Укиё-э в девятнадцатом веке

Конец XVIII - начало XIX веков считается «золотым веком» укиё-э: в эти годы творили такие мастера, как Тории Киёнага (1752-1815),

Китагава Утамаро (1753-1806),

Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800
Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800

Тосюсай Сяраку (годы творчества 1794-1795), Тёбунсай Эйси (1756-1815), Кубо Сюнман (1757-1820) и другие художники, принесшие японской гравюре большую популярность и всеобщее признание. В это же время дебютировал Утагава Тоёкуни (1769-1801), ведущий мастер укиё-э первой четверти XIX века.
Первое тридцатилетие XIX века стало эпохой наиболее  массового распространения укиё-э, в это время в Японии - не только в Эдо, но и во многих других городах (Киото, Осака, Нагоя) - работали сотни художников, создававших десятки тысяч гравюр.
Одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж, непревзойденным мастером которого считается Кацусика Хокусай. Такие серии гравюр, «36 видов Фудзи» и пятнадцатитомный труд «Хокусай манга», принесли ему мировую славу. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили: в его работах можно найти и отголоски классического китайского пейзажа, и влияние традиционных японских школ Тоса и Кано, и приемы художественно-декоративной школы Римпа, и знание основ западноевропейской живописи. В начале XIX века ведущей школой укиё-э стала школа Утагава.
Примерно половина всех сохранившихся к настоящему времени гравюр была создана представителями этой художественной династии. Основателем школы Утагава считается  Утагава Тоёхару (1735-1845), живший в Эдо. Утагава Тоёхару прославился своими пейзажами уки-э "перспективными картинами»).
800px-Utagawa_Toyoharu_Rome Для своих произведений художник использовал так называемые "ведуты"-картины европейских мастеров, детально изображавших городские виды. Именно подобные картиры были основными источниками знаний о перспективе. Двумя наиболее известными учениками были мастера были  Утагава Тоёхиро (1773-1830) и Утагава Тоёкуни (1769-1825), враждовавшие друг с другом.
Учениками Тоёкуни были такие блестящие и одаренные художники, как Утагава Кунимаса (1773-1810), Утагава Кунисада (1798-1861), создавший более 20 тысяч гравюр, Утагава Куниёси (1798-1861).

Какиномото но Хитомаро Утагава Куниеси 1798-1861
Какиномото но Хитомаро Утагава Куниеси 1798-1861

Утагава Куниеси создал цикл гравют к роману китайского писателя Ши Най-аня(1296-1370 гг.) “Речные заводи”, который входит в число четырех известнейших китайских романов (“Троецарствие”, “Речные заводи”, “Путешествие на Запад” и “Сон в красном тереме”) "108 героев популярного романа Suikoden".
Он также писал многочисленные пейзажи и сцены из жизни.Снег

Эта гравюра из цикла, посвященного японскому буддийскому монау Нитирэну (1222—1282)-основателю школы Нитирэн но.

Куниеси Зима
Куниеси Зима

Несколько отдельно стоит еще один представитель школы Утагава Андо Хиросигэ (1797-1858), второй великий мастер японского пейзажа, создавший свою собственную манеру, считающуюся более близкой к традиционному японскому взгляду на свою природу и землю.
Несмотря на  мнение об упадке   искусства укиё-э во второй половине XIX столетия, в этот период появилось несколько талантливых художников, продолживших великие традиции мастеров прошлого: Ёситоси Цукиока (1839-1892),

 Ёситоси Цукиока Асаока видит мышь на экране
Ёситоси Цукиока Асаока видит мышь на экране

Среди выдающихся художников этого времени Тиканобу Тоёхара 1838-1912), Киётика Кобаяси (1847-1915). Следует также отметить, что в токугавской Японии укиё-э долгое время считался «низким» жанром, поэтому огромное количество работ было утеряно. Примечательно, что самим японцам взглянуть на укиё-э как на высокохудожественные произведения помогли иностранцы. В Европе японские гравюры вошли в моду, коллекционеры и любители искусства стали закупать их в большом количестве. Эстетика  уки-э оказала огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников, как Эдгар Клод Моне и Винсент Ван Гог, который просто копировал некоторые гравюры Утагава Хиросигэ («Сливовый сад Камэйдо» attach и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака»). Через импрессионизм искусство укиё-э пришло и  во всю европейскую живопись конца XIX - начала XX веков.
Поданры укие-э:
Катё-э — «картины о цветах и птицах») — поджанр японской гравюры укиё-э, ведущий свое происхождение из традиционного жанра китайской живописи, посвященного тому же предмету. Существовали мастера, специализирующиеся исключительно на этом жанре, хотя крупные мастера укиё-э, например, Хиросигэ, также иногда его использовали.

Ватанабэ Сётэй, «Птица на хурмовом дереве»
Ватанабэ Сётэй, «Птица на хурмовом дереве»

Бидзинга-изображение женской красоты.
якуся-э — портреты популярных актёров театра.
Сюнга-эротические гравюры.

фукэй-га — пейзажи
муся-э — изображения знаменитых самураев.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий