Буддизм в Бурятии Заяев Дамба-Доржо

Заяев, Дамба-Доржо
Заяев, Дамба-Доржо

Заяев, Дамба-Доржо
Дрепунг Буддизм Тибет
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дамба-Доржо Заяев
бур. Заягийн Дамбадоржо

Дамба-Доржо Заяев
1-й Пандито Хамбо-лама
1764 — 1776
Община: Гелуг
Предшественник: титул учреждён
Преемник: Содномпил Хэтэхэйн

Образование: Дрепунг
Рождение: 1710
улус Цаган-Челутай, Кяхтинский район
Смерть: 1776
урочище Талын Харгана, Селенгинский район
Отец: Зая Сахулаков
Принятие священного сана: гелонг
Панди́то Хамбо́-ла́ма I Дамба́-Доржо́ Зая́ев (Дамба-Даржай Заяев, 1710 — 1776) — бурятский религиозный деятель, первый глава буддистов Восточной Cибири в 1764—1776 годах[1].

Первый бурятский лама, завершивший полное классическое буддийское образование в Тибете, распространитель буддизма в Бурятии, основатель Цонгольского дацана.
Родился в 1710 году на восточном берегу реки Чикой у подножья горы Хуугтэй-Хаан (близ современного улуса Цаган-Челутай Кяхтинского района), в семье цонгольского нойона Зая Сахулакова. В 1725 году Дамба-Доржо отправился в Даа-Хурээ, затем в Пекин и через пограничный город Синин — в Тибет. По пути в Лхасу Заяев совершил паломничество на место рождения Цонкапы в Кумбуме.

С 1734 года в течение 7 лет обучался на факультете Гоман дацан монастыря Палден Дрепунг, одного из трёх великих монастырей школы Гелуг. Получил обеты гецула от Панчен-ламы Лобсана Еше. В 20-летнем возрасте получил обеты гелонга от Далай-ламы VII Кэлсанга Гьяцо. В совершенстве овладев знаниями 10 буддийских наук, в возрасте 25 лет успешно сдал экзамены на степень геше (бур. гэбшэ) — доктора буддийской философии. В 1732 году Дамба-Доржо Заяев вернулся в Бурятию.

В 1741 году был удостоен аудиенции императрицы Елизаветы Петровны, которая дала официальное согласие на его просьбу разрешить свободно распространять буддизм среди бурят. В 1757 году становится ширээтэ (настоятелем) Цонгольского (Хилгантуйского) дацана.

В царствование Екатерины II 22 июня 1764 года по ходатайству нойонов селенгинских родов вышел указ Пограничной канцелярии об утверждении Дамба-Доржо Заяева в должности «Главного Пандито Хамбо-ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала» и главного над всеми ширээтэ селенгинских дацанов.

В 1767 году Заяев становится одним из членов комиссии, созванной Екатериной II для разработки проекта нового религиозного уложения. В 1775 году принимает участие в составлении Селенгинского уложения, одного из первых документов обычного права ясачных народностей.

В период правления Заяева были построены 10 больших и 6 малых дацанов. Самый большой из них — резиденция Пандито Хамбо-ламы — Цонгольский дацан «Балдан Брайбун», названный в честь тибетского монастыря Палден Дрепунг.

В 1776 году в местности Талын Харгана близ Селенгинска первый Пандито Хамбо-лама Дамба-Доржо Заяев закончил земной путь — ушёл в нирвану.

Память
В 2008 году в местности Талын Харгана, находящейся в Селенгинском районе Бурятии в 7 км севернее Новоселенгинска у Кяхтинского тракта, установлен субурган, посвящённый I Пандито Хамбо-ламе[2]. Создаётся обширный буддийский комплекс. В 2012 году при поддержке президента России В. В. Путина начато возведение храма-дугана Белой Тары (бур. Цаган Дара Эхэ).

Луи Каравак. Екатерина II
Луи Каравак. Екатерина II

На портрете София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская после приезда в Россию.
Интересно, что 1764 году буддийское духовенство Бурятии объявило Екатерину II воплощением Белой Тары на земле, а первый хамбо-лама Дамба Доржи Заяев на аудиенции поклонился ей в ноги, как божеству. С тех пор все хамбо-ламы приносили специальную присягу на верность «Белому царю», а при личной встрече с императорами простирались перед ними.

Белая Тара
Белая Тара

Белая Тара
Белая Тара (Sita Tāra, тиб. sgrol dkar ma) символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость. Она имеет семь глаз — по одному на каждой ладони и ступнях, а также во лбу, что символизирует её всеведение страдания во всей Вселенной. Поэтому её также называют «Семиглазой» Белая Тара является целительницей и даёт удачу. В одном из древних тибетских текстов она упоминается как Еше Хорло — «колесо исполнения желаний», и, визуализируя её, практикующий стремится отождествить себя с этим божеством и таким образом убрать все препятствия.

Атрибут Белой Тары — цветок лотоса в левой руке, который является символом Трёх Драгоценностей Буддизма. От неё исходит белый свет.
Так же интересно , что в 2009 году президент России Дмитрий Медведев посетил Иволгинский дацан близ Улан-Удэ. Еще до приезда президента в Бурятию ламы сообщили, что собираются признать Медведева воплощением одного из самых почитаемых божеств буддийского пантеона — Белой Тары — и провести перед ним обряд простирания. Во время этого обряда воплощение божества усаживают на трон «белого царя», а ламы полностью распластываются на земле перед ним. От обряда президент решил отказаться, но сказал, что с уважением относится к традициям буддистов и их решению.
(По материалам Википедии)

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий