 году. Хризантема, клубника.
Литография Антона Седера (1850-1916) в стиле модерн для печати в 1890 году. Хризантема, клубника.

Импрессионисты были под влиянием японского искусства, но то, что Ван Гог и Фантен-Латур (увидеть его изображение хризантемы в вазе выше) изобразили, сильно отличается от того, что создал Хокусай.

Эдуард Мане. Хризантемы. 1881
Эдуард Мане. Хризантемы. 1881

Клод Моне. Хризантемы
Клод Моне. Хризантемы

Клод Моне. Хризантемы

У англичан Уильям Моррис создавал обои с хризантемами:

У.Моррис. Обои с хризантемами
У.Моррис. Обои с хризантемами

Уильям Моррис. Хризантемы. Обои
Уильям Моррис 1834- 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист, прерафаэлит.

Игорь Грабарь — граненый стакан и хризантемы
Игорь Грабарь — граненый стакан и хризантемы
Русские художники рисуют хризантемы.

Ханабуса Иттё. Хризантемы и кот. Кон 17-. нач. 18 в.
Ханабуса Иттё. Хризантемы и кот. Кон 17-. нач. 18 в.

Ивасаки Цунэмаса

Ивасаки Цуньяса Желтые хризантемы
Ивасаки Цуньяса Желтые хризантемы

Коитцу. Tsuchiya Koitsu Хризантема. 20 век..
Коитцу. Tsuchiya Koitsu Хризантема. 20 век..

Кейка Хасегава. Хризантема
Кейка Хасегава. Хризантема
Кано Байрей. Птица и хризантема
Кано Байрей. Птица и хризантема
Лю Цзи, «Лавр, Хризантема и Птицы»
Лю Цзи, «Лавр, Хризантема и Птицы»
Fan Chang Tien(范昌乾). Хризантема
Fan Chang Tien(范昌乾). Хризантема
Онг Шанг Чов Хризантема
Онг Шанг Чов Хризантема
Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.
Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.

Фикус

Фи́кус (лат. Ficus — смоковница, фига) — род растений семейства Тутовые (Moraceae), в составе которого образует монотипную трибу Фикусовые (Ficeae). Большинство видов — вечнозелёные, некоторые — листопадные.

Наиболее известным представителем рода является фиговое дерево (Ficus carica L.), известное как смоква, или винная ягода, или инжир, или фига. Также известен Фикус бенджамина, выращиваемый в комнатных условиях как декоративное растение.

Многие виды фикусов начинают жизнь как эпифиты, затем образуют придаточные корни, достигающие земли и разрастающиеся в мощные колоннообразные опоры для огромной кроны (баньян). Воздушные корни некоторых эпифитных фикусов способны плотно оплетать ствол дерева-хозяина, вызывая его отмирание (так называемые фикусы-удушители).

Листья фикуса религиозного (Ficus religiosa)
Листья очередные, реже супротивные, цельные, зубчатые или лопастные. Прилистники очень крупные; они одевают почку, но в большинстве случаев скоро отпадают и лишь изредка сохраняются после распускания листьев. «Фиговый лист» — устойчивая речевая форма во многих языках, в том числе и русском; несчётное число раз изображался на живописных полотнах и гравюрах старых мастеров.

Все части растения содержат млечный сок. Млечный сок некоторых видов (Ficus heterophylla, Ficus sycomorus, Ficus indica) используется в медицине.

Цветки собраны в пазушные соцветия, одиночные или сгруппированные по нескольку, и иногда на безлистном побеге образующие конечный колос или кисть. Цветоложе в соцветии большей частью в виде полого шара или груши с отверстием на верхушке; внутри на таком цветоложе располагаются мелкие цветки; мужские вместе с женскими или мужские отдельно от женских; иногда мужских цветков бывает очень мало, и они располагаются тогда у отверстия соцветия, а женские занимают всю остальную поверхность его. При каждом цветке иногда развиваются кроющие листья, иногда их не бывает. Цветок состоит из 2—6-раздельного или лопастного околоцветника, более развитого при мужском цветке. Тычинок либо 1, либо 2 или 3—6; нити у них короткие, пыльники либо выдаются из околоцветника, либо нет. Пестик один с одногнёздой (реже 3-2-гнёздой) односемянной завязью, с простым столбиком, не выдающимся из отверстия цветоложа. Опыляются насекомыми.

Плоды — особые плодовые тела — сикониумы: орешки, заключённые в мясистое цветоложе (фигу). Искривлённый зародыш окружён белком.

Преимущественно в тропических странах (на островах и побережьях Индийского и Тихого океанов, в южной Африке и в Средиземноморье), редко — в умеренном климате. Ficus carica (смоковница), например, растёт и плодоносит в Крыму, Закавказье, Средней Азии.
Священная фига, Фикус священный, Фикус религиозный, дерево бодхи (лат. Ficus religiosa) — вечнозелёное дерево, вид рода Фикус семейства Тутовые (Moraceae), произрастающее в Индии, Непале, Шри-Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай.

Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску.

Считается буддистами одним из символов просветления Будды Шакьямуни, сидя именно под таким деревом принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и стал Буддой. У буддистов известно под названием дерево «Бодхи», на сингальском языке bodi.

Дерево, под которым Будда достиг просветления, является центром композиции. Местные жители поклонялись ему, поскольку было известно, что он является резиденцией божества природы, которое здесь выходит из дерева и алтаря, чтобы прославить Будду. Сам алтарь покрыт травой куша, используемой в контексте жертвоприношений. У основания алтаря богиня земли поднялась с земли и почтительно преклонила колени перед ним.
Фикус микрокарпа, также известный как китайский баньян, индийский лавр или куртинный инжир, является баньяновым деревом, произрастающим в Индии, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и Австралии.
https://www.clevelandart.org/art/1997.151
Это вечнозеленое дерево с округлой густой кроной, достигающее высоты 15 м и более, с гладкой корой серого цвета, с млечным соком и длинными, тонкими, свисающими воздушными корнями.

Ficus microcarpa широко высаживают в качестве уличных деревьев, а также перед школами и правительственными зданиями.

PATRICK SIU CHINESE CALLIGRAPHY & LANDSCAPE PAINTING 蕭燿漢談書畫

Plant : Ficus microcarpa and Ficus macrophylla

Сад поместья Небамуна. Деревья и плоды
Сад поместья Небамуна. Деревья и плоды

1.Сикомо́р (лат. Fícus sycómorus), так называемая библейская смоковница — один из видов рода фикус семейства Тутовые. Иногда сикомором называют клён белый (явор) и платан.

Родиной считается Египет (Пс. 77:47)[8]. Произрастает в дикой природе в Макаронезии, Египте, Восточной, Западной и Южной Африке, Анголе и Камеруне, на Мадагаскаре и на Аравийском полуострове.

Сикомор достигает 16 метров высоты, обладает мощной кроной. В кроне сикомора сидел Закхей, высматривая Иисуса Христа (Лк. 19:4; в синодальном переводе говорится о смоковнице).

Сикомор имеет плотную и прочную древесину. Древесина употреблялась для столярных работ (Ис. 9:10), в Древнем Египте — на саркофаги.

С древности культивируется из-за съедобных плодов (оранжево-розовые фиги 25—50 мм в диаметре), напоминающих винную ягоду, фигу. О собирании плодов сикомора говорится в Библии (Амос. 7:14). Сикомор до сих пор культивируют в Иордании, на Кипре и в Израиле. Сикомор используется в медицине
Мандрагора — любовь, плодовитость. В Египте — символ любви и приворотное зелье; в Греции — атрибут Афродиты Мандрагорской. «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблони; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный» (Песнь Песней 7: 12-14).

Юнь Шоупин

Юнь Шоупин. 1633-1690
Юнь Шоупин. 1633-1690

Юнь Шоупин Цветы

Пионы в творчестве Юнь Шоупина
Среди цветов, изображенных Юнь Шоупином, выделяются пионы.

Юнь Шоупин Три пиона
Юнь Шоупин Три пиона

Перед своей относительно ранней смертью на пятьдесят седьмом году жизни (1690) Юнь Шоупин отдалился от мира, для того, чтобы вникнуть в тайны жизни и природы в одиночестве и тишине. Творчество Юнь Шоупина показывает как оригинально и глубоко чувствовал он любовь к природе. В изображении растений художником можно видеть тенденцию к уточнению и индивидуализации в технике живописи цветов. Он остается верен этому малому жанру. Тогда как его художник и друг Ван Хуэй предпочитал пейзаж и ставил его по значимости на первое место по сравнению с жанром «цветы».

Юнь Шоупин. Куст гвоздики и три бабочки
Юнь Шоупин. Куст гвоздики и три бабочки
Трехлистный Амарант Юнь Шоупин
Трехлистный Амарант Юнь Шоупин

«Амаранты – многолетние или однолетние травянистые растения, которые разводят как ценные зерновые, кормовые, овощные, декоративные и лекарственные растения. Обладают тонизирующими, кровоостанавливающими, общеукрепляющими и другими лечебными свойствами.» https://lektrava.ru/encyclopedia/amarant/

Юнь Шоупин Три пиона
Юнь Шоупин  Пионы
Юнь Шоупин Три пиона (деталь)
Юнь Шоупин  Пионы (деталь)

Юнь Шоупин (惲壽平, 1633 — 1690) — китайский художник времён династии Цин.
Он родился на севере Китая. его родственники, так как и его отец были вынуждены бежать в южный Китай из-за политических преследований.‎ В 1653 году отец художника стал монахом. Юнь Шоупин выбрал карьеру чиновника и, как обычно, был направлен в отдаленные провинции. В своих продолжительных и неторопливых путешествиях он не только познакомился с природой и пейзажами страны, но и с культурой и искусством огромной китайской империи. Юнь Шоупин проявил большой интерес к живописи, каллиграфии и литературе, и в конце концов стал так называемым художником-ученым.
Это означает, что он был художником-любителем в самом высоком смысле этого слова.
Он занимался искусством как хобби, для своего удовольствия и того, чтобы порадовать зрителя. Он мог выбрать темы по собственному вкусу. Художник посвятил себя, главным образом, светлой жизнерадостной жанровой живописи (жанру цветы. в основном), оставляя за гранью своих творческих интересов теневые темы жизни. Войны, борьба, болезни, страдания, смерть и непостоянство — все что можно обобщенно назвать суетным и преходящим и чем должны были заниматься профессиональные художники ради куска хлеба, выходило за рамки его творчества.

Свое мастерство Юнь Шоу Пин развивал, изучая старых мастеров и их методы. Тем не менее, он не мог работать в духе старинных стилей безоговорочно, как этого требовала строгая традиция китайского искусства. Снова и снова его собственная творческая оригинальность проявлялась в его работах, что его глубоко беспокоило, в то время как его оригинальность, которая так высоко ценится в западной культуре, воспринималась в то время как недостаток. Он восхищался художником Ван Хуэйем, несколько эклектичным имитатором и на наш взгляд, гораздо менее талантливым чем Юнь Шоупин. С Ван Хуэйем, который имел доступ в высшие круги общества, Юнь Шоупин был связан взаимной стимулирующей художественной дружбой всю жизнь. Вместе они предпринимали художественные поездки, обменивались опытом. Мастера даже дали друг другу разрешение рисовать некоторые детали или надписи на своих картинах друг у друга.

Перед своей относительно ранней смертью на пятьдесят седьмом году жизни (1690) Юнь Шоупин отдалился от мира, для того, чтобы вникнуть в тайны жизни и природы в одиночестве и тишине. Творчество Юнь Шоупина показывает как оригинально и глубоко чувствовал он любовь к природе. В изображении растений художником можно видеть тенденцию к уточнению и индивидуализации в технике живописи цветов. Он остается верен этому малому жанру. Тогда как его художник и друг Вэн Хуэй предпочитал пейзаж и ставил его по значимости на первое место по сравнению с жанром «цветы». О Ван Хуэйе:
Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911
Юнь Шоупин писал: «Цветок, лист! Как они могли когда-либо конкурировать с изображением тысячи скал и десяти тысяч ущелий!» Но какие цветы, какие листья изобразил Юнь Шоупин красками! Бамбук, хризантемы, лотосы, розы, цветы персика и чернослива и, конечно же, цветы пионов. Отличный пример живописи Юн Шоупина свиток «Три пиона» Размер свитока ок. 208 см х 105 см. Автор намеревался вызвать определенное настроение — в нашем случае он, вероятно, хотел передать момент весенней поэтической атмосферы. На свитке гигантский куст пиона с многочисленными двойными цветами поднимается к небу. Художник писал в своем дневнике: «Когда я рисую деревья и кусты растений, я предпочитаю высокие растения со старыми стволами, я люблю их рост, стремление к облакам.»

Мастер использовал технику, которая придавала изображению зернистость. Он пишет наброски без эскизов, изображая цветы, в результате чего создаются уникальные изображения каждого цветка.
Он пишет в стиле могуфа. Могуфа(沒骨法)- бесконтурная живопись, наиболее приближенная по технике к стилю Гунби. Эта техника была названа «не имеющей костей», «бескостной». Материалы необходимые для занятий МОГУФА: Тушь жидкая китайская для живописи и каллиграфии.

Боковые ветви пиона распространяются во всех направлениях в стороны в открытое свободное пространство. Как если бы не было чего-либо их ограничивающего. Глазу позволено бродить безгранично в бесконечность пространства вдоль более и более тонко заостренных разветвлений ветвей. Окружающее пространство считается почти таким же важным, как изображение и самого растения, которое получает свою способность дышать, жить и развиваться в этом пространства Он достигает эффекта глубины пространства не перспективным рисунком или насильственными свето-теневыми эффектами и контрастам. По собственным словам художника, он следует за «бесконечным» в живописи.
Юнь Шоу Пин не использует кисть с черной тушью для прорисовки контуров, но работает исключительно с цветом: нюансами основных цветов желтого, синего, красного и зеленого, которые он получил из растений и камней (минералов). Для усиления сверкающего цвета он иногда рисует и на оборотной сторон чрезвычайно тонко шелка основания. Именно эта прозрачность, которая также позволяет избегать карандашных набросков, дает впечатление спонтанно свежей природы.

Зрителя может удивить сочетание девять цветков на одном и том же кусте, все они разных цветов, белого, желтоватого, розового, красного и деликатно сиреневого с выступающими розовыми тычинками. Возможно,
они демонстрируют искусство прививки, которое старые китайские садоводы, как говорят, так блестяще освоили? Или же художник настоящим показал то, что его творчество не придерживается рабски точного изображения, а стремится
заставить нас испытать восторженное художественное видение красоты куста пиона?

Юнь Шоупин. 1633-1690
Юнь Шоупин. 1633-1690