Живопись Тан

Высшим достижением искусства средневекового Китая является живопись, в которой с наибольшей полнотой воплощены гуманистические идеалы. Культовые настенные храмовые росписи (минеральными водяными красками по сухому известковому грунту, нанесенному на слой глины, смешанной с пенькой), исполненные по образцам известных живописцев того времени (У Дао-цзы, Янь Ли-бэнь), отличаются светской направленностью (бытовые сцены, портреты жертвователей и чиновников, пейзажи). Установились определенные жанры в станковой живописи: портрет (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан, У Дао-цзы), живопись «цветов и птиц» (Бянь Луань), анималистический жанр (Хань Гань). Пейзаж «шань-шуй» («горы-воды») приобретает самостоятельное значение и тесно сплетается с возвышенной поэзией и древними представлениями о силах мироздания. Своеобразные художественные приемы позволяют достичь больших обобщений, создают впечатление цельности природы как части бескрайнего мира (вытянутая форма свитка, композиционное построение с высоко поднятой линией горизонта, противопоставление разномасштабных предметов, создание между дальними и ближними предметами воздушной среды в виде тумана, воды и облаков). Многокрасочны, ярки и нарядны плоскостные пейзажи Ли Сы-сюня и Ли Чжао-дао; более пространственны и эпичны монохромные пейзажи Ван Вэя.

В Танскую эпоху окончательно сложились основные принципы китайской живописи: своеобразная трактовка пространства, отсутствие линейной перспективы, многоплановость, воздушная перспектива, отсутствие светотени и т.д. Большую роль, как в живописи, так и в тесно связанной с ней каллиграфии, играли возможности и выразительность материалов письма — кисти и туши.
Важным фактором развития искусства было то, что танская живопись активно усваивала и творчески перерабатывала влияния, получаемые извне — из Центральной Азии, Индии, в свою очередь, оказывая сильнейшее воздействие на искусство соседних стран — Кореи и Японии.
Живопись этой эпохи была тесно взаимосвязана с религиозно-философскими учениями. В основном она развивалась по двум направлениям: конфуцианскому и даосско-буддийскому.
В эпоху Тан главное место занял пейзаж («шань шуй», т. е. горы-воды), который стал основным выразителем даосско-буддийской линии. Само название указывает преимущественное внимание художников к изображению двух основных элементов природы — воды и гор, которые служили и служат для китайского художника выражением самой сущности мироздания.
Художники не писали пейзажей с натуры, а создавали обобщенный пейзаж — «икону». Написание пейзажа и восприятие его было тождественно религиозному действию. Поэтому детали картины в средневековом Китае всегда строго предопределены эзотерической функцией пейзажного искусства.
В эпоху Тан главное место занял пейзаж («шань шуй», т. е. горы-воды), который стал основным выразителем даосско-буддийской линии. Само название указывает преимущественное внимание художников к изображению двух основных элементов природы — воды и гор, которые служили и служат для китайского художника выражением самой сущности мироздания.
Художники не писали пейзажей с натуры, а создавали обобщенный пейзаж — «икону». Написание пейзажа и восприятие его было тождественно религиозному действию. Поэтому детали картины в средневековом Китае всегда строго предопределены эзотерической функцией пейзажного искусства.»

Жанры
В эстетических теориях традиционного Китая национальная живопись подразделяется на 13 самостоятельных жанров, в качестве которых рассматриваются произведения на историко-мифологические темы, изображения даосских и буддийских персонажей, три жанра, предназначенных для изображения людей – парадный, частный портрет и жанровая живопись, нередко объединяемые как жэнь у – досл. «люди и вещи», жанр «цветы и птицы», типологически сопоставимый с европейским натюрмортом, и пейзажная живопись – шань шуй хуа, досл. «картины гор и вод», которая тоже может подразделяться на несколько жанровых подразновидностей

II
618 г. Ли Юань, захватив восточную Суйскую столицу Лоян и убив Гун-ди, положил конец династии Суй,
провозгласив себя первым императором династии Тан. На достижение полного объединения империи потребовалось время.
В 618 г., когда Ли Юань (император Гао-цзу, 618-626) взошел на трон, власть в ней оспаривали около 200
повстанческих группировок, многих из которых обладали немалой военной мощью и контролировали огромные территории.
А возглавляли их, по крайней мере номинально, члены Суйской императорской фамилии. С помощью своего второго сына
Ли Ши-миня Гао-цзу за шесть лет подавил сопротивление всех повстанческих отрядов, разгромил своих противников и
восстановил в стране мир. В 626 г., уничтожив законного наследника, Ли Ши-минь убедил отца отречься от
престола в свою пользу. Так началось правление одного из величайших императоров в китайской истории — Тай-Цзуна (626-649).

В правление Тай-Цзуна Китай достиг невиданного расцвета. Дальнейшая история правления династии Тан знает периоды возвышения и ослабления, борьбы за престол самыми жестокими и циничными методами, времена веротерпимости и гонений за веру, мира и войн, тяжко отразившихся на судьбах людей, в том числе и выдающихся деятелей культуры.

И все же это было время неслыханного подъема интеллектуальной и духовной жизни, небывалых достижений в культуре. Масштабы этих достижений очень велики. И только барьер образовавшийся между Западным миром и Востоком, из-за разных путей, которыми пошли в дальнейшем в экономическом, политическом и культурном развитии Западный мир и восточный, препятствовали оценке достижений танской культуры и того вклада, который сделали танские интеллектуалы в мировую культурную сокровищницу.
Живопись эпохи Тан в Китае достигает больших высот.

У Даоцзы (кит. 吴道子, 680—740) — китайский художник,наибольшую известность получил как мастер сюжетной живописи — жанра жэнь-у (хуа) (кит. 人物 (畫), «[живопись/изображения] фигур»). Он владел искусством исключительно реалистического изображения людей в движении, использовал технические приемы, позволяющие добиваться оптической иллюзии трёхмерности форм.

У Даоцзы, 87 небожителей
У Даоцзы, 87 небожителей

Духовная жизнь периода Тан чрезвычайно интенсивна. В городах сосредоточились школы, библиотеки и университеты. Концентрация материальных и духовных ценностей, выдающихся деятелей — живописцев, поэтов, мыслителей приобрела в городах грандиозный, невиданный дотоле размах. Увлечению литературой способствовало изобретение в VII веке ксилографического способа книгопечатания, а в IX веке — печати с помощью передвижного шрифта, позволявшего популяризировать сборники стихов и новелл. В искусстве той поры нашли выражение наиболее прогрессивные тенденции культуры. Танское время с его интересом к внешнему миру было проникнуто пафосом созидания, несло в себе огромный заряд жизненной энергии.

На протяжении VII-VIII вв. живопись заняла центральное место в ряду других видов изобразительных искусств, поднявшись до выражения глубоких мыслей и чувств. В ней полно выразились поиски законов обобщения вселенной, единения человека с миром. В совершенных образах она донесла идеалы красоты и гармонии того времени до нас – людей живущих в 21 веке.
Многообразие жизненных устремлений Танского государства определило характер живописи. Живопись эпохи ярка, красочна, наполнена торжественности и праздничности. Живопись на свитках переживает в эпоху Тан расцвет. Художники уподобляются поэтам в своем восхищении породой.

Появляются новые сюжеты, новые живописные приемы, каноны. Для передачи приподнятого, радостного, эмоционального образа мира художники используют особую декоративную систему, построенную на сочетании ярко окрашенных в синие, зеленые, белые цвета плоскостей, изображающие горы и облака, и образующие своеобразные кулисы, с множеством скрупулёзно выписанных деталей, таких как деревья, кустарники, скалы, постройки, фигуры людей. Линии обводятся золотым контуром. Фигуры вкрапливаются в пейзаж яркими пятнами. Масштабы гор и деревьев противопоставляются масштабам людей. Хотя только намечается воздушная среда, уже найдены приемы передачи грандиозных пространственных далей: вздымающихся к небу горных пиков, широких долин, могучих потоков — всех почитаемых с древности элементов природы, которые являются главной темой китайского пейзажа.

3. Живопись Жень у хуа (в переводе с кит. человек и цветы) — жанр китайской живописи, изображающий портрет человека или людей на фоне природы. Изображение человека можно считать первым жанром в живописи Китая. Фоном для него часто служила окружающая человека природа. Постепенно из жанра жень у хуа выделился в самостоятельный жанр пейзаж, который занял ведущее значение в китайской живописи Бытописательный и портретный жанр.
В это время началась жанровая специализация. Развитие традиций бытописательного и портретного жанра «жэньу» (люди и предметы) связывались с именами Янь Либэня (VIIв.), Чжан Сюаня (VIIIв.), Чжоу Фаня (VIII-начало IX вв.).

Чжан Сюань. Весенняя прогулка Хуго. Копия XII в. Музей провинции Ляонин, Шэньян
Чжан Сюань. Весенняя прогулка Хуго. Копия XII в. Музей провинции Ляонин, Шэньян
Чжан Сюань. Приготовление шёлка. Копия, выполненная императором Хуэйцзуном в нач. XII в. Бостон, МИИ.
Чжан Сюань. Приготовление шёлка. Копия, выполненная императором Хуэйцзуном в нач. XII в. Бостон, МИИ.

Свиток Чжана Сюаня посвящен церемонии приготовления шелка, которая возникла при дворе императора.
В этой церемонии принимали участи придворные дамы (наложницы) императора. Придворные дамы были ответственны за проведение церемонии сбора тутовых листьев и изготовление шелка. Свиток Сюаня дает возможность получить
представление о жизни при дворе императора в Танскую эпоху.

Картины мастера придворных сцен Чжоу Фана, работавшего в 780—810 годах, несут новые качества, появившиеся в эпоху Тан. Сюжеты взяты из реальной жизни. Его свитки как бы читаются, подобно книге с иллюстрациями, показывая одну за другой серии отдельных, метко схваченных бытовых сценок, объединенных единой темой. С помощью деталей (стол, дерево, скамья) художник умело характеризует место действия, вводит зрителя в интимную атмосферу жизни той поры. Свободно компонуются группы людей, зорко подмечена жестикуляция и специфика движения фигур. В облике изображенных придворных дам воплощен характерный для танского времени идеал красоты.

Чжоу Фан. Придворные дамы с цветами в причёсках. Музей провинции Ляонин, Шэньян
Чжоу Фан. Придворные дамы с цветами в причёсках. Музей провинции Ляонин, Шэньян

Ян Либэнь – министр императора Тай Цзуна. Выдающийся портретист, чье творчество пользовалось большим успехом при дворе, создал две известные картины (в частности «Тринадцать императоров»), а так же серию портретов ученых Северная Цы, в настоящее время хранящихся в Музее изобразительных искусств в Бостоне. Его линейный стиль, характеризующийся четкой прорисовкой персонажей, считается типичным для первого периода правления Таней.
В свитке «Тринадцать императоров» или иначе «Властелины разных династий» Ян Либэнь повествует о тринадцати правителях Китая, царствовавших на протяжении ханьской и суйской династий. Этот свиток можно назвать парадно портретной эпопеей и исторической композицией. Выстроенные на нейтральным фоне длинного свитка группы идущих или восседающих на троне императоров, не связаны между собой единым действием. Каждая из них представляет собой замкнутую композицию. Фигуры правителей возвышаются над слугами подобно божествам. Их бесстрастные лица отмечены печатью торжественности, воплощая идеал мудрости. Каждый император наделен атрибутами, символическими деталями одежды, которые характеризовали качества, приписываемые ему традицией. Позами, жестами, высоким достоинством всего облика художник создавал вереницу персонажей своей эпохи, передавая конкретные наблюдения и точные детали.

Ван Либэнь Император Суй
Ван Либэнь Император Суй

4.Ли Сысюнь (李思训; 651—716) представитель так называемого сине-зеленого пейзажа династии Тан.

 Ли Сысюнь Пейзаж с лодками
Ли Сысюнь Пейзаж с лодками

Ли Сысюнь был родственником императорской семьи Тан, вел активную политическую жизнь, и получил звание генерала. Его сын, Ли Чжаодао (Z 道), был также известным художником, и поэтому его иногда называют Большим Генералом Ли, а сына Маленьким Генералом Ли. Хотя ни одно подлинное произведение не сохранилось, известно, что и Ли Сысюнь , и Ли Чжаодо рисовали очень декоративно и тщательно, используя технику точных линий, полученную от более ранних художников, таких как Гу Кагайчжи (顧 愷 之, 348-409) и Чжан Цзыцянь (展子 虔, ca.550-604), особенно при добавлении декоративных минеральных цветов синего и зеленого, часто вместе с белым и золотым. Китайский теоретик Донг Цичан (董其昌, 1555-1636) говорил о стилистическом разделении между декоративной традицией среди северных художников, начатой ​​Ли Сисуном, и научной традицией среди южных школьных художников, начатой ​​Ван Вэем (王維, 701-761).
Ли Чжаодао (李昭 道, fl. Начало VIII в.) был уроженцем Тяньшуй, Ганьсу, и занимал должность секретаря предполагаемого наследника. Его золотые и сине-зеленые пейзажные картины следовали духу стиля его отца. Он также преуспел в изображении фигур и зданий.

Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао — это важный этап в сложении китайского пейзажа. Пейзажи Ли Чжаодао ярки, наполнены фигурами людей, изображениями дворцов, храмов, павильонов, мостов. У этих художников еще доминирует декоративный подход в осознании целостности мира природы.

 Ли Джаодао Путешественники среди гор весной (春 山 行旅 圖)
Ли Джаодао Путешественники среди гор весной (春 山 行旅 圖)

Ли Джаодао гонки на драконьих лодках

Следующий шаг в постижении художественной значительности и гармонии природы был сделан в VIII столетии величайшим китайским живописцем и теоретиком Ван Вэем. В его картине «Просвет после снегопада» (Киото, собрание Огава) мир природы ощущается уже гораздо более единым, чем у Ли Сысюня. Этому способствует то, что он отказывается от многоцветной палитры и пишет только размывами черной туши, через тональное единство добиваясь впечатления целостности увиденного мира.

Ван Вэй. Просвет после снегопада. Фрагмент свитка на шелку. VIII в. Киото, собрание Огава
Ван Вэй. Просвет после снегопада. Фрагмент свитка на шелку. VIII в. Киото, собрание Огава

Гораздо свободнее он и в композиционном построении пейзажа. Воспроизводя образ зимы, вынося на передний план лишь слегка намеченную гладь замерзшей реки и рисуя на дальнем плане поросшие деревьями холмы, Ван Вэй создает более плавные переходы от одного плана к другому, скрадывая явную кулисность, которая была у его предшественников. Пейзаж Ван Вэя впервые становится безлюдным. Природа — его единственный объект изображения. Она обретает художественную самоценность. Это был уже качественно иной этап в истории пейзажной живописи Китая, открывавший новые пути в поэтической интерпретации мира природы. 1.
Хань Хуан (723 – 787) – китайский государственный деятель и художник. Хань Хуань прославился как выдающийся администратор. Но он находил время заниматься живописью.

Хань Хуан. Пять Быков. VIII в. Гугун, Пекин.
Хань Хуан. Пять Быков. VIII в. Гугун, Пекин.

Хан Ган (15 幹, ок. 715–781) был художником династии Тан, который, хотя и был записан как автор настенных росписей на буддийские и даосские темы, лучше всего запомнился своими рисунками лошадей. Хан Ган подчеркивал силу и благородство лошадей империи Тан, используя жестко контролируемую линию и композиции с большой ясностью. Лошадь как предмет живописи была продолжена Ли Гонглином (李公麟) в династии Сун (960–1279) и Чжао Мэнфу (趙孟頫) в династии Юань (1271–1368), среди других.

Хан Ган (15 幹, ок. 715–781) Сияющее белое
Хан Ган (15 幹, ок. 715–781) Сияющее белое

Росписи храмов в VII-VIII вв
В VII-VIII вв. достигают своего расцвета монументальные росписи дворцов и храмов

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни.

Меняют свой облик сравнительно с прошлым настенные росписи буддийских монастырей. Обогащаются их сюжеты, более разнообразна тематика, усилено внимание к земному миру. Им присуще то общее, что характерно всей танской живописи: полнокровность и широта идеалов.

Росписи Цзяньфандуна, восходящие к VII веку доказывают это. В отдаленном от столицы скальном монастыре, расположенном на пересечении путей, связывающих Китай с Индией и Центральной Азией, переплетаются местные традиции с комплексом восточных художественных систем.

Танским росписям монастыря присущи широта охвата жизненных явлений, красота и свежесть колористических сочетаний. В пещерных залах росписи заполняют обширные пространства стен монументальными панно, воспроизводящими картины райских миров, населенных сонмами прекрасных божеств. Парадные композиции дополняются мотивами буддийских сутр, повествующих о чудесах, совершаемых милосердными святыми и божествами, торжественных приемах и далеких путешествиях. Развертываясь на фоне просторных пейзажей, легенды о милосердных деяниях Авалокитешвары сливаются в рассказ о величии и бескрайности природы. Огромным и густонаселенным, праздничным и цветущим предстает мир, показанный в танских пещерных росписях. Новые воплощения красоты и гармонии выявляются в пышности многофигурных композиций, в грации и чувственной красоте мягких и пластичных движении небожителей, в умудренности лиц паломников и монахов, в нарядности одежд и причёсок знатных жертвователей. Все это показывает восхищение мастеров богатством и красочностью мироздания.

Будда. Тханка. 8 век.
Будда. Тханка. 8 век.

Танская культура стала одной их вершин культуры средневекового Востока.
Битва на реке Талас (недалеко от города Тараз, Казахстан) между войсками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата с одной стороны и армией танского Китая за контроль в Средней Азии в 751 году положила предел продвижению арабов на Восток, но подорвала мощь танского Китая. Последовавший за этой битвой мятеж Ань Лушаня Еще сильнее ослабил Китай. Следующим этапом развития Китайской Культуры период правления китайской династии Сун (960-1279).

1.https://www.portal-vostok.ru/index.php/kitaj/iskusstvo/iskusstvo-vii-xiii-vekov/77-iskusstvo-vii-xiii-vekov-chast-12
Н.А. Виноградова»
На статью Турышевой Н. «Живопись Тан» ссылка в работе «ПУТИ АДАПТАЦИИ ТЕРМИНА «ПЕЙЗАЖ»
ДЛЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ» Сун Цзюаньпина.
Сун Цзюаньпин. Пути адаптации термина «пейзаж» для китайских студентов
художественно-педагогических вузов // Наука и школа. 2023. № 1. С. 200–206. DOI: 10.31862/1819-
463X-2023-1-200-206. https://cyberleninka.ru/article/n/puti-adaptatsii-termina-peyzazh-dlya-kitayskih-studentov-hudozhestvenno-pedagogicheskih-vuzov/viewer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.