Живопись бамбука в Китае

Заметьте, что самое жесткое дерево легко ломается, в то время как бамбук или ива выживают, сгибаемые ветром.
Брюс Ли

Сюй Вэй Банан и листья бамбука
Сюй Вэй Банан и листья бамбука

Бамбук в китайской живописи исключительно распространенная тема. О бамбуке в Китае:http://turisheva.ru/bambuk/

Работая в жанре "живопись бамбука" художник будет рисовать стебель бамбука или группу стеблей с листьями. Для него важен контраст между передним и задним планами, а также между различными текстурами, использующимися в изображении стеблей и листьев. Художник часто вписывает стихотворение, которое сопровождает картину и далее разъясняет мотив создания изображения. Стихотворение является неотъемлемой частью работы в целом. Зритель может сравнить каллиграфию стихотворения с каллиграфией живописи, и изображение с содержанием надписи кистью, которое отражает аналогичные настроения и состояния сознания.
Бамбук крепкий, прямой, и надежный. Его может согнуть ветер, буря и дождь, но он никогда не изменится. Он настоящий пример мужества и выносливости.
Первый принцип композиции живописи бамбука- четыре части растения должны быть рассмотрены в следующем порядке: стебель, узел, ветви и листья. Если основное правило не соблюдается, время и усилия будут потрачены впустую, и картина никогда не будет завершена. Изображение бамбука должно передавать истинную сущность бамбука, выражение качеств добродетельного и высокоморального человека, которые оно символизирует. Качества бамбука как растения рассматривались как образец моральной силы, а чествование этих качеств человеком как акт самосовершенствования.
Художник Вэнь Тун писал, что бамбук живет в его сердце. Бамбук не только относится к четырем благородным растениям. Это слива (мэй), орхидея (лань), хризантема (цзюй) и бамбук (чжу).
Он также принадлежит к отдельной группе, где он открыто братается с соснами и сливами. Сосна, Бамбук и Цветок Сливы (сун чжу мэй) - «Три Зимних Друга» Они называются тремя друзьями зимы, потому что бамбук и сосна не вянут в зимние дни, и сливы начинают цветение в холодное время года.

Бамбук также демонстрирует определенную визуальную привлекательность на образованных людей, потому что его силуэт в лучах солнца или луны на бумажных окнах китайского дома производит поэтический эффект. Его прямые стебли были символом мудреца - несчастье всегда может согнуть его, но он никогда изменится. Внутренняя область бамбука - стебель символизирует пустоту, которая должна быть создана в уме, перед созданием новых идей. Необходима ясность ума, чтобы избежать хаоса и добиться желаемых результатов. В технической отношении, нужно отлично владеть кистью для того, чтобы выполнить идеально цилиндрические стебли, ровные и жесткие междоузлия, и тонкое просвечивание, нервных листьев, видимых с различных точек зрения.

Живопись бамбука династии Сун

Основателем монохромного изображения бамбука считается Вэнь Тун (1019-1079). Второе имя Вэнь Туна было Юйкэ.
Вэнь Тун служил губернатором в Хучжоу. Вэнь Тун в соответствии с легендами проводил много времени в бамбуковых рощах. Там он бывал во все времена года. Даже свой дом он окружил посадками бамбука, чтобы постоянно любоваться любимыми растениями.

Вэнь Тун Бамбук
Вэнь Тун Бамбук

Вэнь Тун жил в эпоху Сун. Он сдал экзамены на государственную должность и получил степень цзиньши. Утонченный и образованный человек, Вэнь любил поэзию, сочинял стихи, занимался каллиграфией. Он дружил с выдающимся поэтом своего времени Су Ши. Что касается стиля, который положил в основу изображения бамбука Вэнь Тун, то он писал бамбук тушью, используя приемы каллиграфической скорописи. Вэнь Тун изображал бамбук как живое существо: его трепещущие листья на ветру, сухие ветви рядом с молодыми нежными ростками, новые свежие побеги и старые склоненные стволы. Ему было интересно как выглядел бамбук в непогоду под снегом. И он пропадал в бамбуковых рощах зимой наблюдая бамбук в это время года. Осенью во время дождей он смотрел на то, как капли воды стекали с листьев и как они вздрагивали под порывами ветра. Летом и весной пропадал он в бамбуковых рощах вновь и вновь наблюдал, как тянутся к небу, меняются, старятся его "любимцы". Изображения бамбука Вэнь Тэна отличает простота и сдержанность. Изображения бамбука Это не просто пейзаж для китайца. Самые утонченные и возвышенные чувства передает такая картина на шелковом свитке, ширме или стене.

Процесс творчества Вэнь Туна был особым состоянием, в котором он забывал об окружающем мире и людях. Об этой особенности творчества Вэнь Туна писал Су Ши. Оба художника отрицали формальную живопись и следование традиционным канонам. В одном из своих эссе (цзи)— «Гибкий бамбук Юньданской долины» — Су Ши писал: «Бамбук только что родился, росточек всего в один цунь — и только! А уже появились сочлененья и листья. Родившись, он растет, пока его шероховатые, как крылышки цикады, колкие, как зазубринки на брюшке змеи, ростки не превратятся в острые копья в десять синь длиной. Ныне те, кто рисует этот бамбук, копируют звено за звеном, листочек за листочком, — и считают, что это и есть бамбук. Ну, какой тут может получиться бамбук? В старые же времена, рисуя бамбук, считали, что прежде всего нужно вместить образ бамбука в себя самого, держать в руках кисть, внимательно всматриваться. И тогда, когда разглядишь, что ты хочешь написать, стремительно браться за дело, привести в движение кисть, и ужо не останавливаться, дабы сразу же достичь того, что было до этого зримо: это то же мгновение, когда падает сокол на выпрыгнувшего зайца… Если потерять момент — образ бамбука исчезнет, будто его и не бывало!»
«Именно так учил меня искусству Юйкэ.
На свитке сунского художника Ван Тинъюня бамбук символизирует силу и доблесть. Рядом с замшелым деревом это еще и обновление и рост. Линии свитка изящны и декоративны.

Ван Тинъюнь Бамбук и замшелое дерево
Ван Тинъюнь Бамбук и замшелое дерево

Живопись бамбука в эпоху Юань
В эпоху Юань изображение бамбука стало очень популярным. Художники, вынужденные скрывать свои патриотические настроения, выражали их иносказательно. Символика бамбука была ясна каждому. У власти в Китае в период юань стояли монголы. Бамбук символизировал благородную стойкую личность, духовно не починившуюся превосходящим силой завоевателям-варварам. Среди художников, писавших бамбук в юаньскую пору были такие живописцы как Чжао Мэнфу, Ли Кань, Као Кэгун, Кэ Цзюсы.

Ли Кань Бамбук и скалы
Ли Кань Бамбук и скалы

Ли Кань (1245-1320 гг.) уроженец провинции Хэбэй, был художником бамбука. Он тщательно наблюдал бамбук. Ли Кань был автором эссе и теоретических трактатов по живописи бамбука. Некоторые критики считают Ли Каня лучшим художником бамбука. Кэ Цзюсы ( 1290—1343) занимался живописью бамбука. Ли Кань превосходил талантом Кэ Цзюсы. Все же работы художника выразительны. Кэ Цзюсы дружил с художником-аристократом Ни Цзянем. Часто бывал в его имении. Там создана одна из его работ: "Бамбук из Цинбигэ написанный тушью." Ее характеризует простота и изящество

Ни Цзань. Дерево, бамбук, и изящный камень. Гугун, Пекин.
Ни Цзань. Дерево, бамбук, и изящный камень. Гугун, Пекин.

У Чжэнь ( род. 1280 — ум. 1354) — китайский художник эпохи Юань так же изображал бамбук. Одна из его работ - "Ростки бамбука возле камня". Это изображение бамбука У Чэня исполнено чувствами жалости, одиночества и заброшенности. Зритель задумывается и ловит себя на том, что невольная печаль охватила его. Для У Чжэня эта эмоциональная окраска его шедевров нередка. У Чжэнь продолжил традицию изображения бамбука Вэнь Туна. И в то же время он внес новое, расширив эмоциональное звучание изображений бамбука. У Чжэнь пытался выразить мгновенное впечатление от увиденного в своих монохромных изображениях растения. Ствол художник изображал архаическим стилем "чжуан", а листья - скорописным письмом. И хотя он скромно пишет, что не достиг высот Вэнь Туна в изображении бамбука, он поднял пейзаж бамбука на новую высоту, придав ему глубокую разнообразную и интенсивную эмоциональную наполненность.

Wang Yuan 王淵 (active 1310–1350)

Живопись бамбука во времена династии Мин
Gui Changshi 歸昌世 (1574–1645)

Ся Чан(夏昶, 1388-1470 гг.) был выдающимся мастером живописи бамбука минской династии.

Ся Чан(夏昶, 1388-1470 гг.)
Ся Чан(夏昶, 1388-1470 гг.)

 

 

 

 

Ся Чан(夏昶, 1388-1470 гг.)
Ся Чан(夏昶, 1388-1470 гг.)

 

Ся Чан(夏昶, 1388-1470 гг.)
Ся Чан(夏昶, 1388-1470 гг.)

Изображая бамбук, художник эпохи Мин, работавший в жанре "цветы птицы", Сюй Вэй (1521-1593) считается новатором в искусстве, намного определившим свое время. Сюй Вэй был мастером, блестяще владевшим техникой изображения растений и птиц тушью на бумаге. Его работы отличает передача тонких душевных переживаний самого автора, выраженных в изображениях. Сюй Вэй вносил на свои свитки каллиграфические надписи. Часто это были его стихи. "Бамбук подобен бедняку, на которого обрушился дождь и ветер", - считал Сюй Вэй.
Сюй Вэй не различает в своем искусстве "низкое" и "высокое". Он выражает свои душевные переживания, тоску по сочувствию и нежности. Его бамбук, который изображает художник эмоционален, выразителен, наполнен тем, что волновало художника.

Сюй Вэй Бамбук
Сюй Вэй Бамбук

Вот свиток другого выдающегося художника эпохи мин Вэнь Чжэнмина.

Вэнь Чжэнмин Бамбук
Вэнь Чжэнмин Бамбук

 

В китайской культуре цветки сливы и бамбука иногда сочетают в одну дружественную пару. И те, и другие символизируют чистоту и преданность. Это сочетание нашло отражение в рисунке и сопроводительном стихе конца XVII-— началаXVIIIвека . Хэ Шикунь принадлежал к династии Мин, и, согласно двум местным географическим справочникам, был родом из Синьхуэй, провинция Гуандун. Однако имеющаяся надпись гласит, что он был из Уяна (прежнее название Гуанчжоу) к северу от Синьхуэй. В бурные дни 1646 года, перед тем как Синьхуэй сдался на милость войск династии Цин, захвативших Гуанчжоу, Хэ Шикунь и другие представители местной элиты повели горожан на снятие осады, сформировав военный отряд с целью восстановления правления династии Мин. Династия Мин правила в Китае с 1368 по 1644 год и пала в результате вторжения Манчу, установившей правление династии Цин. Однако сопротивление разрозненных отрядов династии Мин сохранялось в южном Китае вплоть до 60-х годов XVII века.

 Хэ Шикунь. Цветущие сливы и бамбук
Хэ Шикунь. Цветущие сливы и бамбук

 

Живопись бамбука в правление династии Цин
Zhu Sheng (ca. 1680–ca. 1750)
Чжэн Баньцяо 郑板桥 (1693-1765) – художник, поэт, каллиграф цинской династии, один из представителей группы «Восьми чудаков из Янчжоу».
энергичный Бамбук с достоинством
стоит против ветра и  снега
стремиться в небо,
с благородным амбиций и правом,
И не согнуть его пошлым.

Прославился написанием ландшафтных пейзажей, был мастером стиля «цветы и птицы» и «живопись бамбука». Наиболее известным картинами являются следующие: «Бамбук у большого камня», «Бамбук и скалы», «Бамбук, хризантемы и орхидеи», «Бамбук», «Тонкие бамбуки у скалы», «Орхидеи, бамбук и скалы»
Банцао был не только художником, но и литератором. Он писал:«Обрести мудрость трудно, так же трудно обрести и глупость. Но еще труднее мудрость превратить в глупость. Посему отложи писание, отступи на шаг, и сердце твое обретет покой. Не помышляй о грядущем вознаграждении. Баньцяо познал!»

Чжэн Баньцяо. Орхидеи, бамбук и скала
Чжэн Баньцяо. Орхидеи, бамбук и скала
Li Shan 李鱓 (1686–ca. 1756). Орхидеи и бамбук
Li Shan 李鱓 (1686–ca. 1756). Орхидеи и бамбук

Современная

Wang Jiyuan (Wang Chi-Yuan, 1893-1975)

Чжан Дацань

Чжан Дацань Бамбук. Скалы.
Чжан Дацань Бамбук. Скалы.
Чжан Дацань Человек, скала и бамбук, Национальная галерея. Лондон.
Чжан Дацань Человек, скала и бамбук, Национальная галерея. Лондон.
У Чанжо Бамбук
У Чанжо Бамбук

Чжао Шаоан 赵少昂 (1905-1998) (II)

Чжао Шаоан 赵少昂 (1905-1998) (II)
Чжао Шаоан 赵少昂 (1905-1998) (II)

Небольшое приложение к размышлениях о живописи бамбука. Несколько стихотворений танского поэта Ван Вэя о его пристанище в бамбуковой роще.

Мое пристанище в селеньи бамбуков

В бамбуках кругом - безлюдье.
Я совсем один сижу.
То играю я на лютне,
То протяжно засвищу.
Из людей никто не знает,
В глубине лесной, что я
Вставший месяц созерцаю,
Озаряющий меня.

Перевод Ю. К. Щуцкого

 

Aixin Jueluo 爱新觉罗 (1918-2001) или Pu Zuo- китайский художник. Член императорской семьи Цин: бамбук, цветы и птиц.

pu-zuo

 

pu-zuo

 

1

 

 

xue-liang

 

Aixin Jueluo 爱新觉罗 (1918-2001). Бамбук
Aixin Jueluo 爱新觉罗 (1918-2001). Бамбук
Aixin Jueluo 爱新觉罗 (1918-2001)
Aixin Jueluo 爱新觉罗 (1918-2001)

 

Aixin Jueluo 爱新觉罗 (1918-2001)
Aixin Jueluo 爱新觉罗 (1918-2001)

 

Известный художник Лю Цзыгу (柳子谷, 190l~1986 гг.), следующий за Чжэн Баньцяо, славившийся рисованием бамбука и орхидеи, имел
славное название «画竹圣手(huazhushengshou)»(«Большой мастер рисования бамбука»), под его кистью бамбук образно описывается в ветер, в дождь, в думан, в снег, под солнцем и т. д. Изящество мастерства рисования несравнимо.

23
24

Лю Цзыгу. Работы

 

Ла хуа 1953 Бамбук

 

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Живопись бамбука в Китае: 1 комментарий

Добавить комментарий