Китайская живопись эпохи Сун

Китайская живопись эпохи Сун

Чжао Куан-инь основал империю Сун в 960 году. Являясь командующим армией императора Шэнь-цзуна эпохи поздней Чжоу (951-960), после его смерти  решил занять его место. Он насильственно захватил престол. Столицей нового государства стал Бяньцзын - город на реке Бяньхэ  (ныне Кайфын).

Чжан Цзэдуаню (1085—1145) — китайскому придворному художнику династии Сун  приписывается создание пятиметрового свитка «На реке в день поминовения усопших», изображающего повседневную жинь Кайфына в XII в. (Кайфын того времени был величайшим из городов мира).

Чжан Цзэдуань. «По реке в День поминовения усопших» (XII век).

Для Китая этого периода характерен высокий уровень экономики и культуры. Развиваются ремесла: шелкоткачество, керамическое и фарфоровое производство. Расцветает книгопечатание. Начиная с XI века традиционную ксилографию теснит подвижный шрифт. Город становится центом культуры.

Город  таким образом превращается в  центр просвещения, где функционировали академии и училища, например: Гоцзыцзянь (Императорское училище) и  Тайсюэ (Высшее училище).

Учреждаются школы в провинции   для детей чиновников низших рангов и даже простолюдинов.

В сунское время образовывались библиотеки, в которых нередко  проходили выступление знаменитых ученых конфуцианцев. В «Записках о хранилище наук на горе Тайшань» и в «Записках о  четырех школах- библиотеках династии Сун» Ван Инлиня рассказывается о том, что преподавали как официальную науку (чжэнсюэ) так и «просветленное сердце» - то есть Чань буддизм. Среди лекторов знаменитые философы Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжу Си (1130-1200). Становление неоконфуцианства, официального мировоззрения Китая, в определенной мере происходило на базе этих библиотек – школ, так как последние собирали большие аудитории. «Небо рождает людей и водворяет господина быть им пастырем. Управление миром следует вести честно, надлежит ввести систему колодезных полей, ибо богатые во сто крат богатеют, а  бедность нарастает, словно река в паводок, несчастных и страждущих обилие,  платья и еды не хватает,  и никто не видит, как управиться с этой напастью», - пишется в одном из докладов императору. В  другом докладе императору  крупного идеолога Чжэн Хао пишется: «Дело учительское ныне в упадке, в толковании дао нет единства», «много талантов гибнет».

На протяжении 11-12 веков в живописи Китая произошли  перемены. Пала могущественная танская империя. Противоречия в жизни страны, потрясения, пережитые ею, углубили чувства людей, породили новое понимание жизни. По-новому осмысляется красота природы. Непреложность законов развития природы возводится в ранг нравственного эталона, отождествляется с проявлением духовной жизни человека. Пейзаж «шань-шуй» (Шань-шуй-«горы-воды») — традиционные  пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян. Для рисунка используются минеральные краски или чёрная тушь; изображения сопровождающиеся  каллиграфическими надписями,  выражают самые возвышенные эмоции и носут важнейшие идеи средневекового Китая. Картины–свитки - это и средство духовного общения  и способ передачи символических благородных пожеланий. Живописцы сделали много открытий в области пространственного построения пейзажа, их композиционного ритма, тональности. Пространство стало символом безграничности мира. В сунское время неоконфуцианство  синтетически связало старые религиозные взгляды с проблемами натурфилософии и конфуцианской этики. Сунские художники выразили в своих произведениях идею единства и целостности всего сущего.

Эта идея  в сунское время проявилась  в осознании творческого процесса, понимаемого как некое слияние человека с миром, постижение мастером за внешней видимостью форм глубокой внутренней сущности явлений.

В трактате «Бифа Цзи» (Записки о приемах письма кистью), написанном в форме диалога  юного художника и мудреца-отшельника,  говорится о сути  вещей и явлений, образно выражающейся  живописью, передача которых важнее чем точное воспроизведение отдельных деталей.

В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы». В X веке  он приобрел особое значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций.
Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями.

Почти все жанры этого периода были связаны с  природой. Все прекрасное в жизни, все самые глубокие эмоции сопоставлялись с ней. Каждая травинка под солнцем изображалась с пристальной любовью и вниманием. Художники создавали обобщенные пейзажи, где каждое дерево, любой камень, скала или человек, являющиеся носителями идеального духовного начала, подчинены единому могучему движению сил вселенной.
Горы и реки, водопады и горные обвалы, головокружительные горные ущелья, тихие цветущие долины, затерянные среди вершин, пронизаны восторгом перед необъятной ширью мира.
Мы наблюдаем на этих свитках сложение особой художественной системы пейзажа.

В эпоху Сун китайские художники продемонстрировали удивительные талант в изображении природы и человеческой фигуры. Панорамные виды долин и гор, рек и густых лесов, маленьких фигур монахов и путешественников, деревень, окутанных нежным туманом долин, белых ветвей цветущей вишни или оранжевых цветов с большими зелеными листьями – это темы многих работ художников. Замечательное изображение пейзажа в сунский период было связано с философскими и религиозными взглядами, рассматривающими Природу как Дух Универсума.

Сюй Си -один из величайших мастеров жанра "цветы и птицы". Работал и жил в 10 веке.

Он  писал многочисленные мотивы вольной природы: водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения, включая свои изображения в воздушную среду. Покрывая светлыми прозрачными красками, нанесенные тушью контуры, акцентированные красной подцветкой по краям, он придерживался свободной манеры.

Sjuj Si
Сюй Си Бамбук на снегу

 

Цуй Бо (1050 - 1074 ) - один из ведущих китайских художников династии Северная Сун.

Цуй Бо вошел в историю китайской живописи как выдающийся мастер "хуа няо" в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые» ( цинь - няо ) и «живопись бамбука » ( чжу ) . Любимыми объектами внимания художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры - ива и бамбук, хотя он обращался также к другим подобным образам. Цуй Бо, досконально знал привычки многих живых существ, что позволяло ему творить в «необузданно - свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем его предшественники.

Судя по сохранившимся картинам Цуй Бо, а их известно около десяти, он владел различными живописными техниками и пользовался разнообразными стилистическими приемами. Так, свиток «Дикий гусь и тростник» довольно точно следуя стилистике Хуан Цюаня, отличается детальной прорисовкой натуры, красочностью цветовой гаммы и общей декоративностью. Совсем по -другому решена монохромная картина «Замерзшие воробьи», которая в эскизной манере изображает стайку замерзших птиц, которые примостились на обнаженной ветке.

Наибольшей популярностью пользуются две работы Цуй Бо, находящиеся в коллекции Национального дворцового музея (г. Тайбэй): «Бамбук и чайка» и «Пара соек», другое ее названием «Две сойки, что ругают зайца».

В первой из них изображен момент приближения бури: высокие стебли бамбука гнутся под порывом ветра, преодолевая его упорно движется белая птица, внешне больше похожая на цаплю, чем на чайку (поэтому эта картина еще называется «Бамбук и цапля»). Эффект движения птицы навстречу ветру достигается с помощью нескольких художественных приемов: за счет цветового контраста между ее фигурой и стеблями бамбука с длинными листьями, развивающихся по ветру, а также благодаря оригинальному композиционному решению, при котором птица изображена летящей на зрителя и показана на фоне глубокого пространства, что создает впечатление ее перемещения с нижней левой части свитка, где и расположен рисунок, в самый центр художественного пространства.

Вторая картина отличается жизнерадостным и несколько насмешливым взглядом на мир. На свитке и изображены две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над испуганным зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви.

Цуй Бо Заяц и две сойки
Цуй Бо Заяц и две сойки

Го Си -выдающийся мастер монохромного пейзажа. Один из крупнейших художников-пейзажистов и теоретиков живописи  эпохи Сун.

Го Си являлся членом Академии художеств в Кайфыне.  В своем трактате «Записки о высокой сути лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание диких источников и скал — обычное наслаждение для совершенного человека. Свои представления о живописи Го Си и высказывал, и записывал. Из этих отрывочных записей его сын Го Сы составил трактат, озаглавленный «Записки о высокой сути лесов и потоков» (Линьцюань гаочжи цзи), который преподнес императору. Трактат состоит из двух частей – «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». К этим двум главам Го Си добавил собственное небольшое послесловие «О живописи». Согласно трактату, художник считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. То есть, художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».

«Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761). Их сочинения представляют собой нечто вроде комментариев к тексту созданного Ван Вэем прототипа. В своем трактате Го Си раскрывает тайну пространственного построения свитка (именно Го Си разработал теорию так называемых «трех далей» - саньюань, - в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя).

Го Си   1020-1090       Скалы, деревья, горизонт

Го Си. Ранняя весна. 1072г. Гугун, Тайбэй.
Го Си. Ранняя весна. 1072г. Гугун, Тайбэй.

Правление династии сун делится на два периода.
Второй период связан с большими испытаниями для страны. В 20-х годах  XII века Китай подвергся нападению чжурчжэней.  Вся северная часть страны оказалась под властью завоевателей. Лишь южная часть  со столицей в Линьане  (Ханьчжоу) оставалась свободной  и постепенно сосредотачивала  в себе всю интеллигенцию китайского общества.

Природа в это время рисуется  как единственное прибежище  для человека в  мире смут, войн и бедствий.

 

Выдающимся живописцем династии Южная  Сун был Ма Юань (1190-1224). Он был знаменитым пейзажистом, и так же работал в жанре "цветы-птицы"

 

Ма Юань Напевая в пути
Ма Юань
Напевая в пути

 

На горной тропинке весной
Ма Юань        На горной тропинке весной
 Ма Юань Путешествие через горный перевал ранним зимним утром
Ма Юань Путешествие через горный перевал ранним зимним утром
Ся Гуй Далекий вид
Ся Гуй Далекий вид

Ся Гуй (1195-1224) художник-монах школы Чань.  Вместе с Ма Юанем основал школу ма-ся.

Ся Гуй Вид издалека на ручьи и горы. Фрагмент.
Ся Гуй
Вид издалека на ручьи и горы. Фрагмент.

Ли Ди  - один из известнейших художников-анималистов работал во второй половине 12 века. Небольшие сценки из жизни животных у него лиричны и  трогательны.

Ли Ди
Ли Ди
Собака

 

 


Ма Линь работал в 13 веке. Художник пейзажист так называемой школы "Ма-Ся". Сын известного мастера живописи Ма Юаня.

Ма Линь Благоуханное небо после дождя

 

Слушая ветер в соснах

Ма Линь
Слушая ветер в соснах

Ма Линь Ожидание гостей при свете фонаря
Ма Линь
Ожидание гостей при свете фонаря

 

Лян Кай ( вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах. Он видел в искусстве способ запечатлеть и уловить  то,  что наиболее неповторимо в своей свободе и открывается  мысленному взору  в момент просветления. Чань буддизм искал путь к истине через созерцание,  способствующее духовному прозрению, когда человек сливается с окружающим миром, усилием духа постигает   свое единение с миром. Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам  присуща некая неуловимость,  но намек и недосказанность  чаньских мастеров  способствует   их обостренной эмоциональности. В максимально концентрированном виде живописцы доносят свое ощущение в  дерзновенно обобщенной форме, смело и свободно выраженной.

 

Лян Кай Бессмертный

 

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Китайская живопись эпохи Сун: 2 комментария

Добавить комментарий