Юаньские художники Чжао Мэнфу и Ван Мэн

Чжао Мэнфу (1254—1322) -  выдающийся китайский художник, каллиграф, литератор и государственный деятель.

Чжао Мэнфу родился в г. Усине (совр. г. Хучжоу, пров. Чжэцзян) в семье потомков сунского императора Тайцзу,  Монгольское завоевание начавшееся в 1267 году начало новую эпоху во всех сферах жизни Китая..

В 1279 году окончательно пала династия Южная Сун.; Цянь Сюань-лидер оппозиционно настроенного объединения восьми художников в Усине, стал близким другом Чжао Мэнфу и, вероятно, первым настоящим учителем.

Чжао Мэнфу  все же принял предложение служить  при дворе монгольского хана Хубилая, ставшего китайским императором. Чжао Мэнфу и Цянь Сюань отказавшийся от службы захватчикам не порвали отношения. Дружба их продолжалась

Чжао Мэнфу  следовал учению «чаоинь» («отшельник при дворе»). Вариантом  этой позиции было учение «ши инь», или «отшельничеству на рынке». Их роднило отрешенное отношение к деятельности, в которой человек неизбежно вынужден участвовать.

Чжао женился на Гуань Даошэн из Наньсюня в 1286 году,  художнице, поэтессе, каллиграфе, образованной  и утонченной женщине.

Работа  Чжао Мэнфу. Свиток «Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа» (1296, Гугун, Тайбэй) продемонстрировала его новаторство в области пейзажной живописи.

Чжао Мэнфу «Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа» (1296, Гугун, Тайбэй)
«Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа» (1296, Гугун, Тайбэй)

Это произведение оказало сильное влияние на развитие китайской живописи, и вызвало самые большие споры.

«Вместо методов обрисовки и подкраски, и обрисовки  текстурного мазка Чжао пользуется протяжными мазками кисти.   Этим он создает иллюзию материальности предметов. Его техника передачи форм стала новым шагом в развитии живописи.  Многие художники использовали  его методы в своей работе.

600px-6_Zhao_Mengfu_Water_Village,_dated_1302_(24.9_x_120.5_cm);_Palace_Museum

Пейзаж «Поселение у воды»  принадлежит позднему периоду в творчестве мастера, Чжао Мэнфу создал его в 1302 году (24.9 x 120.5 см, Музей Гугун, Тайбэй. Архаизмы стали неотъемлемой частью индивидуального стиля художника. Композиция (вновь принадлежащая типу «пиньюань») медленно раскрывается при движении через рощи покрытых листвой и голых деревьев, через середину свитка, на которой видны дома, мосты, лодка и несколько мелких человеческих фигурок. Две гряды невысоких гор преграждают даль.

Чжао Мэнфу. Поселение у воды. 1302 г. Гугун, Тайбэй. Картина выразила состояние души в данном случае  покой и отстраненность от суеты мира. Картина имела успех. Ни Цзянь и Хуан Гунван переняли способ  работы сухой кистью без размывов и тональных контрастов. Чжао Мэнфу создал свой стиль. Он по новому осмыслил принципы «живописи ученых» (вэньжэньхуа).

Чжао любил рисовать лошадей. В надписи на одной из картин он пишет: «Картину не только трудно нарисовать, ещё труднее её понять. Я люблю рисовать лошадей, потому что обладаю талантом и могу изобразить их с большим мастерством. Я почувствовал, что в этой работе могу сравниться с танскими мастерами. В природе должны существовать люди с острым глазом [способные понять это]».

Есть произведения Чжао Мэнфу и в других жанрах: живопись и фигур, цветы-птицы, живопись бамбука. Мне очень нравятся хризантемы из цикла свитков художника "10 хризантем". Они напоминают мне хризантемы, упоминающиеся в стихах Тао Юань Мина.

Десять хризантем.Деталь. 1300-1310, Сотбис
Десять хризантем. Деталь. 1300-1310, Сотбис

Композиции из камней, старых деревьев и бамбука выделяются  в живописи бамбука Чжао Мэнфу. В рисунке на свитке «Изысканные камни и старые деревья» (27,5х62,8 см, Гугун, Пекин) объединены живопись и каллиграфия, На рисунке четверостишие: «Камни -как „летящий белый“ (почерк), деревья - как „почерк печатей“/Когда изображение бамбука выполнено способом „развёрнутой восьмёрки“ (то есть поздним канцелярским почерком)/Тот, кто прочувствовал это до конца, поймёт, что живопись и каллиграфия всегда были одним и тем же». Здесь говорится о единстве живописи и каллиграфии. Родство живописи и каллиграфии здесь налицо. Мало кому из живописцев удавалось  достичь гармонии литературного текста, каллиграфии и живописного произведения.

220px-Zhao_Meng_Fu_Elegant_Rocks_and_Sparse_Trees

Чжао обладал даром ритмической согласованности элементов композиции.

В создаваемых им энергопотоках «ши», энергия ци не сдерживается, но и не истощается;- отмечают знатоки. Его тушь глубока по тону и сочна; профессиональная искушённость удерживала мастера от излишне сильных акцентов и открытой экспрессии.

Ван Мэн  (1308-1385) - аристократ и чиновник вынужден был оставить службу  и уединиться   на горе Желтого Журавля ( Хуанхао) недалеко от Суджоу.  Он стал называть себя «Собиратель дров с горы «Желтого Журавля».  Затем в Суджоу он приобрел известность как художник. Но впоследствии, по-видимому, по ложному доносу был осужден и попал в тюрьму. Там он и умер в возрасте 77 лет. Ван Мэн жил в период беспрерывных смут. В годы его жизни вспыхнуло восстание «красных повязок». Эти события отразились на творчестве художника, на его стиле. Он создает далекие от реальности  фантастические пейзажи  при помощи изломанных тревожных линий.

Пейзаж   «Жилище в горах Цинбянь» (1366 г. Музей Шанхая) принадлежит к категории «пейзажа отшельничества». Этот пейзаж изображает жилище в Усине - месте, котором жил время от времени его дед Чжао Мэнфу. Дом, спрятанный среди гор, видится убежищем и местом покоя.  Все в пейзаже навевает воспоминания о прежней мирной и  безопасной жизни.

Ван Мэн. Жилище в горах Цинбянь. 1366 г. Музей Шанхая.

Художник стремится показать упорядоченный мир-мироздание, гармоничное и равновесное - но  он резко очерченные и неестественные светотени и нарушение пропорций, кривые линии разбивает это равновесие. Мир полон тревоги и волнения на  картине. Ван Мэна иногда называют китайским экспрессионистом,  проводя параллель с европейской живописью.  Так же как сравнивали Сюй Вэя с  Ван Гогом.

«Лесная пещера в Цзюйцюе» (Гугун, Тайбэй) подписан   «Дровосек с горы Жёлтого журавля». Ван Мэн написал это для «возвышенного учёного из Скромного пристанища». Ученый сидит перед пристанищем с  волшебным грибом (линчжи) в руках. Слуга ведет из леса оленей. Другой - кормит журавлей. Журавли, олени, линчжи - даосские благоприятствующие символы.

Ван Мэн. Лесная пещера в Цзюйцюе. Гугун, Тайбэй.

Но картина наполнена неспокойствием, которое порождает контраст между маленькими фигурками ученых на террасах и взвихренной листвой деревьев, окрашенной  в  красные  оттенки осени, взвинченные линии, изображающие природные объекты. Виртуозно накладывая мазки, мастер охровыми красноватыми  мазками добивается высокой выразительности и эмоциональности.

Свиток Ван Мэна «Гэ Чжичуань  перевозит своё жилище» написана в 1360-х годах.  Гэ Чжичуань - историческая личность, знаменитый даосский алхимик, живший в 3 веке н.э. Он – автор   даосского алхимического  трактата «Баопуцзы нейбянь», за который его позднее включили в пантеон бессмертных. Путешествие  изображенное на свитке предпринято по видимому в поисках киновари которое нужно было для приготовления эликсира бессмертия.

Ван Мэн. Гэ Чжичуань перевозит своё жилище. 1360е гг. Гугун, Пекин.

Ван Мэн следовал традиции  пейзажной живописи. Но во многом – он новатор,  повлиявший на живопись следующих эпох.

About admin

Наталья Турышева has written 118 post in this blog.

Share this post for your friends:
Friend me:

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>