Укиё-э в XVII-XVIII веках

Японская гравюра укиё-э в XVII-XVIII веках

Сугимура Дзихэй Зимние занятия
Сугимура Дзихэй Зимние занятия

В середине XVII века в Японии сложилось уникальное художественное явление, которое вошло в историю под именем укиё-э. Укиё-э — «картинки изменчивого мира», ксилографии, которые печатали с деревянных досок, подготовленных по оригиналь­ным эскизам художников. Мастера этой школы открыли для себя не только новые темы, сюжеты и героев своих произведений, они обратились к новой технике — ксилографии, которая давала широкие возможности для во­площения их творческих замыслов, для создания искусства, доступного и понятного горожанам. В XVII столетии гравюра на дереве поднялась до высот подлинного искусства. Отцом японской гра­вюры обычно считают Хисикава Моронобу (1618-1694).

Моронобу Обернувшаяся красавица
Моронобу Обернувшаяся красавица

Художник подарил японцам доступную и дешевую гравюру, заменившую горожанам дорогостоящую живопись. Моронобу основал школу Хисикава, ставшую одной из основных школ укиё-э. У него было много учеников и последователей, талантливейший из которых — Сугимура Дзихэй (годы творчества 1681-1698).

Этот мастер считается создателем гравюры итимай-э, которая печаталась с отдельного листа. Искусство Хисикава Моронобу и его младших современников Тории Киёнобу (1664-1729) и Кайгэцудо Андо (1671-1743) определили стиль ранней гравюры укиё-э.

Тории Киёнобу I. "Актёр Декисима Хания, сидящий на вишнёвом дереве
Тории Киёнобу
Актёр Декисима Хания, сидящий на вишнёвом дереве

Оба этих художника, не принадлежавшие к числу учеников Моронобу, но являвшиеся его последователями, стали основателями собственных школ укиё-э, развивавших два ведущих жанра этого направления —
бидзин-га (изображения красавиц) и якуся-э (теа­тральная гравюра).
Первые ксилографии были черно-белыми, выполненными в технике сумидзури.
После 1673 года их стали раскрашивать от руки суриком (краской тан), откуда и появилось название «тан-э».

Позже, уже в XVIII веке, ввели технику двухцветной печати (бэни-э), при которой обязательно применялись розо­вая и зеленая краски. Авторство этого изобретения принадлежало Окумура Масанобу (1686-1764).
Революцию в укиё-э произвел выдающийся мастер Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику полихромной цветной печати, названной нисики-э (парчовые картинки), или Эдо-э (эдоские картинки).

Около 1770 года новый взлет пережил жанр якуся-э: выступившие новаторами Кацукава Сюнсё (1726-1793) и Иппицусай Бунтё ( 1765-1795) впервые стали изображать актеров как конкретных личностей, исполняющих конкретные роли, добиваясь портретного сходства с самим актером, в то время как на более ранних гравюрах отличить изображенных на них актеров можно было только по их личным гербам на одежде.

Портрет поэтессы Исэ, выполненный художником XVIII века Кацукавой Сюнсё.
Портрет поэтессы Исэ, выполненный художником XVIII века Кацукавой Сюнсё.

Кацукава Сюнсё стал основателем художественной династии Кацукава. Самым известным его учеником был великий мастер укиё-э Кацусика Хокусай (1760-1849).

Воспеванием женской красоты прославились такие художники, как Исода Корюсай (годы творчества 1765-1788) и Китао Сигэмаса (1739-1820), избравшие своими героинями прекрасных куртизанок, занятых повседневными бытовыми заботами.
Хасира-э («картинки для столбов») — гравюра длинного и узкого формата — 70 см длинной и 12 см шириной. Такие гравюры были распространены в Японии с середины 18-го до середины 19-го вв. Происхождение этих длинных узких гравюр и точная дата их появления неизвестны. Считается, что они были объединены с висячими свитками, которые традиционно использовались для украшения внутренних опорных столбов японского дома, хотя было найдено всего несколько подсказок, подтверждающих это предположение. Многие из этих гравюр находятся в плачевном состоянии и их цвета повреждены, возможно, потому, что, после помещения на столбы, они подвергались воздействию атмосферных условий. https://www.israelculture.info/xasira-e-stolbovye-gravyury/

Считается, что уникальный формат этих гравюр проистекает из попыток художника укиё-э (с яп. образы изменчивого мира) Окумуры Масанобу (1686-1764) создать гравюры формата 75×25 см., известные как какэмоно-э (вертикально висящий свиток), с использованием деревянных панелей неправильного размера. Поскольку принято было украшать токонома — нишу или углубление в доме — какэмоно, домовладельцы, которые не могли позволить себе свиток, написанный известным художником, вместо этого приобретали такие гравюры.

Поскольку ствол вишневого дерева, используемый для изготовления блоков для создания деревянных гравюр, слишком узкий для какэмоно, художники соединяли два блока вместе по длине и полировали шов, чтобы он не проявлялся на гравюре. В 1741 году Масанобу, по-видимому, использовал доски низкого качества, чтобы сделать гравюры дешевле. Из-за этого краски на водной основе, используемые при печати, намочили дерево, которое раскололось по соединению и разрушилось. Чтобы не тратить эти панели, художник разрезал их по длине, создав таким образом гравюры, которые составляют всего 16 см. шириной. Масанобу назвал эти гравюры хасира-э, но мы не знаем, действительно ли он намеревался их повесить на столбы дома. Он иногда подписывал свои работы с добавлением надписи «изобретатель гравюр для столбов». В 1745 году ширина хасира-э была дополнительно уменьшена примерно до 12 см.

Этот длинный узкий формат очень необычен и представляет собой настоящую задачу для художника в отношении дизайна и композиции. Впервые художники изобразили фигуру на гравюре частично, как будто часть ее «вышла» за пределы картины. Мужчины или женщины выглядят так, будто вертикальная часть тела была отрезана, и фигура кажется чрезвычайно высокой. Сравнение с изображением фигур на гравюрах стандартных размеров таких художников, как Сузуки Харунобу (1725-11770) и Хосода Эйси (1756-1829), — о-обан, 25×37 см (большой большой формат); хособан, 14×34 см (узкий формат); тёбан, 21×28 см. (средний формат) — показывает, насколько они крупнее на столбовых гравюрах. Эта специфическая композиция оказала заметное влияние на японское искусство и на работы западных художников, в том числе Мане, Тулуз-Лотрека и Дега.

Около 100 лет гравюры хасира-э создавались знаменитыми художниками. Среди них были Тории Киёсигэ I (годы творчества 1720-1760), Корюсай Исода (годы твор. 1764-1788), Тории Киёмицу (1735-1785), Кацукава Сюнтё (годы твор. 1780-1795), Утагава Тоёнобу (годы твор.1770-1780) и Китагава Утамаро (1753-1806). Другие известные художники, в том числе Андо Хиросиге (1797-1858), не создавали гравюры для столбов, и были еще и такие художники, которые создали только несколько таких гравюр. В их число входит Кацусика Хокусай (1760-1849), Утагава Куниёси (1798-1861) и Утагава Кунисада (1786-1864).

В 1840-м году художники перестали изготавливать гравюры для столбов по неизвестной причине. По сравнению с огромным количеством гравюр стандартных размеров было выпущено всего около 1500 хасира-э, но нет никаких сомнений в том, что они передают нам лучшие качества японской печати.

Исода Кюросай. Счастливый сон
Исода Кюросай. Счастливый сон

Счастливый первый сон (hatsu-yume): молодая женщина с тремя баклажанами слева, человек с ястребом справа, Гора Фудзи сзади. Темы считаются наиболее благоприятными для первого сна Нового года. Очень редкий пример двух вертикальных гравюр.
«Один: Фудзи, два: ястреб, три: баклажан» («ichi Fuji, ni taka, san nasubi») — популярное высказывание, дающее предпочтительный, идеальный порядок для благоприятных снов в Новый год. Здесь мотивы трех счастливых снов представлены молодой парой, одетыми в элегантные наряды начала 1770-х годов, длинную пурпуровую куртку «хаори» для сокольника (справа) и кимоно с длинными свисающими рукавами. Свитки находятся в Британском музее.

Исода, Корюсай Isoda Koryūsai ( 礒 田 湖 龍 斎, 1735-1790) — японский дизайнер и художник укиё с 1769 по 1790 год.
Корюсай родился в 1735 году и служил самураем в клане Цучия . После смерти главы клана перебрался в Эдо (современный Токио), где поселился у моста Рыгуку в районе Ягенбори. Он стал художником и гравером и работал под именем Харухиро с 1769 году, сначала создавая гравюры на самурайские темы.
Мастер печати укие-э Харунобу умер в 1770 году, и примерно в это же время Корюсай начал печатать гравюры о жизни в районах развлечений.
Корюсай был плодовитым создателем отдельных гравюр и печатных серий, большинство из которых появилось между 1769 и 1881 годами.
Число известных гравюр художника составляет две тысячи пятьсот работ. В среднем он выпускал четыре работы в неделю. По словам историка искусства Аллена Хокли, «Корюсай может быть … был самым продуктивным художником восемнадцатого века».

Он разработал по меньшей мере 350 гравюр хасира-э 1, большое количество эротических изображений сюнга и другие работы.
За годы своего творчества Кюросай создал около 600 цветных гравюр (нисики-э). Среди них серии: «Образцы новых узоров для молодёжи», «Пять конфуцианских достоинств», «Шесть поэтов», «Восемь картин с изображением птиц». Особенно выделяются у него рисунки формата хасира-э (листы узкого вертикального формата, которые вешали на столбы)

Популярность Корюсая была высока.

Надпись на этой гравюре: Они стали заниматься любовью под вишнями. Но им помешали. мужчина в маске лисы. Проходящяя девушка удивлена.
Он счастлив провести вечеринку и выпить под вишневыми цветами.

Исода, Корюсай. Любовь под вишнями
Исода, Корюсай. Любовь под вишнями

Конец XVIII — начало XIX веков считается «золотым веком» укиё-э в эти годы творили такие мастера, как Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (годы творчества 1794-1795), Тёбунсай Эйси (1756-1815), Кубо Сюнман (1757-1820) и другие художники, принесшие японской гравюре большую популярность и всеобщее признание.

Тории Киёнага. Праздник хризантем
Тории Киёнага. Праздник хризантем

Андо Кайгэцудо (1671-1743) (настоящее имя — Окацава Ясунори) — один из ведущих художников первой трети XVIII века.

Кайгэцудо продолжил традиции великого мастера Хисикава Моронобу и стал основателем самобытной художествен­ной школы. Андо, а вслед за ним и его ученики, избрали темой своих картин жизнь красавиц в «веселом квартале» Ёсивара. Жрицы любви представали перед зрителем во всем великолепии: изображенные в полный рост, в эффектных позах, одетые в яркие кимоно, подчеркивающие их соблазнительные формы.
Изящные и причудливые линии женских силуэтов, парящих в пустом пространстве картины (дабы ничто не отвлекало от них внимания), создавались единым росчерком кисти. Эти рисунки служили своего рода рекламой знаменитых куртизанок и чайных домов и одновременно рассказывали о последних тенденциях в одежде и прическах, выполняя роль журналов мод.
В противоположность яркости и выразительности нарядов образы красавиц, имевшие мало общего с живыми моделями, были однотипны и безлики. Однако именно эти портреты положили начало жанру бидзин-га, ставшему одним из главных в искусстве укиё-э.

Кэйгэцудэ Андо. Музыкантша и помощница. XVIII в. Чернила и цвет на шелке, 34x54 см
Кэйгэцудэ Андо. Музыкантша и помощница. XVIII в. Чернила и цвет на шелке, 34×54 см

Яркая цветовая гамма показывает, что он работал в технике никухицу (живопись кистью). Изысканные работы мастера отличались великолепной красочной палитрой, замысловатым стилем и изо­бретательными сюжетными линиями, в полной мере раскрывшимися в жан­ровых картинах. О жизни художника почти ничего неизвестно, за исключением того, что в 1714 году его сослали на остров Осима Идзу, то ли за участие в политическом скандале, то ли за по­средничество в любовной истории, в которой была замешана придворная дама сегуна. Предполагают, что в 1733 году художник вернулся и продолжил работать в Эдо.

Анти Кайгэцудо (Анти Тёоёдо,(1700-1716) был самым известным и плодовитым из учеников Андо Кайгэцудо, основавшего в начале XVIII века собственную школу. Художники этой школы специализировались на портретах красавиц и знаменитых куртизанок из «веселого квартала» Ёсивара. По сравнению с вызывающе-откровенной, яркой, живописной манерой учителя художественный стиль Анти отличался сдержанностью и аристократизмом.

Анти Кайгэцудо. Куртизанка
Анти Кайгэцудо. Куртизанка

Несмотря на огромное количество работ, выполненных художником при жизни, до нашего времени дошло не более десяти его гравюр. Причина этого кроется в том, что мастера школы Кайгэцудо отдавали предпо­чтение кисти, а не резцу, и лишь позже, уже после высылки учителя из Эдо в 1714 году, обратились к технике ксилографии.
На фоне красочных живописных работ, выполненных в виде вертикальных свитков, черно-белые гравюры Анти выглядели интереснее и эффектнее, так как строгий рисунок художника с его незамысловатыми линиями и удлиненными формами как нельзя лучше подходил для печатных изданий. Элегантный стиль Кайгэцудо оказал определяющее влияние на твор­чество Киёнага Тории и стал основой для более поздних поисков Утамаро Китагава.

Анти Тёоёдо — единственный из учеников Кайгэцудо, который пользовался псевдонимом, начинающимся с первого иероглифа имени учителя — Ан. Это обстоятельство навело большинство исследователей на мысль, что Анти был в родстве с Андо, возможно, даже его сыном.

Бидзин-га, якуся-э

Эйсёсай Тёки. Новогодний парад красавиц
Эйсёсай Тёки. Новогодний парад красавиц

ТЁКИ Эйсосай (1760-1800-)
Учитель — Торияма Сэкиэн Жанр — бидзин-га, якуся-э
Теки Эйсосай — представитель классического периода истории укиё-э. Он был учеником Сэкиэн Торияма, учителя Утамаро Китагава, и специализировался на изображениях хорошеньких куртизанок и гейш и портретах актеров. Если его театральные гравюры якуся-э чем-то напоминали работы Сяраку Тосюсай, то работы в жанре бидзин-га стилистически отличались от тех, что делали другие художники. Умело выстроенные композиции, великолепные цветовые сочетания, создание особой поэтической атмосферы в картине, умение передать тончайшие оттенки настроения и при этом стремление к идеалу говорили об индивидуальном стиле художника. Пристальное внимание Тёки уделял фону: однотонный или выполненный в технике кира-э (использование слюдяного порошка, придающего серебряное мерцание картине), но чаше реалистический фон, как падающий на зонтик красавицы белый, пушистый снег («Девушка с зонтиком и слуга») или ночное небо с волшебными светлячками («Ловля светлячков»).
ТЕСЮН Миягава 1682-1752
Основатель школы Миягава Учитель — Хисикава Моронобу Ученики — Иссо, Сюнси, Сюнтэй, Сюнсуй Миягава Жанр — билзин-га, фулзоку-га.
Тёсюн Миягава (настоящее имя — Кихэйлзи) — мастер раннего периода развития укиё-э. Он родился в провинции Овари, юношей перебрался в Эдо, где начал изучать живопись в школах Кано и Ямато-Тоса. Попав под влияние творчества Хисикава Моронобу, молодой художник увлекся искусством укиё-э. Однако Тёсюн Миягава никогда не работал в технике ксилографии, а прославился живописными свитками с изображением прекрасных женшин и жанровых сценок из повседневной жизни. Жанр бидзин-га получил широкое распространение в начале XVIII века благодаря работам мастеров школы Кайгэцудо. В сравнении с роскошными пышнотелыми куртизанками Кайгэцудо красавицы Миягава отличались утонченностью и элегантностью, были менее идеализированными, живыми существами с эмоциями и чувствами. Уделяя все внимание позе и костюму персонажа, художник размешал свои модели в пустом пространстве, изредка добавляя декоративное обрамление картины. Такой прием был очень распространен в картинах бидзин-га, и Тёсюн шел по традиционному пути. Совсем другим он представал в жанровой живописи, изображая сцены празднеств, речных прогулок, вечеринок горожан под цветущей сакурой, интерьеров чайных домов и мастерских художников. Четкая, выразительная, элегантная линия рисунка, натуралистическое изображение черт лица, стремление к разнообразию характеров, внимание к мельчайшим деталям и не скованное условностями композиционное решение показывают глубоко индивидуальный стиль Тёсюн Миягава. Надо сказать, что жизнь обошлась с художником сурово. В результате интриг основанная им школа подверглась гонениям, почти все ученики были арестованы и высланы из Эдо, а сам мастер, не вынеся позора, вскоре умер

Куртизанка и цветущяя сакура. Т. Миягава
Куртизанка и цветущая сакура. Т. Миягава.

Тории Киёнага (1752-1815) художник укиё-э

Продолжаем тему укиё-э.
Рассказ пойдет о мастере жанра Киёнага Тории (Киенага Тору).
О японской гравюре этого времени:Японская гравюра укиё-э в XVII-XVIII веках

Киенага Тору Чайный домик на побережье
Киенага Тору Чайный домик на побережье

Красавицы, гуляющие вдоль озера. Киенага Тории
Красавицы, гуляющие вдоль озера. Киенага Тории

Киёнага Тории (1752-1815)- выдающийся мастер периода расцвета укиё-э. О его жизни известно очень мало.
Настоящее имя — Сэки (Сэкигути) Синсукэ (Исибэй). Он родился в городе Урага в семье кни­готорговца Сиракоя Исибея, учился в Эдо в мастерской знаменитого ху­дожника Киёмицу Тории, после смерти, которого принял пост главы школы Тории. Киёнага начинал с театральной гравюры якуся-э, но лучшие и самые известные его работы выполнены в жанре бидзинга. Это произведения, изображающие женскую красоту в традиционной японской живописной манере.
Он прославился, прежде всего, как мастер диптихов и триптихов с изображением празднич­ных процессий, прогулок, пикников.

Мастер бидзинга
Например здесь приводится картина прогулки в Новый Год. Излюбленная тема художника — много­фигурные шествия куртизанок. Герои­ни его гравюр — величавые, красивые, прекрасно сложенные — в сложном взаимодействии друг с другом обра­зовывали единые ритмические группы. Непревзойденный мастер композиции, Киёнага помещал их в рамки хорошо прорисованного интерьера или на фоне реалистического пейзажа, ис­пользуя западные приемы изображе­ния пространства и света.

Театральная гравюра якуся-э
Этот подход он применил и в театральной гравюре, представляя картину как обзорную панораму с артистами, певцами и музыкантами, расположившимися на сцене. При этом фон, на котором раз­ворачивалось действие, не выглядел чужеродным элементом. Это та среда, где жили его герои, и художник стре­мился передать их единство и гармо­нию. За свою жизнь Киёнага выполнил огромное количество цветных стан­ковых гравюр (более тысячи) и около 120 иллюстрированных книг. Среди прославивших художника работ: се­рии «Состязания модных красавиц из «веселых кварталов»», «Двенадцать портретов южных красавиц», «Десять видов чайных лавок» и др.

Стиль
Его стиль, от­личающийся ясностью и простотой ри­сунка, насыщенной цветовой гаммой, достоверностью и реалистичностью в изображении фигур и окружающего мира, оказал сильнейшее влияние на самых разных мастеров, таких как Кацусика Хокусай, Китагава Хитомара и друих художников укиё-э.

«В сравнении с Харунобу в творчестве Киёнага изменился как характер изображения человека, так и самый тон показа окружающей действительности. Киёнага пошел по пути активного утверждения образа человека в окружающей его среде. Пейзаж и интерьер, построенные Киёнага по законам линейной перспективы, выступают не как особый фон, вторящий душевному состоянию героев, а как реальная, естественная среда, в которой живет человек. Вместе с тем Киёнага был еще далек от индивидуализации своих персонажей, от углубленного раскрытия человеческих характеров и чувств. Так же как Харунобу, он создает идеальный образ, почти без изменений повторяя его во всех своих гравюрах. Однако в созданном Киёнага образе, пластически убедительном, материальном, почти чувственном, в пафосе его утверждения искусство этого периода достигло той грани, за которой уже начиналась сложная область подлинных человеческих страстей и характеров.»

Тории Киенага. Символы новогодних снов.
Тории Киенага. Символы новогодних снов.

Тории Киенага. Актеры, танцующие перед кадомацу
Тории Киенага. Актеры, танцующие перед кадомацу

Тории Киёнага. Новый год.
Тории Киёнага. Новый год.

Литература
Все о японской гравюре / сост. И.И. Мосин
Все о японской гравюре. — Вильнюс : Bestiary, 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.