«Цветы-птицы» Сун

В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы».
В X веке  он приобрел особое значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций. Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями.

Прекрасны Цветы абрикоса Чжао Чжана.

Чжао Чан, Цветущий абрикос. Гугун, Пекин
Чжао Чан, Цветущий абрикос. Гугун, Пекин

Сюй Си - один из величайших мастеров жанра "цветы и птицы". Работал и жил в 10 веке. Он  писал многочисленные мотивы вольной природы: водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения, включая свои изображения в воздушную среду. Покрывая светлыми прозрачными красками, нанесенные тушью контуры, акцентированные красной подсветкой по краям, он придерживался свободной манеры.

Sjuj Si
Сюй Си Бамбук на снегу

Чжао Цзи (趙佶 Zhao Ji)
(1082—1135)
Чжао Цзи, Хуэйцзун (1082—1135) — восьмой император династии Сун, художник, каллиграф, музыкант, мастер чайной церемонии. Все свое свободное время посвящал искусству, что привело его к небрежению государственными делами и катастрофе: империя потеряла свои северные владения, Кайфэн, одна из величайших столиц мира, была разграблена.
Хуэйцзун проводил большую часть своего времени, восхищаясь искусством. Он был коллекционером живописи, каллиграфии и антиквариата предыдущих эпох китайской культуры. Он сам писал стихи, рисовал картины, создавая свой собственный стиль каллиграфии, интересовался архитектурой и ландшафтным дизайном и даже писал трактат по медицине.

Хуэйцзун прилагал огромные усилия для поиска лучших мастеров искусства. Он создал императорский дом живописи «Хан Лин Хуа Юань», где выставлялись лучшие работы мастеров со всей страны.
Главными действующими лицами его картин являются птицы и цветы.

Чжао Цзи. Птицы на дереве
Чжао Цзи. Птицы на дереве

Ву Бин, уроженец провинции Цзянсу, придворным художником в эпоху Южная Сун. Этот лист из альбома "Изысканных жемчужин известных картин (名 繪 集 珍)" иpображает растение риса с изящными листьями, несущими тяжелые побеги зерна и поникшие под их тяжестью. Над ними летают две изящные бабочки. Видны и оводы. Стрекоза также ползет одному из листьев риса. Растения и насекомые предоставлены с исключительной четкостью и натурализмом.

Ву Бин Растения риса и насекомые
Ву Бин Растения риса и насекомые
Ву Бин Ветка бамбука с кузнечиком
Ву Бин Ветка бамбука с кузнечиком

Анималистический жанр так же расцветает в это время. "И Юаньцзи́ (около 1000 — около 1064) — китайский живописец времен Северной Сунской династии, родом из Чанша (провинция Хунань), прославившийся своим мастерством в изображении животных, в особенности обезьян."

И Юаньцзи, «Два гиббона на дубе»
И Юаньцзи, «Два гиббона на дубе»

Цуй Бо (1050 - 1074 ) - один из ведущих китайских художников династии Северная Сун. Цуй Бо вошел в историю китайской живописи как выдающийся мастер "хуа няо" в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые»
(цинь - няо) и «живопись бамбука » ( чжу ) . Любимыми объектами внимания художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры - ива и бамбук, хотя он обращался также к другим подобным образам. Цуй Бо, досконально знал привычки многих живых существ, что позволяло ему творить в «необузданно - свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем его предшественники.

На свитке "Заяц и две сойки" и изображены две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над испуганным зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви.

Художник Лю Кай создал одно из самых лучших изображений рыб, плавающих на фоне опадающих (около 1075).
рыба3 liu-cai
Рыбы, плавающие среди опадающих цветов. Лю Кай

Чжао Мэнцзян (???, 1199 -1264) - китайский художник, государственный служащий времен периода династии Южная Сун. Происходил из императорской семьи Чжао, которая и былаправящей династией Сун. В 1226 году успешно сдаал императорский экзамен и получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала служил в администрации Хучжоу.Впоследствии
был назначен судьей области Яньчжоу, которая охватывала сегодняшние территории районов Цзяньдэ, Чуньань и Тунлу провинции Чжэцзян. На этой должности он оставался почти до конца
жизни. Умер в 1264 году.

Он был специалистом в изображении цветов нарциссов, слив, орхидей, бамбука и скал, но нарциссы удавались ему лучше. Его относят к группе художников, изображающих так называемых «Трех друзей зимы» - художников и поэтов, которые изображали художественные композиции сливы, бамбука и сосны в зимний период. Все картины-свитки написаны
монохромной технике с использованием черной туши. Сосна может расти на бедной, каменистой почве и оставаться зеленой даже суровой зимой. Она символизирует выживание в трудных обстоятельствах. Слива цветет зимой и ее нежные белые цветы говорят о чистоте, а также красоте даже при сожных обстоятельствах. Слива, бамбук и сосна вместе напоминают о конфуцианской добродетели поддержания своей целостности даже в самых неблагоприятных условиях.

Чжао Мэнцзян. Три друга зимы
Чжао Мэнцзян. Три друга зимы

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий