Укиё-э в девятнадцатом веке

Укиё-э в девятнадцатом веке

Конец XVIII — начало XIX веков считается «золотым веком» укиё-э: в эти годы творили такие мастера, как Тории Киёнага (1752-1815),
Китагава Утамаро (1753-1806),
Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800

Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800
Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800

Тосюсай Сяраку (годы творчества 1794-1795), Тёбунсай Эйси (1756-1815), Кубо Сюнман (1757-1820) и другие художники, принесшие японской гравюре большую популярность и всеобщее признание. В это же время дебютировал Утагава Тоёкуни (1769-1801), ведущий мастер укиё-э первой четверти XIX века.
Первое тридцатилетие XIX века стало эпохой наиболее массового распространения укиё-э, в это время в Японии — не только в Эдо, но и во многих других городах (Киото, Осака, Нагоя) — работали сотни художников, создававших десятки тысяч гравюр.

Одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж, непревзойденным мастером которого считается Кацусика Хокусай. Такие серии гравюр, «36 видов Фудзи» и пятнадцатитомный труд «Хокусай манга», принесли ему мировую славу. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили: в его работах можно найти и отголоски классического китайского пейзажа, и влияние традиционных японских школ Тоса и Кано, и приемы художественно-декоративной школы Римпа, и знание основ западноевропейской живописи.

В начале XIX века ведущей школой укиё-э стала школа Утагава.

Примерно половина всех сохранившихся к настоящему времени гравюр была создана представителями этой художественной династии.

Основателем школы Утагава считается Утагава Тоёхару (1735-1845), живший в Эдо. Утагава Тоёхару прославился своими пейзажами укиё-э»перспективными картинами»).
Для своих произведений художник использовал так называемые «ведуты»-картины европейских мастеров, детально изображавших городские виды. Именно подобные картиры были основными источниками знаний о перспективе. Двумя наиболее известными учениками были мастера были Утагава Тоёхиро (1773-1830) и Утагава Тоёкуни (1769-1825), враждовавшие друг с другом.

Учениками Тоёкуни были такие блестящие и одаренные художники, как Утагава Кунимаса (1773-1810), Утагава Кунисада (1798-1861), создавший более 20 тысяч гравюр, Утагава Куниёси (1798-1861).

Какиномото но Хитомаро, Утагава Куниеси 1798-1861
Какиномото но Хитомаро, Утагава Куниеси 1798-1861

Какиномото но Хитомаро Утагава Куниеси 1798-1861
Утагава Куниеси создал цикл гравют к роману китайского писателя Ши Най-аня(1296-1370 гг.) “Речные заводи”, который входит в число четырех известнейших китайских романов (“Троецарствие”, “Речные заводи”, “Путешествие на Запад” и “Сон в красном тереме”) «108 героев популярного романа Suikoden».
Он также писал многочисленные пейзажи и сцены из жизни.
Эта гравюра из цикла, посвященного японскому буддийскому монаху Нитирэну (1222—1282)-основателю школы Нитирэн но.

Куниеси Зима
Куниеси Зима

Куниеси Зима

Несколько отдельно стоит еще один представитель школы Утагава Андо Хиросигэ (1797-1858), второй великий мастер японского пейзажа, создавший свою собственную манеру, считающуюся более близкой к традиционному японскому взгляду на свою природу и землю.Эдо Хиросигэ

Несмотря на мнение об упадке искусства укиё-э во второй половине XIX столетия, в этот период появилось несколько талантливых художников, продолживших великие традиции мастеров прошлого: Ёситоси Цукиока(1839-1892),
Ёситоси Цукиока Асаока видит мышь на экране

Ёситоси Цукиока Асаока видит мышь на экране
Ёситоси Цукиока Асаока видит мышь на экране

Среди выдающихся художников этого времени Тиканобу Тоёхара 1838-1912), Киётика Кобаяси (1847-1915). Следует также отметить, что в токугавской Японии укиё-э долгое время считался «низким» жанром, поэтому огромное количество работ было утеряно. Примечательно, что самим японцам взглянуть на укиё-э как на высокохудожественные произведения помогли иностранцы. В Европе японские гравюры вошли в моду, коллекционеры и любители искусства стали закупать их в большом количестве. Эстетика укиё оказала огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников, как Эдгар Клод Моне и Винсент Ван Гог, который просто копировал некоторые гравюры Утагава Хиросигэ («Сливовый сад Камэйдо» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака»). Через импрессионизм искусство укиё-э пришло и во всю европейскую живопись конца XIX — начала XX веков.
Поданры укие-э:
Катё-э — «картины о цветах и птицах») — поджанр японской гравюры укиё-э, ведущий свое происхождение из традиционного жанра китайской живописи, посвященного тому же предмету. Существовали мастера, специализирующиеся исключительно на этом жанре, хотя крупные мастера укиё-э, например, Хиросигэ, также иногда его использовали.
Ватанабэ Сётэй, «Птица на хурмовом дереве»
Бидзинга-изображение женской красоты.
якуся-э — портреты популярных актёров театра.
Сюнга-эротические гравюры.
фукэй-га — пейзажи
муся-э — изображения знаменитых самураев.

Литература:
Все о японской гравюре.
Составитель И.И. Мосин, Вильнюс, UAB «Bestiary», 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.