Ци Байши

original
Ци Байши начал свою деятельность в период глубочайшего упадка Китая, экономического и политического. И тем не менее, ряд художников, творческий путь которых пришелся частично на трудные годы конца XIX и первой трети XX веков, достигли исключительных успехов в творчестве. Среди них Ци Байши.

Творчество Ци Байши (1863-1957) трогательно и проникновенно. Художник родился в бедной семье. Он начал работать очень рано. В мастерской столяра он научился работать с деревом. В дальнейшем он встретил профессионального художника, который заметил его талант и стал его учить. Ци Байши копировал учебник живописи эпохи Цин и, одновременно с усвоением правил и традиционной техники, он эксперементировал. Он создал свой совершенно неповторимый уникальный стиль. Его лист никогда не спутаешь с листом другого художника. Стремление передать дух, суть того, что он изображал постоянно владело его творческим поиском.
Ци Байши было уже около 30 лет, когда он начал учиться живописи. Помимо этого он нигде не учился. Создавая свои маленькие шедевры, он познает природу красоты мира и учит видеть ее всех зрителей его произведений. В традициях конфуцианства, которое определяло искусство Китая, проявляются влияния буддизма и даосизма на живопись Ци Байши. Эзотеризм этих духовных систем пронизывает произведения автора. Предметы, которые он изображал, имеют определенный подтекст. Чтобы его читать, нужно быть осведомленным в культурных реалиях и религиозном символизме многовековой китайской цивилизации. И в то же время это предметы или явления природы: цветы, насекомые, деревья. Они избражены искуссно и артистично. Непринужденность и наивная свежесть взгляда привлекает в изображениях самых непритязательных моделей автора: жуков, камаров или сломанных веток, так же как и увядших цветов. Крупными энергичными мазками большой кисти Ци Байши предает настроение и то, что китайцы называют "ли"-суть. Наполненная неповторимой мощью индивидуальности автора, эта "суть" превращается в гениальное произведение искусства.

 Цы Байши Шиповник, 1955
Ци Байши Шиповник, 1955

Незначительные явления приобретают на свитках Ци Байши теплоту и значимость.

Скромность и непритязательность темы сочетается с оригинальностью и неповторимостью зрительного кода. Отношение к миру природы и каждой былинке этого мира в стремлении выразить неповторимое своеобразие. Лаконичная манера письма подчинена этой цели. Экономия изобразительных средств позволяет достичь глубины понимания природы, неповторимости в ее изображении. Художник намеренно избегает красивости. Того, что противоречит подлинному искусству, по его мнению. Его свитки или рисунки иногда декоративны. И привлекают глаз видимой, зримой, осязаемой, чувственной реальностью изображенного художником, наделенным даром схатывать эту реальность и являть ее на листе или ткани. Но за зримым есть и незримое послание художника, изображающего фрагмент.
Уже в преклонном возрасте Ци Байши решил изменить свою жизнь. Он отправился в Пекин.
Ци Байши приехал в столицу через несколько лет после падения монарихии. В это время его стиль в живописи не привлекал публику. Ему было уже около 60 лет. Он стал испытывать значительные трудности в реализации своих произведений. Ему пришлось поселиться в буддийском монастыре и зарабатывать резкой печатей. После 1919 года по совету ученого и художника Чэнь Шицзена он начал десятилетие "реформ в старости", в которых он работал над упрощеннием формы, интеграцией рукописной манеры письма традиционных китайских художников Сюй Вэя, Ши Тао, Ву Чаншу и элементов стиля народного искусства. Он создал технику живописи красных цветов и черных листьев. И наконец его творчество стало ценится. Он послал ряд работ на выставку в Японии. Они были проданы. Ци Байши стал хорошо зарабатывать.

Во многих работах Ци Байши большое значение играет пустое пространство. Как, например, в работе "Креветки".
Пустое пространство рассматривается как начало бесчисленных вещей в китайской филосовской традиции, в даосизме и буддизме. Буддизм подчеркивает, что то, что является формой, пустота, а пустота, это форма ("Ведь пять скандх поистине видятся пустыми в их самобытии!" Здесь, Шарипутра, форма – пустота, а пустота – форма. Пустота неотлична от формы, форма неотлична от пустоты; что форма – то пустота, что пустота – то форма. Праджняпарамита Хридайя Сутра). Понятие пустого пространства оказало значительное влияние на китайскую живопись.
Одина из характеристик китайской живописи - это заполнение пустого пространства субстанциональным, вещественным. Лао Цзы в Дао Дэ Цзин сказал: "Зная белый цвет, сохраняй черный, это форма мираздания"(Лао Цзы, глава 28), ( в переводе А. Торчинова:"Знай белое свое и черное свое блюди"). Белый цвет в китайской живописи предполагает пустоту, в то время как черный - означает заполненое пространство. Филосовская дихотомия пустоты и заполненности выразилась особым образом и в живописи. То, что мы бы сочли просто не заполненным цветом фоном на листе "Креветок", является для китайца той пустотой, которая противоположна заполненности. И она говорит со зрителем так же, как и заполненое вещественное пространство.

Ци Байши был крупной личностью. В своей общественной деятельности он стремился к реализации идеалов гуманизма. Его не останавливали предрассудки политического или религиозного характера. Он служил Миру.

В 1952 году появилась картина художника "Мир", в которой он показывал, что счастье людей заключается в мирной созидательной жизни.

Ци Байши Мир
Ци Байши Мир

В период потепления взаимоотношений между СССР и КНР укрепились и советско-китайские культурные связи. На Украине был создан памятник Ци Байши. Советские художники и скульпторы встречались с китайскими.
Знаменательными были встречи советских культурных делегаций с Ци Байши. За свои многочисленные заслуги Ци Байши стал Главой Китайской академии художеств.

В 1956 году Ци Байши стал лауреатом Международной Премии Мира.

Цы Байши    Пеон.  1956
Цы Байши Пеон. 1956

В настоящее время искусство Ци Байши очень популярно в Китае. Его имя его и работы ассоциируются с национальным духом Китая, национальной живописью «гохуа» «цветы и птицы» («国画山水»).
Ци Байши
Ци Байши

Искусствоведы о Ци Байши
"Ци Байши был приверженцем «живописи интеллектуалов». В его творче-
стве отразилась классическая традиция китайского искусства и эксперимен-
тальные поиски. Его живопись содержит примеры весьма деликатной адапта-
ции приемов западного искусства – таких, как светотеневая моделировка; при-
ем пространственных построений на основе наложения плоских планов, подоб-
но меткам на карте, обозначающих «глубину»; способ использования низкой
линии горизонта и очень осторожная передача среды вокруг главных объектов
картины («Ноктюрн с горящей свечой»). По легенде, Пабло Пикассо как-то ска-
зал: «Я не осмелюсь поехать в Китай, так как там есть Ци Байши. Он – вели-
чайший художник Азии». Ци Байши создал свой уникальный стиль «Красные
цветы, черные листья» – на основе изучения работ старых мастеров. Он одним
из первых начал работать с натуры, использовал чистые цвета".
ПУТИ ПОДНЕБЕСНОЙ
Сборник научных трудов
Выпуск III
В двух частях
Часть 1
http://www.rci.bsu.by/_DB_news/p31.pdf

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий