Тоё Сэссю

Японский художник и буддийский священник дзен Тоё Сэссю (1420-1506) — величайший художник Японии. Его дзен картинам приписывают установление подлинно японского стиля живописи тушью, который имел большое влияние на всю последующую японскую живопись.
Период Муромати — время когда Тоё Сэссю жил — был периодом глубокого влияния дзэн-буддизма на общество, с которым первоначально японцы познакомились в период Камакура.
(Период Муромати, Муромати-дзидай(яп. 室町時代 Муромати дзидай, 1336 — 1573) — период в истории Японии, на протяжении которого существовала ставка сёгуна в Муромати.)
Тоё Сэссю — художник суйбокага — школа японской живописи тушью на бумаге или шёлке. Сложилась в конце XIV в. на основе традиций китайской монохромной живописи XII—XIII вв. Отличается графичностью, лапидарностью, выразительностью мазка. Художники — Мокуан (первая половина XIV в.), Дзёсэцу (начало XV в.), Начало дзен искусства Японии Сэссю, Сэссон (XVI в.)(https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/55140/%D0%A1%D1%83%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B3%D0%B0)
Большое влияние на японскую живопись оказали картины великих мастеров Южная Сун, особенно работы пейзажистов Ма Юаня
и Ся Гуя, чань художников Му Ци и Юй-Цзяня.
Тоё Сэссю родился в Биттю в западной части Хонсю. В молодости он стал буддийским послушником в Киото. Молодой Сэссю испытал влияние известного живописца Сюбуна.1.
Мало что известно о раннем художественном творчестве Тоё Сэссю до его путешествия в Китай (1467-1469), во время которого он посетил буддийские монастыри и побывал в Пекине. На Сэссю произвели большое впечатление сунские пейзажи, но художник был разочарован состоянием современной ему минской живописи.
Возвратившись в Японию в 1469 году Тоё Сэссю переехал в северной Кюсю, чтобы избежать гражданской войны, которая бушевала в Киото. Он поселился в городе Оита, где пользовался покровительством семьи Отомо. В это время его живопись пользуется успехом. Между 1481 и 1484 году художник совершил длительное путешествие по Японии, посетив многие районы страны. Во время этого путешествия он делает многочисленные зарисовки ландшафта.
После этой поездки Сэссю поселился в Ямагути в провинции Сухо, где он создал свою студию и пользовался покровительством семьи Мори. Он провел остаток своей жизни в Ямагути. Его слава при жизни была огромной, и многие из его учеников подписывали свои работы его именем, что делает определение работ мастера сложным. Тем не менее, шесть картин можно твердо отнести кисти Сэссю.
Самым смелой работой Сэссю является вертикальной свиток  «Пейзаж в стиле хабоку».

Тоё Сэссю Пейзаж в стиле хабоку
Тоё Сэссю Пейзаж в стиле хабоку

Этот пейзаж выполнен в технике «разлетающейся туши», которая способствует высокой степени абстракции формы.
Сэссю перенес в Японию китайский рисунок монохромной тушью (суми-э). Его свободная манера «хабоку» («разлетающаяся тушь») оказала большое влияние на позднейшую японскую графику.
Хотя Сэссю оставался буддийским монахом всю свою жизнь, он был художником пейзажистом. Несколько его работ написаны на определенные сюжеты из истории Дзен. Среди них большой свиток выполненный в 1496 . Он изображает Хайкэ, который отсек руку, чтобы показать свою силу воли основателю дзен, Бодхидхарме, или Даруме, как его называют в Японии. Смелая вдохновленная манера письма картины и выбор предмета характерны для дзен буддийской мысли. Портрет Дарума с густыми бровями и суровым лицом демонстрирует творческую мощь мастера.

Тоё Сэссю Дарума и Хайкэ

Сессю. Пейзаж. Бёбу. Галерея Фриер
Сессю. Пейзаж. Бёбу. Галерея Фриер

Последняя работа художника 6 — «Пейзаж» является одной из наиболее достоверных работ Сессю. Это пейзаж написанный тушью ( 山水 図 ) находится в частной коллекции семьи Тхара в Курасики, префектура Окаяма, Япония. Свиток является в Сокровищем нации.

Художник делает акцент на двух соснах в центральной части горной вершины. У дальнего берега мы наблюдаем «современную» линяю горизонта, необычную для того периода. [3] Зигзагообразная дорожка, ведущая к павильону на смотровой площадке, способствует значительной «пространственной глубине» картины. [3] [4]
По тропе путешествует старый странник, в сопровождении юноши. [4] Контраст между разбавленной тушью моря и неба и более концентрированными камнями и растительностью, а также выразительное использование фонового тона бумаги придают картине выразительность». Цветовые оттенки включают зеленый цвет сосновых иголок и апельсиновый в изображении здании.
Слева — подпись и печать Сессю, а наверху — две поэтические надписи или гасан ( 画 賛 ).

天橋 立 図Ама-но-Хашидатэ (Вид на Ама-но-Хашидатэ)
天橋 立 図Ама-но-Хашидатэ (Вид на Ама-но-Хашидатэ)

 

Ссылки

1.Сюбун Тэнсё (яп. 周文 天章) — известный японский дзэнский художник-монах (гасо) и скульптор периода Муромати, расцвет его творчества приходился на 1420—1450-е годы[

2.Tanaka Ichimatsu (1972). Japanese Ink Painting: Shubun to Sesshu. Weatherhill. pp. 112ff.
3.Grilli, Elise (1957). Tanio Nakamura (ed.). Sesshu. Tuttle Publishing. p. Plate 51.
4. Covell, Jon Carter (1941). Under the Seal of Sesshū. New York: De Pamphilis. pp. 75–7, 151.
5. https://terebess.hu/zen/mesterek/Sesshu.html

Литература
1.紙本墨画淡彩山水図〈雪舟筆/〉 [Landscape, ink and light colour on paper, by Sesshu] (in Japanese). Agency for Cultural Affairs. Retrieved 24 August 2015.
2. 国宝 [National Treasures of Japan] (in Japanese and English). 6. The Mainichi Newspapers. 1967. p. 42.
3. Parent, Mary Neighbour. «suibokuga». Japanese Architecture and Art Net Users System. Retrieved 24 August 2015.
4. Lee, Sherman (1956). «Shin and Sō». The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Cleveland Museum of Art. 43 (6): 115–118. JSTOR 25142133.
5.Covell, Jon Carter (1941). Under the Seal of Sesshū. New York: De Pamphilis. pp. 43–5.
6. Tsukui Hiromi (1998). Les sources spirituelles de la peinture de Sesshû [The Spiritual Sources of Sesshu’s Painting] (in French). Bibliothèque de l’Institut des hautes études japonaises. pp. 286ff. ISBN 2-913217-00-1.

7. Parent, Mary Neighbour. «gasan». Japanese Architecture and Art Net Users System. Retrieved 24 August 2015.
8. 雪舟 没後500年特別展 [Sesshu, Master of Ink and Brush: 500th Anniversary Exhibition] (in Japanese). The Mainichi Newspapers. 2002. p. 271.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.